Подкаст «Расписание на послезавтра» | Forbes Education

Смешанное обучение: как совместить новые технологии и традиционные методы образования

Запись подкаста «Расписание на послезавтра». Гость – Наталья Андреева, эксперт по новым образовательным технологиям, автор книги «Шаг школы в смешанное обучение»

Во этом выпуске специального сезона подкаста «Расписание на послезавтра» подробно разбираем, что такое смешанное обучение, какие в нем есть модели и как их применять.

Эффективно применять новые технологии в образовании пытались еще задолго до появления интернета, новшеств беспроводной связи и прочего. Среди первых примеров — компьютерная система PLATO, созданная Иллинойским университетом в 1960 году. Она представляла собой графический терминал, который давал доступ к учебным играм и электронным ресурсам, а также предоставлял возможность преподавателям и студентам обмениваться сообщениями.

В конце XX века в очные занятия стали интегрировать аудио- и видеоматериалы. Теперь же высокие технологии и инструменты обучения легко встраиваются в образовательную деятельность, и такое взаимодействие называют смешанным обучением.

В некотором смысле им пользуемся и мы — записать этот выпуск нам помогла российская коммуникационная платформа SberJazz. Помимо неограниченных по времени видеовстреч, сервис дает возможность организовывать большие онлайн-мероприятия в формате вебинаров. В них может участвовать до 3000 человек и 100 спикеров одновременно, что может пригодиться многим образовательным организациям.

Начать пользоваться SberJazz несложно: никаких специфических действий или оплаты для использования публичной версии продукта не требуется — можете протестировать его прямо сейчас.

В этом выпуске обсуждаем, какие модели смешанного обучения были признаны эффективными, в чем главные преимущества такого подхода. Впрочем, есть и сложности, с которыми сталкиваются участники процесса. Какие они? И можно ли их преодолеть?

Говорим об этом с экспертом по новым образовательным технологиям, автором книги «Шаг школы в смешанное обучение» Натальей Андреевой.

Есть онлайн-обучение, офлайн-обучение, гибридное обучение, а также смешанное обучение. Чем смешанное обучение отличается от остальных видов?

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий онлайн-обучение с участием учителя лицом к лицу. Онлайн-обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения и интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

Если мы хотим поговорить об отличиях, онлайн-обучение может существовать само по себе и не быть смешанным. Но в то же время оно является одним из важных компонентов смешанного обучения.

Когда мы говорим о гибридном обучении, мы предполагаем, что учитель может вести урок удаленно, а дети находятся в классе, хотя кто-то из учеников может и отсутствовать. Это скорее про использование технологий с целью включить всех участников образовательного процесса в урок, чем смешанное обучение. Хотя зачастую последние 2-2,5 с половиной года гибридное обучение используется как синоним смешанного.

То определение смешанного обучения, которое я сейчас озвучила, было предложено в 2013 году институтом Клейтона Кристенсена для того, чтобы обозначить и определить, чем же смешанное обучение отличается от других типов, способов, подходов, и для того, чтобы сфокусироваться на важных параметрах смешанного обучения.

Можете привести конкретный пример смешанного обучения?

Например, дети находятся в классе и разбиты на несколько групп по тому, как они усвоили предыдущий материал. Таким образом учитель применяет дифференцированный подход. Одна из групп работает в первой части урока за компьютерами, другая находится с учителем, а третья делает проект — совместно или в малых группах. В течение урока учитель перемещается от группы к группе, работает с каждой из них. Ученики в группах то работают за компьютерами, то делают проект, то решают практико-ориентированную задачу.

На таком уроке учитель будет излагать для каждой группы материал и взаимодействовать с каждой из них так, как это наиболее актуально для этих детей, с учетом того материала, который они знают, и тех дефицитов, которые у них есть, того, что они до сих пор не усвоили.

Например, очень часто бывает так, что дети в начальной школе не научились нормально умножать или делить, и это выясняется, когда они оказываются в пятом классе и с новыми учителями. Но у учителя нет времени заниматься с каждым, он просит родителей проработать этот вопрос дома. Дальше эта проблема тянется вплоть до сдачи ОГЭ.

Но если учитель вовремя увидит, то, применяя дифференцированный подход, выделив тех детей, кто не научился этому в начальной школе, он может быстро решить проблему, не прибегая к помощи родителей и прямо на своем уроке.

С чего все начиналось? Какие были истоки смешанного обучения, какие причины?

Впервые термин был использован в начале 1990-х, когда одна из компаний, которая организовывала учебные курсы по компьютерной грамотности, написала, что будет применять смешанное обучение, и что ученики будут работать как за компьютерами, так и с учителем, и сочетать эти два подхода в процессе занятий. То было именно первое использование термина.

Каковы предпосылки возникновения самого этого подхода? С одной стороны, есть тема дифференцированного подхода, для которого является актуальным применение технологий, и с ними она становится действительно эффективным и меняет школьное образование. Эта тема возникла еще в начале XX века.

К 1960-70-м годам в работах Бенджамина Блума, который известен своей таксономией, было показано на его учениках, что, выделяя в классе группу детей, и работая с ними, проверяя у них по несколько раз то, что у них не получается, заново объясняя им материал, можно добиться высоких образовательных результатов для любого ученика, если на это есть достаточно времени.

Тогда возникла идея о том, что можно делать быстрое тестирование на уроке: детям объяснили материал, провели быстрый срез, поняли или не поняли. Те, кто поняли, начали заниматься и закреплять учебный материал, применять его, а тем, кто не понял, учитель объясняет заново. Через некоторое время такой срез проводится еще раз, и так можно делать еще несколько раз. Таким образом, к концу учебного модуля или темы все дети усваивают материал на достаточно высоком уровне. Это так называемая модель полного усвоения, которая показывает, что каждый ребенок может на хорошем уровне усвоить любой учебный материал, если на это есть достаточно времени.

Но все уперлось в то, что учителю надо было проверять эти быстрые тесты — срезы. Это было очень популярно и в России, потому что у нас к этому тоже пришли независимо от Блума. Может быть, те, кто учился в школе в 1980-90-е годы, помнит, как учителя делали такие срезы на уроке и видели, что у части детей что-то не получилось, переобъясняли материал и переходили к закреплению.

В школе, где я была, учитель именно объяснял по новой. Он видел, что пять человек не поняли, и говорил: «Так, все решают такую-то задачу, а вам я сейчас объясню заново». Понятно, что весь класс это все равно слышал. Но те, кому объясняли заново, были немножко в стрессе, потому что они не поняли. Все поняли, а они не поняли.

Появление компьютеров позволило реализовать эти модели на практике и дать возможность использовать их на уроках. Поэтому по мере того, как компьютеры появлялись в школе, ученые начали проводить эксперименты, а учителя — применять их результаты на практике.

Наверное, самым сильным толчком явилась пандемия. Есть такой анекдот. Проводят опрос: «Что послужило причиной цифровой трансформации вашей компании?» Четыре варианта ответа, один из них — пандемия. Все отмечают пандемию. Она действительно для школ во всем мире послужила толчком к цифровизации и к тому, чтобы смешанное обучение становилось их естественной частью.

Во многих странах его даже сейчас специально не обозначают, не выделяют, потому что оно становится естественной частью учебного процесса. Понятно, что многое зависит от наличия устройств в школе и от того, как организовано взаимодействие.

Снимает ли смешанное обучение хотя бы часть проблем с удержанием внимания, вовлеченности, качественной обратной связи, нетворкинга? Причем не только в школе, но и среди студентов?

Когда мы говорим о смешанном обучении, мы предполагаем, что дети находятся в классе, то есть в социальной среде, среди своих одноклассников. Действительно, нахождение в социуме снимает многие проблемы в плане удержания внимания. Оно, конечно, может рассеиваться, переключаться на одноклассников. Но в любом случае, когда мы используем эту технологию в классе и в среде, включая групповую работу и другие способы, заметно повышение вовлеченности и мотивации. Это не снимает все проблемы, но решает их часть. Но они все равно остаются, потому что, когда ребенок приходит в класс, никто не гарантирует, что он будет учиться, а не смотреть в окно, читать под партой, играть в телефон, грызть ручку, болтать с соседом — делать все, что угодно, просто находиться в классе, потому что он пришел к своим друзьям, а не в школу. К сожалению или к счастью, мотивация детей — это сложная история, как и вообще мотивация людей.

Какие цифровые технологии особенно эффективны при смешанном обучении?

Тут важно, чтобы у учителя был доступ к информации о том, как работал ребенок, и чтобы ребенок получал качественную обратную связь, был вовлечен. Учитель, конструируя свой урок, может брать любые технологии, которые решают эти проблемы.

Да, хорошо иметь LMS-ку [Learning Management System, то есть система управления обучением — прим. ред.], в которой собирается вся информация, и она дает учителю возможность увидеть полную картину происходящего с классом или конкретным ребенком.

На самом деле хорошо иметь что-то, что позволяет давать ребенку обратную связь. Это может быть как встроено в LMS, так и делаться через внешние приложения, которые использует учитель. Набор технологий полностью зависит от педагогической задачи. Это может быть просто просмотр видеоролика, но и в этом случае нужна обратная связь, сочетание пассивных и активных действий, которые требуют вовлеченности ученика.

Самое главное, что требуется от технологии смешанного обучения, — это качественная обратная связь, потому что обычно у учителя недостаточно времени на уроке для того, чтобы дать каждому ученику обратную связь по его ошибкам, проблемам, по его пониманию или непониманию. Контент — это базовая функция, хотя, на самом деле ее надо делать отдельно, и это сложная задача. Но самое важное — это именно обратная связь, которая дается ребенку, чтобы повышать качество образовательного процесса. В то же время это возможность для учителя контролировать происходящее и видеть динамику развития ребенка, иметь возможность легко делить детей на группы, дифференцировать их по разным параметрам.

Конечно, все мы надеемся, что сейчас учителя смогут использовать искусственный интеллект в том или ином виде. Хотя понятно, что в разных странах по-разному относятся к его возможностям и использованию в школе. Для многих школ и университетов появление генеративных моделей явилось стрессовым фактором и серьезным вызовом одновременно. Но грамотное использование генеративных моделей на уроках как инструмента, который позволяет объяснить что-то ребенку, получить быстро обратную связь, и в то же время инструмента, который может генерировать сложные задачи для решения учеником, чтобы развивать его критическое мышление, — очень хорошая история. Это главная перспектива, которая есть сейчас в образовании.

Какие особенности применения смешанного обучения для разных уровней образования в России вы можете назвать?

Давайте посмотрим на начальную школу, особенно первый, второй класс, когда мозг еще развивается, а внимание недостаточно хорошо и легко концентрируется. Частая смена деятельности является важным фактором удержания внимания и включения ученика в учебный процесс. Поэтому для начальной школы, например, хороша такая модель как «Ротация станций», когда класс делится на группы и дети каждые 10-15 минут переходят со станции на станцию.

Для средней и старшей школы становится возможно применение гибкой модели смешанного обучения, когда каждый ученик идет в своем темпе, потому что к этому моменту развивается способность ребенка контролировать себя, формируется префронтальная кора. Мы фокусируемся на том, чтобы поддерживать ее развитие, передавая ребенку часть его учебной самостоятельности и давая ему возможность выбирать свою траекторию, что он будет решать на этом уроке, с какой скоростью он будет это делать, как он будет сдавать, на каком уровне он будет изучать предмет базовый, продвинутый или углубленный.

Если же говорить о том, где мы используем смешанное обучение, про оборудование в школе, то тут хорошо работает «Ротация лабораторий». Это когда учителя, понимая, какие задачи они ставят перед собой во время взаимодействия ребенка с онлайн-средой, приводят их с определенной периодичностью в компьютерный класс либо для того, чтобы сделать тестирование, либо, наоборот, чтобы дети познакомились с дополнительным учебным материалом, либо, чтобы провести в таком виде онлайн-кружок, например, по математике. Хорошая история — кружок по углубленной математике, например, когда учитель сам не может его организовать, но при этом есть программа, которую он может использовать. Приводя детей туда, он получает на выходе неплохие олимпиадные результаты у учеников. Но для этого ему надо подготовить достаточно много всего, ведь надо дать детям задания разного уровня, проконтролировать, что они делают, ходить, отвечать на их вопросы, помогать им.

Я видела такие уроки. В норме учитель достаточно вовлечен в такой процесс. Если он просто посадит детей и уйдет пить чай, волшебного результата не будет. На самом деле это такая вариация на тему дифференциации, когда он бегает между детьми. Не дети к нему подходят, а он бегает между ними и отвечает на их вопросы, переобъясняет им какие-то задачки.

Какие есть основные модели смешанного обучения?

Если кратко, еще 10 лет назад было выделено и описано более 40 моделей смешанного обучения. Можно предположить, что сейчас, особенно с учетом появления Chat GPT и других помощников, этих моделей стало еще больше, потому что [появились] новые подходы, которые могут быть использованы.

Если говорить об основных моделях, самая простая, понятная, известная — это «перевернутый класс», когда дети дома знакомятся, например, с новым учебным материалом, а придя в школу, фактически уже начинают использовать его на практике.

Есть еще «Ротация станций», когда ученики делятся и переходят между станциями.

Также «Ротация лабораторий», когда у нас есть компьютерный класс, в который дети приходят с определенной периодичностью и используют вместо онлайн-станций, которые мы видели в «Ротации станций». Здесь они приходят все вместе одновременно, при этом у каждого может быть своя задача, а не все делают одно и то же, и работают индивидуально на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.

«Гибкая модель», которая предполагает, что у каждого учащегося есть некоторый индивидуальный учебный план и высокий уровень контроля и ответственности за свое обучение со стороны ученика.

Есть еще множество других моделей, таких как «Индивидуальная ротация», «Модель по запросу», «Расширенная виртуальная модель» и т. д. Бывают и менее эффективные модели, чем те, которые я перечислила. Но они тоже существуют и используются.

Откуда обычно берется модель?

Учителя ищут способы, как сделать свой урок более эффективным, находят его, делятся с коллегами, и таким образом появляется новая модель смешанного обучения.

А потом коллаборация?

Да. Результаты экспериментов и коллаборация. Обычно это не придуманное учеными в кабинете, а результат работы учителей, который описан учеными.

Получается, что в первую очередь это попытка сделать более интенсивными занятия, не увеличивая количество часов?

И не увеличивая штат учителей и количество сотрудников, которые участвуют в учебном процессе. Мы не можем пригласить пять тьюторов на класс, которые будут помогать учителю, или разбить детей на маленькие группы, и каждой маленькой группе дать своего учителя.

От чего зависит внедрение той или иной модели в школе?

Все зависит от того, идет ли внедрение сверху или снизу — хочет ли этого сам учитель или это требование администрации. Если хочет учитель, то обычно он выбирает ту модель, которая ему понятна и с которой он справляется. Например, «Ротация лабораторий» — модель, понятная большинству учителей. Привел детей в компьютерный класс, выдал им всем задания, которые были подготовлены, и ходишь между ними.

Очень понятной и простой кажется модель «Перевернутый класс», когда детям говоришь: «Дети, прочитайте дома учебник». Но это иллюзия, что ученики будут сами работать, а на уроке только применять выученное на практике. Понятно, что, к сожалению, так не работает. Поэтому учитель обычно ищет, что работает, чтобы снизить свою нагрузку и в то же время добиться максимального эффекта для детей.

Поэтому, в первую очередь, выбор обусловлен педагогическим подходом учителя, его опытом и желанием пробовать новое. Если ты сам не видел дифференцированного обучения, если не было такого опыта в роли ученика, то очень часто учителям сложно поверить в то, что в принципе можно разделить детей на группы, что это будет работать, что дети будут что-то в этих группах делать, а не только когда он стоит над всеми с указкой и строго смотрит на весь класс, контролируя каждого ребенка.

Гибкая модель смешанного обучения обычно требует вовлеченности всей школы, потому что по ней нужно коллективно передать детям ответственность за учебный процесс. Мы принимаем решение, в каких классах у нас возможно падение успеваемости. Например, вводить гибкое обучение внезапно в 11 классе, если дети не научились самостоятельно работать, может быть больно для всех, и могут быть плохие результаты ЕГЭ. А в пятом, шестом, седьмом классе, даже в восьмом классе это еще не страшно, и дети уже могут работать самостоятельно и контролировать себя.

Обычно это сложный шаг — чтобы школа приняла такое решение, но, когда проходит процесс адаптации, достигаются более высокие результаты, чем при традиционном обучении.

Если же внедрение идет сверху, то школа всегда советуется с учителями, учитывает их пожелания и ожидания. Могут использоваться абсолютно разные модели, в зависимости от того, какие задачи хочет решить школа. Если это задача просто отчитаться, то, наверное, «Перевернутый класс». Им можно легко показать, что у нас тоже есть смешанное обучение. Если же это задача достичь конкретных результатов, то всегда учитывается реальное положение дел, уровень развития учебной самостоятельности учащихся.

Например, есть прекрасная школа под Красноярском в Зеленогорске, где учителя много работали над развитием учебной самостоятельности учащихся, и введение гибкой модели смешанного обучения стало просто естественным шагом. Они дали возможность детям работать, в том числе онлайн. Это не было сложно, а стало закономерным шагом развития педагогического подхода в этой школе. Но где-то это может решаться совершенно по-другому.

Существует ли идеальная схема внедрения смешанного обучения в школе, которую было бы хорошо использовать всем?

Лучшая ситуация, когда надо внедрять смешанное обучение — революционная, когда и «низы» и «верхи» хотят этого. В остальных же ситуациях мы идем либо от учителя, от того, как он готов что-то применять в своей работе, либо последовательно сверху. Но надо понимать, как вовлечь учителей, как объяснить родителям, как настроить учеников, чтобы они действительно включились в работу, и чтобы это не было просто галочкой в резюме школы или на сайте: «Да, мы используем смешанное обучение».

Как вы видите на горизонте 10 лет развитие и трансформацию смешанного обучения как технологии?

Я предполагаю, что произойдет сращение искусственного интеллекта и систем управления обучением. По сути, у учителя будет цифровой помощник, и у каждого ребенка тоже, который будет давать ему обратную связь, учить его задавать вопросы, показывать ему модели мышления, учить его искать информацию, решать задачи, ставить новые вопросы в ходе решения задач самому себе. Я думаю, что это будет основной вектор развития смешанного обучения в современном мире.
Сезон 1