Запись подкаста «Go учиться!». Гость – Александр Алексеев, президент ADCR, руководитель направления Искусство рекламы Школы дизайна НИУ ВШЭ, креативный директор backinblack.pro
В этом выпуске подкаста «Go учиться!» говорим о брендинге. Выясняем, почему так важно развивать личный бренд и как придумывают идеальные названия для корпораций. А также говорим об ошибках известных брендов.
Тут тоже все как у людей. Если человек экспрессивный, экстравертный, представление о нем как о бренде складывается быстрее. Если он замкнутый, тихий, сдержанный, представление о нем как о бренде складывается медленнее, и это, кстати, безоценочно.
В 2012 году Морис Саатчи сказал, что у каждого бренда обязан быть one word equity. По-русски, мне кажется, правильнее всего сказать так: должна быть объективная сущность бренда. По большому счету, это то слово или понятие, с которым моментально ассоциируется бренд у потребителя.
В 2021 или 2022 году было выступление Fortnite против Apple как монополиста, который получает чрезмерную прибыль от размещения приложений. В тот момент было легко предположить, что это будет конец бренда Apple, каким мы его знаем. Но бизнес-процессы в данном случае длительные. Apple – самый дорогой бренд мира. Но в то же время Fortnite выступил как настоящий партизан и повел себя ровно так же, как Apple в 1984 году. Они запустили вирусную рекламу, где пересняли ролик «1984», заменив позицию диктатора IBM, против которого выступал Apple в 1984 году, на сам бренд Apple.
Когда Apple становится диктатором, он меняет свою объективную сущность, ведь его бренд – он же другой. Think different (с англ. — «Думай иначе», «Думай иное» — рекламный слоган компании Apple Inc., созданный в 1997 году) – вот его основное слово. Как только он перестает быть «другим», ему грозит потеря объективной сущности и доверия пользователей.
На самом деле, в реакции пользователей есть вялая, но замедленность. Уже нет очередей за новыми айфонами, есть претензии, что Apple не делает новинки, но бренд все еще мощный, поэтому он продолжает ехать по накатанным рельсам. Я полагаю, что эти рельсы скоро оборвутся. Самое главное в бренде – это не имя, не цвет, не логотип и не знак. Можно сказать, это то впечатление, которое создается у пользователя, это то одно слово, с которым ассоциируется бренд. Сильный, высокий по капитализации бренд ему не изменяет.
Имея определенные бизнес-цели, можно просто подсмотреть, послушать и сделать как нравится. Здесь Россия ничем не отличается от Бразилии, Вьетнама или Соединенных Штатов Америки. Если мы хотим достигнуть целей на другом уровне качества и скорости достижения результатов, то надо учиться в университетах, в школах – формат образования зависит оттого, что тебе удобнее. Есть и формат дополнительного профессионального образования в этой области – все это существует.
Смысл слова «бренд» изменился. Если раньше бренд означал знак, то сейчас бренд – это впечатление, причем целевой аудитории, на которую ты этот бренд направляешь.
Квант – это объективная сущность. Атомы – знак, имя. Дальше начинается дополнительное обрастание оболочками. Молекулы – коммуникационная система. Сюда добавляется цвет. Я не умаляю его значимость, потому что это важнейшая часть брендинга, – то, что мы называем бренд-нарративом.
Такое бывает нечасто, но, если рекламная кампания год от года разрабатывается и строится по единому паттерну, мы понимаем, что начинается уже определенное слияние. Значит, она работает, срастается с корнями бренда и его объективной сущностью, они начинают быть единым организмом. Но мы же контактируем не с объективной сущностью, а с реальными проявлениями – визуальными, вербальными. Мы все знаем эту формулу: «Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального есть Mastercard». Ну вот и получается.
Студенты делят время пополам: один месяц из двух они проводят в исследованиях, разбираясь в целевой аудитории, ее запросах, конкурентных предложениях, соответственно, всех компонентах, о которых мы говорили, и находят гипотезу. Второй месяц они ее оформляют, то есть намечают имя, визуализацию, бренд-нарратив – этим обычно занимаются уже рекламисты.
InBev S.A. купил завод пива «Тинькофф» вовсе не ради бренда, ведь с тех пор продукция «Тинькофф» на полках не существует или в очень лимитированном объеме. Он купил это производство, потому что ему нужен был современный завод на северо-западе России для построения дистрибуции, чтобы было дешевле перевозить свои же собственные патентованные бренды. Итак, производство – по-прежнему значимая часть.
Следующая позиция – это бренд. Есть этапность. Я не говорю, что бренд – это более быстрая схема капитализации, но она менее затратная. Основная инвестиция – в производство, в создание бренда – для этого нужны время и последовательная коммуникация. Стартовая инвестиция сравнительно мала несмотря на то, что чек фрилансера или российской дизайн-студии в сотни раз меньше чека компании Landor или Interbrand. Это копейки по сравнению со строительством завода, пусть даже на северо-западе России, зато отдача, несомненно, более высокая, исходя из того, что мы видим у Apple. Мы же понимаем, что его стоимость связана не с количеством проданных айфонов, которое сильно больше не становится.
Это абсолютно так. И этому есть понятное объяснение. Бренд – это впечатление, но впечатление от реальных людей. Реальные люди не имеют никаких взаимодействий с Apple, но айфон они держат в руках. Это создает у человека живое впечатление. Тема экономики впечатлений имеет прямое отношение к построению брендов. Сравнительно новое понятие «экономика впечатлений» вбирает в себя понятие брендинга. Впечатлений больше, но бренд – это впечатление. Вот такая схема.
Нет, конечно, но предопределить, протестировать и поправить дóлжно. Отличие целеполагания брендинга от практики, то есть результата, – это отличие постановки задачи и восприятия. Если ты правильно складываешь слагаемые, то вероятность, что правильное впечатление у твоей целевой аудитории возникнет в более короткий срок, становится выше. Тут как в творческом процессе. Ты можешь творить как угодно, но если у тебя есть цель, то путь к ней может быть короче в случае соблюдения определенных условий. Ты как бренд должен постоянно выстраивать обратную связь с аудиторией – знать, как она на тебя реагирует, что она о тебе думает. Сегодня это достаточно легко: настраивай в соцсетях social listening (пер.англ. социальное прослушивание) – и все будет ясно.
Современный подход к дизайн-образованию наиболее цельный, потому что современный дизайнер – тот, кого мы учим в Школе дизайна – в состоянии как самостоятельно при маломасштабном задании создать бренд, так и стать членом команды, в которой распределяется деятельность в процессе дизайн-мышления.
Мне понравилось, что сделали со Stars Coffee, хотя это скорее бизнес-необходимость. Никто не собирается оценивать знак Stars Coffee с точки зрения уникальности и оригинальности. Там не было такой задачи. Но была задача не обидеть своего пользователя. Не обидеть – значит не потерять те деньги, которые платятся за посещение этих заведений - как Starbucks, так и Stars Coffee. Я считаю, что это понятная, внятная и достойная работа именно исходя из позиции эмпатии.
Дальше я теряюсь. Я слышу от других и сам чувствую, что это какой-то недомакдональдс. Ощущение, что это бренд-компромисс. Но это мое субъективное мнение. Если разобраться отдельно по компонентам, там все окей. Можно спорить по поводу знака, но это не так уж и важно. Объективная сущность донесена в имени. Правда, раньше говорили «весело и вкусно», а сейчас говорят «вкусно – и точка», но это все нормально.
Получается как бы дерево. Корни – целеполагание – в маркетинге. Ствол пусть будет брендинг. Ну а ветви или даже крона – это реклама. Занимаясь брендингом, мы находимся где-то посередине. Если знаешь, где корни, – хорошо, уходи в целеполагание. Если знаешь, как говорить, – переходи в листочки, занимайся менеджментом брендов в соцсетях.
Какие и в чем есть различия? Компании делают свой brand name – так и люди псевдонимы берут. Со знаком сложнее, но если мы посмотрим на индустрию развлечений, то можно вспомнить логотип Принца с гитарой. Конечно, это элемент брендинга. Какое-то время Принц назывался Артистом. Это тот самый случай. Или бренд Че Гевары.
Для этого есть простые чекапы. Как только ты слышишь обратную связь и порой ей удивляешься, то может, ты и достигаешь определенной цели, но не той, которую хотел.