Более 70% российских школьников не знают, кем хотят стать в будущем. Большинство выбирают вузы по признаку престижности, за компанию с друзьями либо следует настоятельным советам родителей. Как итог, многие из нас работают не по специальности.
И действительно, здесь нет ничего удивительного. В 16-18 лет, не имея практически никакого опыта, кроме учебы в школе, очень сложно разобраться, какую специальность выбрать. Вместе с Анной Пушковой, консультантом в сфере образования и предпринимателем, мы постараемся разобраться в том, как правильно подойти к выбору вуза и программы обучения.
Слушать аудиоверсию подкаста >>>
Наш самый главный вопрос: зачем и кому в наше время нужно высшее образование? И есть ли, может быть, альтернативы этому пути?
Не претендую на какую-то истину, но считаю, что высшее образование нужно человеку, который хочет обрести среду, в которой ему будет, куда тянуться, к чему стремиться, которая поможет ему развить навыки и свою ценность, чтобы потом найти престижную работу, обрести нетворк, познакомиться с интересующимися людьми и получить доступ к различным активностям, мероприятиям, выпускникам и так далее.
То есть, это история не про выбор в 16-18 лет? Когда стоит идти в высшее образование?
Поскольку я сама буквально на ежедневной основе общаюсь с представителями разных поколений, которые хотят получить высшее образование, в том числе с поколением «Z», которое у нас подрастает, понимаю, что для ребят 17-18-20 лет высшее образование сейчас уже носит опциональный характер.
Они уже больше склоняются к тому, что перед тем, как пойти в вуз, получить высшее образование, подождать годик, поработать, может быть, самому что-то попытаться запустить. И я очень сильно поддерживаю такой подход, потому что, конечно, выбрать, куда пойти, зачем пойти, сделать это все осознанно в 16-17 лет очень тяжело. Но считаю, что это, конечно, возможно.
Я сама получила высшее образование в сфере бизнеса – и бакалавриат, и магистратуру. И уже после начала строить бизнес самостоятельно. Могу сказать, что, если бы я поменяла эти два периода жизни местами и сначала что-то попыталась сделать, было бы намного больше пользы от самого образования, потому что я бы знала, какие проблемы буду решать, какие вопросы хочу задать преподавателям, какую обратную связь захочу получить.
Поэтому, в целом, если кто-то сначала пытается что-то попробовать построить, себя закинуть на стажировку, на волонтерство, в том числе поехать за границу куда-нибудь, на какие-нибудь курсы языковые, это всегда выливается в более осознанное потом решение.
В целом если человек понимает, что ему и без высшего образования дальше получается построить карьеру лучше, почему нет?
Но признаюсь, что такое развитие событий далеко не самое лучшее. Чаще всего gap year как раз выливается в просто более осознанный подход к принятию решения, куда мне пойти, в какой вуз, потому что многие ребята стремятся все-таки обрести эту среду, про которую я сказала в самом начале, которая будет толкать их еще выше.
Насколько мир готов принять эту новую стратегию: у нас в России есть эта странная история, некий пережиток, что без корочки, даже если она тебе не нужна, тебя просто не воспринимают как полноценного человека. Лишь бы где, но надо уже отучиться. Исходя из вашей практики, меняется ли подход, меняется ли угол зрения даже скорее со стороны работодателей, общества на то, чтобы избавиться от этой парадигмы?
Вы правильное абсолютно слово подобрали, это пережиток. Это правда пережиток прошлого, который уже является пережитком за рубежом. Мы пока еще стремимся к этому. Пока, правда, наличие корочки стимулирует работодателя обратить на тебя внимания больше, чем на того человека, у которой корочки нет.
Но я считаю, что приходит новое поколение, новое поколение предпринимателей, которое будет больше смотреть на опыт, на компетенции, на навыки, нежели, чем на наличие корочки.
Конечно, наверное, с основным препятствием ребята сталкиваются, когда они пытаются донести ценность этого gap year своим родителям, потому что у родителей абсолютно другое видение того, как и что должен делать ребенок. Быстрее, быстрее. Закончили школу — быстрее-быстрее побежали в бакалавриат, закончили бакалавриат — быстрее в магистратуру, магистратуру закончили — быстрее строить карьеру.
Я пошла ровно по такому пути десять лет назад, в 17 лет окончив школу, поступила сразу же в Лондон. Просто, потому что бегом-бегом, толком даже не разобравшись, что за вуз, есть ли стипендии. Это во многом потом сформировало мой карьерный путь, потому что я как раз поняла, что этих знаний не хватает. И потом сделала это своей профессиональной деятельностью — помогают таким же, как и я десять лет назад, более осознанно подходить к выбору.
Побежав в это высшее образование в 17 лет, я столкнулась с тем, что выбрала вуз слишком поспешно, мне он не сильно подошел. Я была самая младшая в классе, потому что все-таки за рубежом ребята учатся постарше. У них дольше школьная система, и потом они как раз берут эти gap years.
И не разобравшись, кинулась туда, откуда по итогу спустя полтора перевелась. Я сначала училась в Англии, потом уже училась в Италии, потом вернулась в Россию. Потом улетела в Гонконг. Но это уже не важно. Основная мысль в том, что в 17 лет, следуя этому пережитку «быстрее-быстрее», понеслась в высшее образование. Так делать не нужно.
Какие существуют стратегии выбора вуза и специальности? Как готовиться к поступлению, когда начинать?
Начну с конца — когда начинают готовиться к поступлению? Понятно, что, чем раньше, тем лучше. Оптимально примерно за два года до выпуска из школы уже понимать хотя бы примерно направление, специальность, которую ты хочешь получить.
Как определиться со специальностью, когда тебе 16, и ты слабо понимаешь, что делать, куда бежать? Я чаще всего рассказываю про два подхода, которые называются top down и down up, то есть сверху вниз и снизу вверх.
Если мы смотрим сверху вниз, то я предлагаю студенту определиться, какие рынки будут востребованы через N-ное количество лет, какие рынки будут на пике. Это можно спокойно сделать, воспользовавшись интернетом, почитав различные годовые отчеты, аналитику. Посмотреть, какие рынки через три-пять-шесть-семь лет будут на пике, какие профессии в этих рынках будут востребованы, какие компетенции тебе нужно получить для того, чтобы быть востребованным, какое образование поможет получить эти компетенции и к чему из этого перечисленного у тебя лежит душа.
Либо начать снизу: попробовать определиться, к чему лежит душа, какие навыки более интересны тебе, что тебе интересно больше развивать. Посмотреть, какие из этих навыков соответствуют профессиям, посмотреть, какое образование для них нужно, и посмотреть, какие рынки будут на пике через N-ое количество лет для того, чтобы уже четко прочертить себе траекторию развития.
Как понять, к чему у тебя лежит душа все-таки хочется спросить, основной вопрос остается за этим. И тут нет ни одного теоретического или волшебного ответа, волшебной таблетки. Здесь нужно пробовать. Это то, что почему-то отказывается делать зачастую молодежь. Стажировки, волонтерство, участие в чемпионатах, различных активностях, находить, пытаться делать.
Если есть доступ к интернету, то тысяча возможностей открывается прямо сейчас, поэтому никаких оправданий нет. У каждого есть возможность начать пробовать как можно раньше.
И, мне кажется, нужно отказаться от мысли, что нужно сделать все идеально: нужно с первого раза выбрать самый идеальный университет, с первого раза выбрать ту профессию, то направление, которое нравится, потому что больше шанса исправиться не будет.
Столько нависает ответственности над детьми, которые заканчивают школу: 16 лет, ЕГЭ, выпускной. О, боже! И все нагнетают и нагнетают, что это самый важный выбор в вашей жизни, вам нужно его сделать.
Ребята, если в какой-то момент вы поймете, что сделали что-то не то, это всегда можно исправить. Можно перевестись, можно поступить заново, можно сменить специальность в магистратуре. Нет никакого невозвратного шага, который вы предпримете, и вас он приведет к финишной прямой, где будет написано: «Проиграл». Такого не будет.
Могут помочь, может быть, тесты по профориентации или что-то подобное? Если душа лежит ко всему, то что может помочь?
Во-первых, есть, как вы сказали, тесты по профориентации. Здесь, мне кажется, все предельно понятно. Приходишь, делаешь тест, тебе дают условную картину сфер, где тебе будет наиболее релевантно развиваться.
Можно попробовать сдать такой же тест, называется MBTI (Индикатор типов Майерс-Бриггс) на тип личности, посмотреть, какие все-таки у тебя навыки, к чему более предрасположен.
Можно пойти попробовать пообщаться с людьми из сфер, которые интересны. Допустим: EdTech, FoodTech, малое предпринимательство. Попросить у своих родителей или друзей контакты. Вы будете удивлены, насколько люди открыты к общению. Я давала этот совет много раз и те ребята, которые ему следовали, потом связывались с какими-нибудь менеджерами проектов или продуктов, с инженерами, с фронтенд-, бэкенд-разработчиками, и они рассказывали о том, как выглядит профессия, что делают каждый день.
В том числе, нужно следить за днями открытых дверей в больших компаниях. Они проводят такие дни открытых дверей, где рассказывают, кто что делает в компании.
А еще можно попробовать посмотреть видео на YouTube, на Coursera о разных профессиях. Там, где рассказывается, что будут люди делать каждый день там-то, там-то и там-то.
Тогда со сферой мы определились и примерно понимаем, какие компетенции нам нужны. Подбираем факультеты, вузы. Как выбрать вуз? Про за рубеж поговорим чуть позже. Сейчас для начала про российский. На что обращать внимание? Как сделать выбор?
В любом случае список критериев, на что смотреть, будет отталкиваться от цели. То есть, зачем я иду в этот вуз? Я иду в этот вуз для того, чтобы выпуститься по специальности, работать по специальности? Или я иду в этот вуз, чтобы получить среду? Или я иду в этот вуз, потому что у него корпоративный партнер Google, а мне интересен Google?
Но в целом, когда будущий студент выбирает себе вуз, я бы рекомендовала смотреть, во-первых, на наполнение учебной программы. Учебный план или на английском «curriculum» — это и в российских, и в зарубежных вузах одно и то же — где прописано, что конкретно вы будете изучать. Посмотреть на него нужно для того, чтобы вы понимали, что не делаете выбор вслепую, чем будете заняты на протяжении следующих четырех или двух лет в зависимости от ступени обучения.
Посмотреть обязательно на преподавательский состав. Кто вас будет обучать, что это за люди, какой у них опыт? Если есть такая возможность — посмотреть лекции в открытом доступе, чтобы уже понять, осязаемо прочувствовать себя в аудитории.
Посмотреть, кто будет с вами учиться, узнать ваших однокурсников, попробовать найти ребят в социальных сетях, в учебных группах — как угодно. Пообщаться, поспрашивать, нравится ли обучение, какая атмосфера, какие ребята, какие активности, что предлагает вуз, какая есть, может быть, подноготная, которая в медиа не афишируется. Постараться узнать максимально честное мнение ваших будущих однокурсников, одногруппников и сокурсников.
Какое есть сообщество выпускников? Есть ли оно, и развито ли вообще. Это тоже очень важно, особенно если мы говорим про Россию, где, как мне кажется, нетворк-связи очень многое решают для карьеры, для будущих возможности, участия в различных активностях, мероприятиях. Я окончила Высшую школу менеджмента с двойным дипломом CEMS. И я сразу принадлежу к двум большим комьюнити — это GSOM Family — сообщество выпускников в Высшей школе менеджмента и CEMS — global community, глобальное комьюнити программы CEMS. И мы остаемся на связи. Прошло уже почти три года, мы до сих пор на связи для того, чтобы помогать друг другу.
Что еще важно — наличие корпоративных партнеров. Если у вуза есть корпоративные партнеры, значит, будет упрощенный процесс отбора на стажировку либо будут карьерные выставки, мероприятия, где вы сможете получить более простой способ для того, чтобы оказаться на стажировке, что очень важно, потому что рынок с годами становится все более конкурентным.
Можно посмотреть, предлагает ли вуз возможности по внеклассной деятельности. Есть ли программы обмена, стажировки, онлайн-активности, кейс-чемпионаты. Очень много всего сейчас существует и нужно сделать глубокий ресерч.
Понятно, что можно отталкиваться еще от стоимости обучения, какие есть стипендии и гранты, локации и размера университета.
Из неочевидного – ценности университета. Это то, про что многие забывают. Посмотреть, почитать сайт — какая миссия у университета? Какое будущее они хотят строить? Чего они хотят от своих выпускников? Как они видят своего идеального студента? Это те вопросы, на которые нужно будет отвечать человеку, который поступает.
Нелегкая задача, надо обладать критическим мышлением уже сильно развитым, надо иметь огромное желание все это сделать, преодолеть и достичь цели — выбрать ВУЗ.
Да, нужно будет приложить много усилий к поступлению. Это непростой процесс. Я не понимаю, почему люди идеализирует и романтизируют поступление. Это очень сложно. Это долго, муторно, трудоемко и времязатратно, но это будет того стоить, если реально приложить столько усилий, сколько должно.
Давайте тогда перейдем к отличиям зарубежного высшего образования от российского. Чем отличается и есть ли прямо колоссальная разница между российским высшим образованием и зарубежным. И нужно ли туда стремиться?
Давайте начнем с разницы. Если не вдаваться в технические детали, процесс поступления и оценки, то одно из главных отличий – свобода выбора. В Европе, как в и Америке, гораздо больше развита свобода выбора – элективы, так называемые факультативные предметы.
Поступая на биологию, когда ты заявляешь, что у тебя мейджер, твоя специальность главная — это биология, ты все равно можешь взять классы: записаться на инжиниринг, дизайн, фотографию, психологию, философию. Ты можешь получить более общее образование для того, чтобы в процессе его получения посмотреть, что ещ тебе нравится.
Это дает свободу выбора и свободу получения более обширного образования. Да, конечно, можно поспорить. А что лучше: биолог, который изучал только биологию все четыре года, или биолог, который еще что-то про философию познал. Но это, наверное, нужно посмотреть с точки зрения самого студента. Если студент, придя на биологию, понял, что все-таки ему нравится больше физика, и потом сменил эту специальность, студент сам остается в плюсе, потому что мы понимаем, что у нас нет средненького биолога больше, но зато, может быть, выдающийся физик.
Лучше научиться выбирать в вузе предметы, чем потом столкнулся с каким-то выбором, который приведет вас совсем в тупик.
Смех смехом, а начинается обучение с малого. Например, сделать этот выбор. И я бы очень хотела, чтобы в России все больше и чаще встречались такие элективы, чтобы они дробились более конкретно, чтобы у нас появлялись творческие элективы все больше в нетворческих вузах, что особенно развито за рубежом.
Например, за рубежом также очень развита активная работа в группах. Активная самостоятельная работа и упор на практику. Давайте, я не буду за все вузы говорить, но все-таки если немножко обобщить, в России все-таки более теоретическое образование. То есть, стандартные лекции: ты приходишь, сидишь слушаешь, задаешь вопросы или записываешь. Потом сессия, билеты, ты зубришь, учишь, приходишь, тащишь билет, сдаешь.
За рубежом все-таки обучение направлено больше на активное потребление знаний и их применение. Соответственно, ты приходишь на урок, скорее, ты просто слушаешь. Все заметки за тебя уже сделаны, они уже загружены в компьютер. Они висят в облаке, поэтому в классе ты слушаешь. И оценивание предмета зачастую строится так, что у тебя большая часть оценки зависит от твоего вовлечения в классе.
То есть, тебе нельзя просто отсидеться. Нужно поднимать руку, нужно отвечать на вопросы, нужно bring your ideas to the table — приносить свои идеи и класть их на стол, говорить: «Это думаю я, а что думаете вы?».
Таким образом, знания не остаются просто пылиться где-то на полке, а ты их получаешь и сразу же задействуешь. Твоя обучаемость повышается. Ты обретаешь навыки, которые потом возьмешь и перенесешь на работу.
Ценность теоретических знаний с ростом использования интернета и с ростом информации в интернете стремится все ниже и ниже, если мы не берем какие-нибудь профессии типа врачей, биологов, космологов. Теория, теоретические знания, академия – это то, что можно получить и без обучения в университете.
Университет — это то, что создает среду, это то, что берет и ставит тебя в условиях, когда нужно думать критически, когда нужно действовать, вкладываться, обрабатывать информацию, воспроизводить ее. В этом ценность для меня, по крайней мере, которую генерирует вуз.
Очень много сейчас знаний есть в интернете, очень много информации. Как найти ту, что действительно тебе нужна, как аналитически, критически подойти к этой задаче, чтобы вычленить из миллионов терабайтов информации то, что именно тебе нужно?
И как раз зарубежное образование на это направлено. Вас обучают, как искать, как определять, что правда, что неправда, как строить свой ответ, как синтезировать информацию, структурировать ее и работать с ней. Это тоже очень и очень нужный навык, который легко переносится в рабочую среду.
Как студенту российского бакалавриата подобрать магистратуру в зарубежном вузе? Как туда перейти, и насколько будет понятно учиться, примут ли российского студента, насколько разными будут модели обучения? Наверное, не только магистратура, но, возможно, во время бакалавриата еще можно куда-то пойти, поехать поучиться по обмену или еще что-то? Заранее разнообразить свой опыт.
Давайте сразу же разобьем, уничтожим стереотип, что российских студентов или студентов с российским образованием куда-то не берут. В связи с недавними событиями или без связи с ними. В принципе, поступить за рубеж из России абсолютно возможно. Это не проблема, если ты понимаешь, как и что делать.
Как выбрать вуз мы уже поговорили в начале, не хочется повторяться. Что хочется ответить. Во-первых, когда ты еще на бакалавриате, ты учишься на втором-третьем курсе, уже можешь начать смотреть в сторону программ мобильности.
В различных российских вузах есть абсолютно прекрасная возможность отправиться учиться куда-нибудь на семестр. Если ты учишься в вузе бесплатно, в целом, ты можешь претендовать на то, чтобы и полететь тоже бесплатно. Существуют различные стипендии, грантовые программы, которые могут обеспечить во время этого семестра за рубежом.
Если вы хотите продолжить обучение в магистратуре за рубежом, то необходимо приобрести как можно больше опыта международного, потому что на это будут смотреть. Будут смотреть на оценки.
Будут смотреть на то, что вы делали в свое свободное время, как вы им распоряжались. Хотели ли вы пройти вот эту «дополнительную милю», занимались ли вы на стажировках, участвовали в каких-нибудь кейс-чемпионатах, ездили ли вы на волонтерство, создавали ли что-то самостоятельно. Может быть, вы публиковались, если у вас более научная сфера. Может быть, вы какую-то инициативу создавали.
Если нет, то этим всем необходимо заняться, потому что за рубежом, в Америке особенно, в Европе тоже, рассматривают студента целиком. Не только его транскрипт с оценками и выписки предметов. На вас смотрят как на человека, как на личность всесторонне развитую.
Это вы будете рассказывать в мотивационном письме, указывать в резюме, спрашивать у своих профессоров, чтобы они написали вам рекомендательные письма. Про все это нужно будет рассказать для того, чтобы быть привлекательным студентом для зарубежного вуза.
Здесь нет легкого пути. Вам нужно продемонстрировать оценки. Вам нужно подготовиться и сдать экзамены языковые, дополнительные внутривузовские экзамены. Все это нужно сдать. Плюс сформировать мотивацию. Плюс доказать, что в ваше свободное время вы этой мотивации соответствовали.
Какой совет Вы бы дали всем тем, кто хочет правильно выстроить свой образовательный путь?
Я советую не жалеть себя и не жалеть своего времени на поиск информации. И когда уже кажется, что вроде бы я все узнал и нашел, потратить еще чуть-чуть времени, пройти эту дополнительную милю для того, чтобы узнать чуть-чуть еще, написать еще одному человеку, еще одному профессору для того, чтобы получить как можно больше информации, и от нее уже отталкиваться при выборе вуза. Поэтому всем тем, кто поступает и задумывается о поступлении, желаю большой удачи, много сил и помнить о том, что все возможно. В ваших руках есть огромный ключ, который может открыть любую дверку в этом мире. Используйте этот ключик по назначению.