Подкаст «Go учиться!» | Forbes Education

Спрос рождает предложение: что происходит с платным высшим образованием в России

Запись подкаста «Go учиться!». Гость – Елена Мальцева, заведующая кафедры менеджмента и маркетинга Института бизнеса и дизайна B&D
В специальном выпуске подкаста «Go учиться!» отходим от темы профессий, чтобы перед стартом сдачи ЕГЭ и приемных кампаний в вузы и колледжи поговорить о рынке платного образования. Распространено мнение, что число бюджетных мест стремительно сокращается и скоро выбора, кроме как платить за учебу, не останется. Выясняем, так ли это.

Число бюджетных мест в российских вузах увеличивается вопреки распространенному мнению, что их становится только меньше. По крайней мере о росте говорят в правительстве. Но мнение о том, что бесплатных мест становится меньше — тоже справедливо, так как в этом учебном году рост был в основном для научно-технических специальностей. Это касается медицины, IT и педагогических направлений.

Если на бюджет попасть не удается, а учиться по тем или иным причинам хочется или нужно, то выходом становится платное образование.

Что происходит на этом рынке?

Он развивается, что логично, в тех специальностях, где число бесплатных мест не растет. Так, в Высшей школе экономики подсчитали, что абитуриенты гуманитарных, юридических и социальных направлений уходят на платный прием.

Вместе с количеством абитуриентов растет и стоимость. По данным Минобрнауки, в прошлом году увеличение стоимости обучения составило как минимум 3-4%. И часто вариант учиться платно остается единственным для абитуриентов. Но позволить себе это может не каждый, по крайней мере, если речь идет о крупной сумме прямо сейчас. Помочь с этим может, например, Сбербанк — там совместно с Минпросвещения и Минобрнауки подготовили образовательный кредит с господдержкой. По выплате основной суммы долга с этим кредитом дается отсрочка на время обучения, а также действует специальная сниженная процентная ставка. Подробнее об этом в выпуске и по ссылке.

Так что же ждет высшее образование? И к чему готовиться абитуриентам в этом году?

Обсуждаем с заведующей кафедры менеджмента и маркетинга Института бизнеса и дизайна B&D Еленой Мальцевой.

Каков спрос на профессии: все ли одинаково популярны и за все ли готовы люди платить? Может быть, есть такие, за которые, если нужно платить, то они совсем не привлекают?

В принципе, если мы будем рассматривать спрос на образование, то нужно исходить из того, что он всегда распространяется на качественное образование, неважно, платное оно или бесплатное. Как правило, сильный абитуриент с высокими баллами ЕГЭ выбирает вузы, которые на слуху, которые имеют очень хорошую репутацию, выпускники которых прекрасно трудоустраиваются.

Не будет открытием, если я назову московские вузы, в том числе «Высшую школу экономики» и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, и многие другие. Просто не хочу никого обижать. Поэтому в первую очередь я бы хотела привести известное всем выражение: «Все профессии нужны, все профессии важны». Если человек готов и его родители могут оплатить образование, то он выбирает ведущий вуз, и не имеет значения, поступит ли он на бюджет (хотя он наверняка будет очень стараться) или не поступит. Потому что он выбирает серьезный вуз, и это в определенной степени дает ему надежду, что он получит хорошую профессию, качественное образование, прекрасно трудоустроится и найдет себя в жизни.

Второй вариант. Если человек не выбирает ведущий вуз Москвы, то он ориентируется на спрос на рынке труда и на уровень заработной платы, который HeadHunter нам выдает, у него отображается достаточно актуальная информация практически каждый день. Люди хотят не только инвестировать в образование, если оно платное, но и получать высокий доход в будущем и понимать, что искусственный интеллект их профессию не заменит никогда. Поэтому они готовы платить, готовы поступать и в московские, и в региональные вузы, но только в том случае, если там хорошая научно-преподавательская школа.

Если посмотреть, что происходит со спросом на образовательные услуги в информационных направлениях, то по регионам ситуация очень неоднородна. Бюджетные места, как правило, всегда заполняются. Но каждый вуз дополнительно набирает себе студентов на коммерческой основе, и если наблюдается недостаточно высокий уровень специалистов в этих вузах, которые преподают информационно-коммуникационные технологии, то там не так и велик контингент студентов, обучающихся на платной основе. Бизнес-информатика, информационно-коммуникационные технологии и другие подобного рода направления подготовки пользуются спросом, потому что очень хорошую кадровую обеспеченность? и за это люди готовы платить не только в Москве, но и в регионах.

Пресловутое «войти в IT»?

Да, совершенно верно. И если мы сейчас откроем HeadHunter, то увидим, что наиболее высокие зарплаты именно в IT-сфере. Поэтому естественно, что люди готовы оплачивать это образование.

Далее, есть специальности широкого диапазона применения. Как бы ни «боролось» государство с большим количеством экономистов, юристов и менеджеров, на них спрос всегда достаточно велик. Понятно, что существует большое количество коммерческих вузов, где спрос рождает предложение. Но даже там, где государство уменьшает количество бюджетных мест, то есть контрольные цифры приема сокращаются, в тех же ведущих вузах Москвы, количество людей, которые поступают на платное образование по направлениям юриспруденции, экономики и менеджмента, растет очень активно.

Нам представила информацию «Высшая школа экономики», которая собирает базу данных и выкладывает ее, за что им огромное спасибо, где можно увидеть результаты приема 2022 года. Я посмотрела, что же происходит сейчас с менеджментом, потому что это моя кафедра и это наше направление.

Что же я увидела? А увидела я то, что на менеджмент, например, самая высокая цена в «Высшей школе экономики» составила 825 тысяч в год. Согласитесь, немало. При этом на бюджетное отделение набрали 100 студентов — контрольная цифра приема, которую выдает государство, — и 505 студентов, то есть в пять раз больше, набрали на коммерческие места.

Что касается экономики, там выросло количество платных студентов по сравнению с бюджетниками в два раза: это 295 бюджетных мест и 570 студентов на коммерческой основе.

Если мы посмотрим по региональным вузам, практически то же самое происходит во всех крупных вузах.

В чем причина этого явления?

На мой взгляд, если вы получаете узкую специальность, например, почвоведение, то вы можете работать исключительно по своему направлению. Если вы оканчиваете менеджмент, а это и стратегический менеджмент, и антикризисное управление, и менеджмент организации, и менеджмент качества, и умение выстраивать бизнес-процессы, то есть это дает вам широкий перечень необходимых компетенций.

Что происходит после того, как вы закончили бакалавриат? Дальше вы можете пойти в магистратуру в соответствии с тем профилем, который выбрали. И если вам нравятся нефть и газ, изучите глубоко специфику этой деятельности. Если вам нравится АПК, пожалуйста, изучайте специфику сельского хозяйства. Таким образом, получается, что сфера приложения очень широка, менеджмент всегда будет востребован. Хороший управленец всем нужен. И если этот уровень образования в московском вузе дает вам возможность впоследствии выходить на позицию топ-менеджмента и далее, то человек, который закончил региональный вуз, может пойти как на госслужбу, так и организовать свое собственное дело, потому что ему необязательно знать все тонкости профессии. Допустим, он открывает компанию, набирает дизайнеров, программистов, кого угодно, но главное — он умеет организовать работу этих людей, он понимает, как выстроить эффективные бизнес-процессы, как сделать так, чтобы минимизировать убытки и максимизировать прибыль.

Поэтому такие широкие, на мой взгляд, специальности с глобальным набором компетенций всегда будут пользоваться спросом.

И еще один тренд, который я вижу, исходя из того, как я проанализировала ситуацию по приему, — это большой рост желающих пойти обучаться на креативные профессии. Дизайн выстрелил в 2022 году, причем очень сильно.

С чем я это связываю и почему я так считаю? Я приведу некоторые цифры в доказательство своей концепции.

Сейчас у нас широко развивается искусственный интеллект, блокчейн, IT, разные автоматизированные системы и так далее, и простой труд можно будет в будущем заменить машиной. Но есть креативные профессии, которые вбирают в себя очень много различных качеств. Это не только те скиллы, которые дают возможность человеку нарисовать красивое изделие и воплотить его в жизнь, но еще это инновация, это нетрадиционный подход, это совершенно иной взгляд на, казалось бы, обычные вещи и многое другое.

Здесь очень многое упирается в личные качества человека, в так называемые софт-скиллы, которые машина не заменит никогда. Педагога, например, она никогда не заменит, так же как и она не заменит никогда креативную индустрию. Последняя развивается во всем мире, она дает неплохой прирост ВВП. Если в России он может быть до 12%, в зависимости от региона, то в зарубежных странах — до 35%. То есть это производство продукта с высокой долей добавленной стоимости.

Здесь не нужны глобальные ресурсы. Инновационный момент много добавляет к реальной итоговой стоимости и позволяет получать с минимальными затратами наиболее хорошие результаты.

Считается, что креативная индустрия — один из из драйверов экономического роста России. Ее главный фактор — это непривязанность к конкретной локации. То есть вы можете сформировать команду, которая состоит из людей, живущих в различных точках мира или России, и таким образом организовать процесс и производить продукт. Поэтому креативные индустрии развиваются, причем довольно активно.

Что касается дизайна. Давайте посмотрим, что у нас происходит. В «Высшей школе экономики» цена за образовательные услуги по направлению “Дизайн” составляет 660 тысяч рублей в год. На бюджет выделено 52 места, на платный набор — 520, то есть в 10 раз больше. В санкт-петербургском филиале «Высшей школы экономики» цена составляет полмиллиона, на бюджет выделено 20 места, а на платное отделение — 119, то есть в шесть раз больше.

В РАНХиГС мест в 18 раз больше. Почему так много? Да потому что там бюджетных мест мало было. Выделено всего семь, а набрали 131 человека. Поэтому разница в разы.

Наш институт, в котором я имею честь и удовольствие работать, Институт бизнеса и дизайна, тоже поставил себе достаточно высокую планку с точки зрения ценника. У нас цена 500 тысяч в год за дизайн. Не имея бюджетных мест, мы набрали 221 студента.

Всего по России 79 вузов реализуют направление подготовки «Дизайн». Суммарно они набрали более 3 000 студентов, точная цифра — 3 132, а на бюджет — 910. Таким образом, в целом по России платных мест на дизайн в 8,3 раза больше, чем бюджетных . Все это дает нам основание говорить о том, что спрос на креативные профессии будет только увеличиваться.

Влияет ли платная популярность направления напрямую на качество? То есть как распределяется бюджет вуза? Раз идут много на дизайн, то на дизайне будут лучшие преподаватели и так далее, или общий бюджет размывается по всему вузу, и нет прямой корреляции?

И 10-20 лет назад, когда появилось платное образование, и сейчас, когда студент поступает в вуз, неважно, платный или бесплатный, он поступает на одну и ту же утвержденную программу, у платников и бесплатников единый учебный план, единый преподавательский состав.

Поэтому человек, поступая на платное обучение, конечно же, учится абсолютно так же, как и тот, который поступил на бюджет, а может быть, еще лучше. Первая сессия — всегда проверка на качество, на усидчивость студентов. Бывают такие, которые верят в себя, думают, что они молодцы, потому что у них очень высокий балл, и расслабляются. Есть еще такие, которые приезжают из регионов, радуются Москве, ходят в театры, в кино — и немножко тоже расслабляются. Первую сессию, как испытание, проходят не все. Бо́льшая часть бюджетников, однозначно, справляется, но бывает такое, что одни-два все-таки выпадают из обоймы.

Что происходит с платниками? Те, которые имеют наивысший показатель по своему рейтингу, то есть высокийе баллы ЕГЭ плюс оценки за сессию, получают возможность на конкурсной основе занять бесплатное место и перейти на бюджет. Поэтому те, кто действительно хочет учиться и понимает, что на платном дорого, будет учиться еще более активно.

При этом и там, и там встречаются студенты, которые иногда не справляются, иногда думают, что какая-то отдельная дисциплина им не очень нужна. Но это жизнь. Еще неизвестно, кто из них лучше трудоустроится: отличник, который все прекрасно изучил, или тот, кто делал упор на профессиональные дисциплины и немножко прохладно относился к каким-то общеобразовательным, мировоззренческим дисциплинам.

Работает ли в вузах эффект платной услуги? Как студенты воспринимают то, что они получают от преподавателей, от университета, от института, когда они оплачивают свое обучение?

Если мы говорим о родителях, то их можно понять, потому что оплата идет из их бюджета. А когда речь идет о студенте, который всегда жил за счет родителей — и в детском саду, и в школе, и продолжает жить за счет родительского бюджета, у него мыслей таких в голове почти не возникает.

Я не встречала студентов с отношением «дайте-подайте». Я работала большую часть своей жизни в двух крупных государственных вузах, сейчас — в коммерческом, так что у меня есть возможность сравнить. Я вижу, что есть студенты, которые хотят учиться, есть студенты, которых отправили учиться, а есть студенты, которых отправили, и они хотят. Я объясню, что имею в виду.

Вчера я общалась со своей студенткой, прошлогодней выпускницей. Она сама выбрала наш вуз. Ее привлекла наша специфическая творческая атмосфера, наши необычные аудитории, когда можно прийти на день открытых дверей, и не будет такого: «Я преподаватель, я все знаю, а вы ничего не знаете».

Я училась в вузе еще в советское время, и у меня был такой преподаватель, который говорил: «На “пять” знает только господь бог. Я знаю на “четыре”, а вы все не можете знать больше, чем на “три”». Хотя на самом деле ставил нормальные оценки и был адекватным, но просто так шутил, видимо.

У нас такого нет. Студенты видят, что у нас интересно, здорово. И студентка моя приходила и говорила: «Я хочу учиться у вас в вузе. Но проблема заключается в том, что родители требуют государственный диплом. После длительных разговоров они согласны оплатить мне обучение в Институте бизнеса и дизайна, при условии, что я параллельно поступлю в госвуз и буду учиться там».

Она в итоге поступила в РАНХиГС на экономическую безопасность и пришла к нам на маркетинг. Подошла ко мне буквально после первой лекции по микро- и макроэкономике и говорит: «Елена Сергеевна, ничего, если я буду иногда пропускать ваши занятия?». Я говорю: «А в чем проблема?». «Проблема в том, что я очно учусь параллельно в двух вузах. И мне важно доказать родителям, что я могу учиться там, где я реально хочу учиться, и они бы мне это оплачивали».

Я за этим бедным ребенком наблюдала в течение четырех лет. Мне действительно было жаль ее, потому что ей тяжело. Я видела ее глаза на защите дипломов. По-моему, она даже на «четверку» защитила, если я не ошибаюсь, чуть-чуть не дотянула. Мы не можем сказать, что раз человек хорошо учился, давайте «пять» ему поставим. У нас независимые эксперты, представители бизнеса. Она говорит: «Елена Сергеевна, вы даже не представляете, как сложно было писать два диплома параллельно. Я же там тоже защищалась». Но она закончила.

У нас сейчас готовится международная конференция, и я со своими бывшими выпускниками активно переписываюсь, приглашаю поучаствовать. И до той студентки, естественно, тоже добралась. Пишу: «Ты работаешь сейчас?». Она говорит: «Да, конечно». «А где?». Она отвечает: «Я работаю — называет организацию, — маркетинг». Я спрашиваю: «Ты же у нас на маркетинге училась?». Она говорит: «Ну, да». Я говорю: «А как же твоя экономическая безопасность?». Она говорит: «Ну, я родителям принесла, отдала — они довольны». Это к вопросу о том, что если человек выбрал себе то, что ему по душе и нравится, ему все по силам, все по плечу. Такого отношения со стороны детей, мол, раз я заплатил, дайте мне, — его просто априори быть не может.

У нас есть также вечерники и заочники. На дизайне заочников нет, но на менеджменте и на маркетинге есть. И здесь обратная ситуация. Они заплатили и поэтому хотят как можно больше знаний. И когда я им говорю: «Ребята, все, мы эту тему заканчиваем», — они отвечают: «А еще мы видели, у вас там одна задачка была. Давайте ее порешаем». Я говорю: «Так, перерыв». «Ничего, не страшно, дайте нам знания». Настолько они готовы впитывать по максимуму, что просто удивительно. Поэтому я думаю, что они неспроста выбирают платное обучение. Им просто жалко выкидывать деньги на ветер. Они готовы по максимуму взять то, что им могут дать, да даже и то, что не могут. Они задают такие вопросы, что приходится дополнительно где-то что-то смотреть и готовиться.

А позиция «я заплатил, учите меня», я думаю, может быть, была когда-то очень давно, когда еще можно было каким-то образом без особых знаний получить диплом. Но это все ушло в далекое прошлое, подобные вузы уже давно не конкурентоспособны, ушли с рынка образовательных услуг. По крайней мере, в моей практике, я такого не видела никогда на протяжении всех этих 36 лет.

Как понять, что твои знания, твои инвестиции в платное образование окупились? Можно ли действительно как-то оценить их эффективность?

С одной стороны, можно сделать это примитивно. Если я плачу 500 тысяч рублей в год, значит, я должен получать в течение 10 месяцев, пусть на два я уйду в отпуск, 50 тысяч. Я думаю, что это средняя зарплата по Москве, и всегда можно, если человек достаточно овладел компетенциями, окупить эти инвестиции.

Но мы же понимаем, что инвестиции в образование — это инвестиции в свой человеческий капитал, в мировоззрение, в кругозор. Мы находим там друзей, которые в последующем могут быть нашими компаньонами. Мы выходим на новые отношения с бизнесом, потому что в течение пяти лет мы с общаемся с его представителями, решаем их проекты и так далее. Это общая удовлетворенность от того, что ты не просто сидел, какую-то книгу в библиотеке имени В.И. Ленина читал, и теперь ты вышел и выдаешь все эти знания. Это совсем другое.

Плюс образование помогает человеку учить. Мы учим студентов учиться. Знания устаревают примерно за два года. Если мы научили человека антикризисному менеджменту в 2022 году, то в 2025 году, возможно, это уже будет не совсем актуально. Что уж говорить о маркетинге, о SMM-продвижении, о прочих всяких разных информационных технологиях.

В интернете содержится огромное количество информации, человек так или иначе учится жизнь, это обучение в течение всей жизни никто не отменял, будь то курсы, самостоятельно или как-то еще. И когда он входит в этот простор интернета и видит, какое там количество информации, он может отобрать правильное, проанализировать, сделать выводы, выделить тренды и так далее. То есть он инвестирует в себя, ведь он совершенно другой личностью выходит после получения высшего образования. Это первое.

Второе — это чувство удовлетворения. Если я получаю ту профессию, которую я хотел, мне все равно, сколько мне платят денег. Я буду лепить горшки, я сделаю гончарную мастерскую, если у меня есть талант бизнесмена. А не сделаю, так просто устроюсь в гончарную мастерскую, буду работать с детьми и с их родителями, буду устраивать романтические свидания, чтобы они крутили эти самые горшки за гончарным кругом. Я буду получать огромное удовольствие, а муж, бог даст, будет зарабатывать нам на то, чтобы нам хватало на жизнь.

Но я к тому, что не все измеряется деньгами. Есть очень много нефинансовых аспектов сделки, в том числе инвестиций. Это не инвестиции в доллары или в ценные бумаги, а это инвестиции в самого себя, в свое собственное качество. Мне кажется, что здесь и вопросов даже не должно возникать: окупаются они или нет. Конечно, да.

Каков портрет человека, студента, которому точно не стоит учиться за деньги, кому не подходит платное высшее образование — есть ли вообще такие?

Конечно, есть. Даже есть те, которому не подходит бесплатное высшее образование. Всегда есть люди, которые живут сегодняшним днем, у которых принцип «все мне должны»: родители, государство, бабушка должна мне с пенсии отстегнуть, она же сегодня пенсию получила — им не надо образования. Есть такие родители, которые говорят: «Я отдам ребенка в государственный вуз, пусть его чему-нибудь научат, чтобы у него диплом был. А дальше как получится, так и получится».

Но есть такие, кто совсем не хочет, чтобы у них получалось. Они просто не хотят, живут одним днем. Кто-то из моих знакомых так ответил на этот вопрос: «Это худой человек, плохо одетый, с грустным лицом, не женат. У него нет интереса к жизни, и он может себе позволить исключительно пару банок пива в неделю». Это шутка. Но в каждой шутке, как мы понимаем, только доля шутки. Всегда есть люди, которым все это не так важно. Они пойдут хоть копать землю — не нужно им это образование, им и так нравится.

Я сегодня ехала на такси, и по пути мы разговорились с водителем, к которого есть высшее образование, а на такси он просто подрабатывал дополнительно, и вот он говорит: «Вы знаете, я много лет живу в Москве, но когда я приезжаю к себе домой, мне так нравится работать на уборке сена. Это же такая красота, это же запах».

И у нас много людей, которые не готовы получать высшее образование, им нравится работать в деревне, для чего им хватает среднего профессионального образования. Они работают на свежем воздухе, ловят рыбу, им не нужны путешествия, не нужна городская суета, крупная корпорация. Все это не для них. Тогда я ответила этому таксисту: «Вы знаете, наверное, когда-то, очень давно было два типа племен: кочевники и оседлые. Наверное, с тех пор так и осталось в характере, генетическая память, что есть оседлые, а есть кочевники». И вот этим оседлым, тем, которые не хотят взять жизнь и судьбу в свои руки, а хотят жить так, как живется, им, наверное, не нужно получать платное образование.
Сезон 2