Подкаст «Расписание на послезавтра» | Forbes Education

Учить нельзя воспитывать: что должна развивать в ребенке современная школа

Запись подкаста «Расписание на послезавтра». Гость – Паата Амонашвили, доктор психологических наук, профессор, президент Международного центра гуманной педагогики
В этом выпуске подкаста «Расписание на послезавтра» говорим о том, чему должна учить школа и каким вообще должно быть школьное образование. Какие навыки и знания действительно нужны ученикам? И какой подход выбрать?

Все родители мечтают о том, чтобы их дети были счастливы. Многие хотят, чтобы их дети были успешны и реализовались в жизни. Они рассчитывают, что школьное образование обеспечит необходимый фундамент.

Но каким должно быть школьное образование в турбулентное время? Последние годы доказали, что нельзя быть уверенными в завтрашнем дне, необходимо уметь перестраиваться, адаптироваться к обстоятельствам и не пугаться перемен.

Современная школа должна учитывать и этот фактор. Обучение должно быть гибким и адаптивным, чтобы понимать индивидуальные потребности каждого ребенка. Каждый уникален, и школам необходимо учитывать интересы и таланты детей, чтобы помочь им реализовать свой потенциал.

Получается, что школы должны и учить адаптироваться, и сами при этом не должны отставать. Но как это сделать, если в действительности никто с уверенностью не может сказать, какие знания и навыки на самом деле пригодятся детям в будущем, как и чему надо учить их в школе?

Разбираемся в этом с доктором психологических наук, профессором, президентом Международного центра гуманной педагогики (amonashvili.online) Паатой Амонашвили.

Кого мы сейчас учим? Какие те дети, которые сейчас ходят в школу? За какими знаниями они приходят?

Я не думаю, что они приходят за знаниями. Скорее всего они приходят за счастливой жизнью. И везет, конечно, тем детям, которые находят счастье в школе. Хотя в большинстве случаев счастья там мало. И если в августе почти все дети хотят идти в школу «первый раз в первый класс», то уже в октябре-ноябре большинство из них туда и смотреть не желает. И в некотором смысле школа ими воспринимается как тюрьма.

Дети приходят для радостной, счастливой жизни. И везет, если таковая там находятся и если они встречают мудрого воспитателя, который умеет давать им радость, знания, а еще, самое главное, воспитывает в них человека.

Получается, в большинстве своем они не находят в школе тех учителей, которые бы давали им это счастье, помогали его найти?

Ученики, которые говорят: «Я завтра в школу идти не хочу», вряд ли их встречают. Находят те, которые с радостью туда бегут и огорчаются, если выходные или каникулы.

Почему так происходит? Почему те, кто находил счастье в школе, не могут транслировать его дальше как учитель своим ученикам? И почему те, кто не находил это счастье, не могут найти способ дать это счастье детям? Вообще тогда зачем учителя приходят в школу, если они не могут эту свечку для них зажечь, путь показать?

По разным причинам приходят учителя в школу. Во многих из нас, не только в учителях, сидят авторитарные нотки нашей человеческой сущности. Они подразумевают, что надо командовать, приказывать, указывать на ошибки, надо из несовершенного ребенка сделать совершенного человека. Весь этот настрой не приводит к радостному общению. Конечно, дети подчинятся воле взрослого, будут учиться, приобретать навыки, но радости в общении будет немного.

Есть иной настрой. Мы его называем гуманным. Он подразумевает, что я не буду никого намеренно контролировать, вбивать в голову знания, а буду общаться на равных. Изначально настрой на то, что каждый ребенок уникален. Каждый – искра божья. И совершенство есть в каждом ребенке.

Дальше нужно вместе развиваться. Вы изначально сказали, что учителя учат чему-то, дают что-то. Гуманный настрой учителя приводит его к состоянию, когда не только он обучает детей, но и сам обучается ежедневно перед каждым учеником. Мы все ученики и равные в этом смысле. Вот это равенство в отношениях, еще и приправленное специей любви (без любви гуманный личностный подход не состоится), конечно же, приводят к тому, что дети хотят к такому учителю. В первую очередь, потому что он любит их, и они влюбляются в ответ безусловной любовью. Обычно это харизматичный, интересный учитель. Он сам любит познавать и умеет зажигать познавательное стремление дальше. Хоть оно и так есть в каждом ребенке, но нужно его, конечно, разогревать. И вот при таком учителе будет и радость, и познание вместе.

Как в себе побороть эти авторитарные нотки и учителям, и родителям?

Я бы не советовал внутри себя с чем-то бороться, даже если это негативное. Есть такое понятие в физике: чтобы темнота отступила, не нужно с ней бороться, просто фонарик зажечь. И не будет темноты, а будет свет. Я бы думал не столько о том, как бороться с чем-то, а как добавить чего-то светлого внутри. Что светлое мы можем добавить? В первую очередь, мы можем добавить принятие наших детей таковыми, какие они есть. Давай просто примем их со всем их еще не до конца проявленным развитием, не до конца сложенной личностью, со своими кризисами в разном возрасте. Ребенок ведь проходит невероятное развитие. Новорожденный и трехлетний – это инопланетяне друг для друга. За это время столько всего ломается, меняется, добавляется. И вот нужно принять существо, которое проходит все эти сложные этапы. Капризничать будет? Однозначно. Не слушаться? Конечно. Всегда будет что-то делать по-своему. Либо мы это внутреннее принимаем, соглашаемся как с частью природы ребенка, либо идем против. Идти против этого, бороться – авторитарный путь. А я бы предложил принять ребенка таким, какой он есть. Это первая часть нашего фонарика.

Вторая часть – быть постоянно благодарным в сердце, каждую секунду общения с ребенком. Для этого достаточно представить, что каждый ребенок для нас – уникальное явление, каждый раз новое. Каждый день, когда вы видите детей, это новые явления. Как солнца восход всегда новый, хотя солнце то же, что и было тысячи лет, но каждый восход и закат для нас новое явление.

Если видеть в каждом ребенке это уникальное явление, то как адекватно мы можем вести себя перед ним, когда он даже кушать не хочет? Наверное, в первую очередь, надо быть благодарным, что он просто есть перед нами. И если отношения начинаются с благодарности, продолжаются принятием, тогда решаются очень многие конфликты. И как это все без любви может быть? Не представляю.

Все любят детей, конечно. Не дай бог, чтобы учитель не любил ребенка. Но есть отличие любви авторитарной и гуманной. Авторитарная любовь обусловлена. Есть список, когда любить ребенка и когда не любить.

Очень яркий пример авторитарной любви – это любить ребенка, как только он заснул. Вот заснул – и мы умиляемся, счастье вообще. Лучший в мире ребенок – спящий ребенок. Он ничего не требует, никуда не бежит, ни от чего не отказывается. И служить ему не надо. Можно пойти заняться личной жизнью. Но как только он просыпается, сразу же появляется раздражение. Мы начинаем иногда кричать на ребенка, принуждать к чему-то. И когда мы раздражаемся, любви не может быть в этот момент. Мы продолжаем его любить на бессознательном уровне, но реально раздраженный учитель не может в тот момент любить ребенка.

Гуманная любовь не обусловлена ничем. Там любовь на одном уровне, высоком, но непреходящем. Пришел ребенок вовремя на урок – любим. Дома съел кашу, не съел – все равно чувство любви не проходит. Гуманный настрой заправлен энергией безусловной любви. И получается стержень гуманной личности. Безусловная любовь в основе, благодарность в сердце, а в уме принятие ребенка. Если такое состояние мы сможем поймать, тогда состоится и гуманный подход.

Насколько правомерен институт школы? Как работает этот механизм?

Что такое вообще школа? Это не может быть просто стены, здание. Сейчас вот мы в студии. Это школа? А если здесь появится учитель и вместе с ним ученики, это превратится в школу, в класс? Наверное, да.

Изначально школа как таковая, наверное, была не в зданиях, а там, где учитель сидел с открытой книгой и просто себе чего-то читал, может быть, вслух. Может быть, под деревом. Начнем с того, что он еще даже не делился, а просто сам познавал. И кто-то из прохожих мог заинтересоваться, присесть. И тогда учитель уже вместе с ним продолжает читать. И если учитель интересен, то количество людей вокруг него будет расширяться. За Сократом ходили толпами ученики, считая, что он очень важные знания может в них открывать. Наверное, с этого начинается школа.

Школа – это учитель, а не здание. Это отношения учителя и ученика, а не стены, бассейны или классный дизайн. Школа – учитель и ученик, но с условием: учитель мотивирован передавать какие-то знания ученику, а ученик мотивирован эти знания воспринимать. И если есть такая взаимная мотивация на процесс познания, тогда состоится гармоничный учебный процесс. Но если ученик заявляет: не хочу в школу, не понимаю смысл, то ничего не случится. Я часто слышу: «Зачем мне таблица умножения?» Какой самый распространенный ответ? Мы обычно говорим примерно так: «Сейчас ты не поймешь всей сути таблицы умножения, но вырастешь – будешь благодарен». Это никому не добавляет смысла. Все равно, как если нам скажут: «Ты сейчас не понимаешь, зачем переставлять стулья с одного места на другое, но через 10 лет поймешь и еще благодарным будешь». По такой причине мы не будем делать то, в чем не видим смысла. Так же и ученики. Если ученик не мотивирован, тогда школьный процесс не будет полноценным, гармоничным.

Если мы договариваемся, что школа начинается с учителя, то, конечно, вокруг учителя можно и стены выстроить, чтобы было комфортно и было больше наглядности. Это поможет. Но это не школа сама по себе. Школа – это процесс, а не какое-то здание. Если ночью и ученики, и учителя выйдут из школы, что там остается? Пустые стены. По-прежнему ли это школа? Там ничего не происходит в это время. Она начнется утром, когда придут ученики и учителя. И школа – это процесс отношений учителя и ученика, которые взаимно мотивированы. Это самое главное. И под это стоит строить школу, в первую очередь спрашивая у учителей: какое вы хотите пространство, чтобы у вас была настоящая школа с настоящими учениками?

Какая роль руководителей в школе? Как они должны взаимодействовать и с учителями, и с учениками, и с родителями?

Наверное, зависит от того, что мы хотим получить в конце, какую цель ставим школе. Главные ее цели можно свести к двум. Одна – получить на выходе хорошо натренированных, обученных, владеющих знаниями и навыками людей, чтобы они пошли потом в бизнес, реализовали себя, или приняли наследство, или заработали сами. Это одна цель. Она хорошая.

Но может быть поставлена и вторая цель: а какие качества личности будет нести этот знающий, имеющий хорошие навыки и способность зарабатывать и вести дела человек? Какие в нем качества личности проявлены? Это уже вопрос воспитания. Воспитание и обучение – разные процессы. Обучение – это когда учитель передает знания. А воспитание – когда я могу зажечь в ребенке какие-то личностные качества. Обучать качествам личности бессмысленно, они закладываются по подобию. Любовь не обучается, она показывается. Таблица умножения, с другой стороны, не воспитывается. Этому нужно обучать.

От управляющих, наверное, зависит то, какие цели они будут ставить. Принимается ли во внимание воспитание. Ведь если человек с плохими качествами личности владеет самыми лучшими знаниями, то вряд ли он будет делать хорошие дела по жизни и приносить счастье себе и другим. Лучшие нравственные качества личности – даже не те, которые мы могли бы с вами определить хорошими, нравственными или плохими, безнравственными, а те, которые тысячелетиями считаются истинными проявлениями высокого в моральном плане человека, Человека с большой буквы. Это забота обо всех, благодарность в сердце, безусловная любовь. И это не просто высокопарные слова, а те качества личности, которые приводят к счастью. Деньги не могут принести счастья. Я беседовал со многими состоятельными людьми. Один миллиардер со мной делился: «Я же во всей этой компании кручусь. Там очень мало счастливых. Денег навалом, а счастья вообще нет. Тут на улице бабушка подаяние просит, а в глазах у нее счастье. Прямо позавидуешь ей».

Чему мы хотим научить наших детей? Только знаниям или еще тому, как быть счастливым? Может быть, это самое высокое знание, и оно касается качеств личности. Это тема воспитания.

То есть с точки зрения структуры, организации, школа – это про ценности?

Совершенно верно. И не просто ценности, а те, на основе которых я буду находить смысл во всем, что делаю. Зарабатывать – окей. Мы всегда можем заработать хоть миллион. Ну заработали. Какой смысл в этом? Вот сейчас на счету они лежат. Мы купили все, что возможно, и теперь оно у нас есть. И что дальше? В чем смысл?

Вопрос смысла – самый основной вопрос человеческой сущности. И к этому нужно вести наших детей, чтобы они искали высшие смыслы и находили, имея деньги, конечно.

Как вы видите школы в России через 10-15 лет? Какие они? Какие учителя преобладают? Какие управляющие команды? Как родители относятся к школе?

Я будущего не знаю. Вряд ли кто-то точно знает будущее. Но можно кое-что предположить. Через 10-15 лет в школах будут учить те люди, которые сейчас обучаются в институтах, университетах. Так что стоит просто посмотреть, как обучаются сейчас студенты и можно сделать заключение.

А как сейчас обучаются? Вряд ли институтское, университетское педагогическое образование сильно забегает вперед, смотря в будущее. Скорее оно основывается на том, что в лучшем случае есть сейчас. А через 15 лет это будет уже прошлым.

Если говорить о том, какая школа будет в будущем, надо пойти в институты, университеты и добавить там что-то. Ни с чем и ни с кем не нужно там бороться, а лучше включить что-то дополнительное. А что можно включить? Воспитание, наверное. Очень хорошо в институтах объясняют, как обучать дальше других. А как воспитывать? Это отдельная наука – как воспитывать человека. Она сложная, потому что требует в первую очередь воспитание себя самого. Иначе дальнейшее воспитание не то что не состоится, а состоится на том уровне, на котором я сам воспитан. Если я хочу воспитать что-то большее, я должен через голову прыгать, крылья должен себе вырастить. И это сложное для людей дело, люди просто отказываются от этого. Вот так можно предсказать будущее.

Для меня Сократ – самое лучшее будущее для нас, идеал воспитания. Как он обучал? Что он делал? Главная идея Сократа заключалась в том, что я ничего не знаю. «Все знания – в каждом ученике, – говорил он, – и я вам не то что буду что-нибудь давать, божественные знания сами будут в вас открываться после моих вопросов. Я лишь буду вам повивальной бабкой и радоваться, когда истина будет в вас рождается». Вот идеал воспитания. Но вряд ли к этому можно прийти в перспективе нескольких десятилетий. Хотя, если наметить такую цель, когда-нибудь да можно.

Есть ли у вас большая мечта в отношении наших детей и того, где и чему они учатся?

Да, конечно, есть. С удовольствием помечтал бы о том времени, когда каждый ребенок развивается в обстановке безусловной любви, в первую очередь. Дети всегда развиваются намного лучше, намного ярче этот процесс можно наблюдать, если они находятся в обстановке безусловной любви, когда их просто любят. Достаточно любить ребенка, и развитие приобретает космическую энергию. Это первое.

Дальше я мечтаю о времени, когда каждый взрослый, который соприкасается с ребенком, чувствует, как не загасить в нем божественные искры познания, проявления эмоционального мира, раскрытия тех или иных навыков, а наоборот, будет знать и уметь, как это подогревать, чтобы процесс был ярким, вдохновляющим и шел вперед.

И третье. Мечтаю о том, чтобы каждый относился к ребенку так, как хочет, чтобы к нему относились все остальные люди. Если мне не нравится, что меня критикуют, не критикуй ребенка. Если мне не нравится, что мне нудно повторяют одно и то же, не буду сам так делать. Если мне нравится, что меня любят, буду и сам любить. Если мне нравится, что спрашивают моего мнения, прежде чем принудить меня к чему-нибудь, то буду идти и спрашивать у ребенка его мнение.

Приведу веселый пример. Дело было на усадьбе в Грузии. У нас летняя программа на 9 дней, которая называется «Погружение в гуманную педагогику». Родители приезжают с детьми. Там случается перевертыш обычной жизни. Дети становятся гражданами. Они могут работать в различных учреждениях, зарабатывать деньги. Наша местная валюта – дары, деревянные деньги. А взрослые в это время ходят в школу, и у них только обязанности. Они не могут зарабатывать, потому что нельзя, но у них домашние задания и учителя. И утро каждого гражданина начинается с того, что маму и папу надо проверить, нормально ли оделись, съели ли кашу, отвезти в школу. И потом самому бежать, искать себе работу по вкусу. А можно и не работать. Не бывает работы не по вкусу. Бывает, что некоторые дети, точнее граждане, хотят открыть свой бизнес. Для этого есть правила. Надо в мэрию написать заявление. Мэр должен разрешить. В общем, все по-серьезному.

Есть у нас родители с маленькими детьми. Например, был двухлетний ребенок. Мама с бабушкой за ним следили. И вот они пришли с вопросом. Он не хотел идти на обеды. Но каким-то образом его к обеду принудили. Он там разрыдался, устроил истерику, тарелки переворачивал. В общем, ужасно себя повел. И как быть с этим гуманно? Я поинтересовался, как его принудили? Оказалось, он увидел муравьев, которые шагали строем по тропинке, и очень увлекся ими. А родители чувствовали, что сейчас время обедать и надо его увести от муравьев, поэтому они соврали, что там он найдет более интересных муравьев. Он согласился. И оказалось, что вместо муравьев перед ним суп. Ребенок возмутился и перевернул все это.

И тогда я спросил маму с бабушкой: как вы думаете, если кто-нибудь вас обманным путем затащит туда, где вы не хотите быть, и будет принуждать делать то, что вы не хотите делать? Бабушка задумалась и сказала: «Я бы орала последним голосом. Я бы кричала, звала бы на помощь». В принципе, то же самое, что ребенок делал.

Получается, надо сначала научиться любить себя, чтобы полюбить кого-то другого. Как это сделать?

Я не могу сказать, насколько предложенный мною способ сложный или несложный. Все индивидуально. Для кого-то это прямо вообще классно и хорошо, и приятно. Для кого-то это может оказаться очень трудным.

Я нахожу вот такой путь. Он называется настроить себя, настроить свои струны души, эмоции. Обычно это лучше делается утром. Выделить для себя минут 30 на то, чтобы посидеть в тишине, проиграть в голове возможные ситуации, которые возникнут сегодня или возникали вчера, позавчера, сложные ситуации в отношениях с детьми. И подумайте про себя, какие решения мы могли бы принять при тех или иных обстоятельствах.

Я, например, думаю про своих детей дошкольного возраста: а что будет, если кто-то из них откажется идти в садик? Вот три дня назад один отказывался, говорит: «Не хочу». И я проигрываю: могу накричать, могу принудить, могу отвести силой. Он, конечно, подчинится, куда деваться. А дальше буду думать, а есть ли альтернатива? Вот так можно настроить себя на день. По крайней мере, пару часов этот настрой будет с вами, помогать сделать жизнь счастливее, а отношения более гармоничными.

Любовь – это искусство. И этому искусству надо учиться, как любой художник долго учится мастерству, как водить кистью, как смешивать краски. И это путь не на одну неделю, а на всю жизнь. Мы учимся, тренируемся по 30 минут в день в тишине. Можно попросить членов своей семьи помочь в этом.

Некоторые мамочки находят и более радикальные решения. Одна сказала, что у нее четверо детей, и она часто раздражается. Тогда она начала думать, как быть. «Я же чувствую, – сказала она себе, – наплыв раздражения. И в этот момент я ложусь на пол. Чувствую, что сейчас буду сердиться, кричать, но вместо этого я ложусь на пол. С мужем сначала договорилась. Объяснила, что это моя работа над собой. Он сказал: «Да, буду помогать, благословляю, ложись на пол». Детям сказали. Они тоже это приняли. И сразу же началась веселая жизнь. Дети видят, что мама лежит на полу – они идут, успокаивают: «Мама, не переживай, мы понимаем. Ты занимаешься личностным ростом. Это ради нас самих. Мы уберемся в комнате, ладно».

И она потом делилась, что, во-первых, когда лежишь, кричать неудобно, неестественно и глупо выходит. И уже не хочется кричать. А самое главное, все члены семьи стали хорошими помощниками для мамы. Мы же в конце концов все друг для друга учителя. Главное, чтобы у нас был настрой ученичества: я ученик, вся жизнь – моя школа. Это подготовка к наивысшему экзамену, который будет сдаваться на склоне лет. И жизнь – уроки. Целый ряд уроков. Так надо воспринимать жизнь. Тогда можно выделить по 30 минут в день, чтобы настроиться хорошо сдавать ежесекундно экзамены, которые жизнь нам подбрасывает.

Есть еще один подход. Другая мама придумала флажки. Она раздала флажки своим детям и сказала: «Если вы увидите, что мама на грани раздражения, будет кричать, просто достаньте эти флажки, я их увижу и, может быть, это отрезвит меня».

О чем стоит задуматься тем, кто хочет быть учителем?

Для начала давайте согласимся с тем, что учительство – форма служения. Учитель служит детям. Не просто обучает, а именно служит. Это означает, что я буду делать все возможное для развития, обучения, воспитания. Не знаю, что из этого выйдет. Может, выйдет суперклассно. А может, не очень. Но продолжая служить, не привязываясь к тому, что будет мне за это взамен. Это не значит, что зарплаты не должно быть. Вознаграждение должно быть обязательно достойным для хорошего учителя. Но каково бы ни было вознаграждение, главное не это, а мое состояние, что я просто служу.

Это не сервисная составляющая, а то, что я отдаю всего себя. Служение как дар себя. Я могу обслуживать за деньги, и это будет именно обслуживанием, а не служением. Тогда я служу деньгам, которые потом получаю. Служение должно быть именно ребенку, человеку. И это самый главный навык. Он приводит к состоянию учителя, который не устает, эмоционально не выгорает, не чувствует упадок сил. Наоборот, силы будут возобновляться. Я не знаю, как это работает, но каким-то образом состояние служения приводит к неиссякаемой, практически безграничной энергии. Но этого нужно достичь. Это нужно почувствовать в себе.

У тех людей, которых мы можем определить как учителей от бога, изначально каким-то образом это присутствует. И учитель от бога потому и учитель от бога, что он просто по-другому не может. Просто идет и служит. Можно представить, что учитель от бога перестает обучать детей, потому что зарплата закончилась? Смешно. Или на пенсию вышел? Тоже смешно. Он просто будет делать все то же самое, потому что не может по-другому. Не может не служить. Я думаю, это одно из самых ключевых качеств. Если оно появляется, тогда буду обучать себя, как лучше любить, как лучше развивать, как быть именно вдохновителем для ребенка, а не надсмотрщиком с плетью. Отметки – это же форма наказания, как ремень, плеть. Раньше учителя держали плети, а сейчас отметки. Вместо этого надо вдохновлять каждого ученика, мотивировать его, если сказать на современном языке психологии. Вот на что бы я обратил внимание.
Сезон 1