Бросать не стыдно — стыдно не бросать: как завершать начатое и доучиваться до конца
Запись подкаста «Go учиться!». Гость – Александра Клименко, основательница и CEO Soft Skills Lab, автор подкаста и Телеграм-канала «Нормально делай, нормально будет»
В этом выпуске четвертого сезона подкаста «Go учиться!» говорим о том, почему мы бросаем онлайн-учебу на полпути, можно ли подобрать идеальный курс, который не захочется бросить в процессе, и как не бросить то, что оказалось не совсем идеальным.
Ни для кого не секрет, что многим из нас масштабные дела заканчивать непросто. Почти каждый взрослый, решивший проходить обучение на онлайн-платформах, не завершает его. Навскидку причины просты — падение мотивации, недостаточная заинтересованность и, конечно, банальная лень.
Но не стоит одним махом приписывать всем стремление к праздности. Что если дело вовсе не в людях, а в программах и формате обучения? В онлайне легко заскучать без интерактива, да и в отсутствие расписания занятий личные дела или завал на работе всегда кажутся важнее очередного урока.
Вместе с Александрой Клименко, основательницей и CEO Soft Skills Lab, мы подробнее рассмотрим причины, из-за которых нам так сложно завершить начатое обучение, и попытаемся разобраться — а нужно ли стыдиться его бросать.
Что влияет на решение человека бросить программу? Сам пришел, сам выбрал – что же мешает доучиться?
Есть две стороны: человек, который обучается, и образовательный процесс — платформа, преподаватели и все, что с этим связано. Бывает, что люди сами подстраивают все так, чтобы не закончить учебу, хотя и не понимают этого. Например, приходят на обучение, когда у них огромный завал — решают что-то подтянуть в четвертом квартале, чтобы в новый год войти уже обновленными. И это еще не говоря о новогодних обещаниях! А у них завал, откуда взять время? И тогда человек сам себя разочаровывает тем, что не может сделать задуманное, поэтому и бросает. С другой стороны, в процессе обучения многое может пойти не так — человек разочаровывается и не хочет продолжать. Частая ситуация: вам классно продали курс и классно о нем рассказали, а потом учеба оказалась совсем не тем, чего вы ожидали.
И я бы сказала, что чинить эту проблему стоит с обеих сторон. Учащемуся нужно спрашивать себя: действительно ли мне это нужно, смогу ли я, есть ли у меня время? Это не только про тайм-менеджмент, но еще и про приоритеты: готов ли я это сейчас делать, актуально ли сейчас обучение? Эти вопросы лучше задавать до начала курса, но они могут возникнуть и во время — в этом нет ничего страшного. Да, этот наш подкаст про то, как закончить обучение, если не хочется, но у меня встречный любопытный вопрос: а каждое ли обучение нужно заканчивать? Если вы взвесили за и против, может оказаться, что заканчивать его и не стоит.
С другой стороны, для тех, кто оказывает образовательные услуги, важно слышать, что нужно человеку, если ему что-то не нравится. Но и тому, кто учится, нужно уметь сказать, что ему что-то не нравится, что он, например, ожидал больше практики или, наоборот, больше объяснений. Не бойтесь попросить повторить что-то или попросить дать дополнительные источники информации. Но, опять же, сама школа или тот, кто учит человека, должны создать такое пространство, где не страшно спросить. И, конечно, должна быть дана обратная связь.
Какие еще навыки, кроме тайм-менеджмента, нужно прокачивать, чтобы начать обучение и не бросить его?
Я знаю многих, кто начинает и бросает учебу, потому что недооценил, сколько она требует времени. Поэтому в первую очередь скажу про осознанность — нужно уметь заранее оценить, что предстоит и от чего вам придется отказаться, понимать, готовы ли вы от этого отказаться. Даже посидеть в телефоне и тем более погулять с друзьями может быть очень важно и нужно для сохранения собственного баланса — чтобы чувствовать себя человеком, который может успешно функционировать.
Что касается решения начать обучение, нужно понимать, что в действительности, мы учимся каждый день. Можно находить абсолютно разные способы, не только формальные курсы. И подкасты развлекательные и тем более бизнесовые, и книжки, даже художественная литература и тем более какая то бизнес-литература, — это тоже учеба. И поэтому, даже если вы четко понимаете, что у вас нет времени на конкретные курсы, это не значит, что у вас нет времени учиться. Просто нужно искать другие форматы.
Еще, конечно, очень важна мотивация — не просто желание, а четкое понимание, для чего вам это обучение. Мне кажется, стоит забыть о концепции, что учеба дана как факт, например, что в этом году надо пройти минимум три курса. Наоборот, нужно идти от мотивации и задач. Во «ВШЭ» мы видим, что люди, которые параллельно с учебой работают, берут от учебы гораздо больше. Но самое смешное, что студенты, когда выходят на работу, спустя два-три года, снова возвращаются к нам на обучение, уже за свои собственные деньги. Они вдруг понимают, что им все это нужно, чтобы использовать на практике.
То есть, нужно во всем уметь взвешивать свои силы?
Абсолютно верно, это навык внутренних сил. Я даже не знаю, как иначе его назвать. Когда к нам приходят люди на обучение, у нас есть вводная часть, где мы проверяем навыки с точки зрения коммуникации: на каком уровне эмпатия, отработка эмоций и др. А потом смотрим, какое общее состояние у человека, как он выглядит, что у него в жизни происходит. И есть люди, которым я так и говорю: «Слушай, ты даже разговариваешь со мной через силу. Пойди поспи и приходи, когда выспишься». Конечно же, нужно рассчитывать силы.
Мы говорим про учебу как про то, что только забирает ресурсы. Разве она не может быть в удовольствие?
Конечно же, учеба может быть кайфом, и мы все к этому стремимся. Только это не значит, что от нее не устаешь: если что-то учишь, в любом случае тратишь силы, энергию. Я, например, обожаю общаться с друзьями, но при этом я и от этого устаю, хотя общаюсь всегда с удовольствием. И с учебой то же самое. Мозг ведь напрягается, создает новые нейронные связи, он чему-то учится, устает. Бывает, люди попадают в ловушку: кажется, что учеба — такой кайф, что можно на себя больше взять, а потом человек просто выгорает, потому что не смог рассчитать силы.
В одном из выпусков выяснилось, что нет людей, которым языки даются плохо, — это только отговорки. Справедлив ли этот тезис в нашем случае? Есть ли какие-то черты, которыми можно оправдать, что ты бросаешь учебу или что тебе тяжело? Существует ли не/предрасположенность?
Обучение — всегда нелинейный процесс, и эта кривая у всех абсолютно разная и по-разному выглядит. К тому же, есть разные типы навыков. Кому-то они проще даются, кому-то тяжелее по огромной совокупности причин. Приведу простой пример: я в детстве очень мало занималась спортом, а мой муж, наоборот, очень много. И, соответственно, когда мы оба приходим в новый вид спорта, мы с разной скоростью его осваиваем.
Могут быть и травмы, например, ощущение, что любая учеба — это каторга. Конечно, если я с таким настроем иду на обучение и даже если в итоге оно окажется классным, я все равно буду о нем думать как о каторге. Здесь нужно персонально разбираться с тем, из-за чего вам сложно учиться.
Насколько формат обучения влияет на перспективу доучиться?
Форматов сейчас огромное количество, и, естественно, полезно выбирать комфортный для себя — чем больше вам подходит формат, тем легче вам учиться. У нас, например, есть два формата обучения: очное, но здесь мы имеем в виду онлайн курсы с живым преподавателем, где приходится попробовать ответить на конфликт, провести переговоры (это непросто, зато эффективно), а есть симулятор — это полностью синхронная онлайн-версия, удобная для тех, у кого не получается по времени. И кто-то нам говорит: «Нет, мне точно нужно заниматься с живыми людьми, иначе я заброшу». А кто-то покупает симулятор, потому что ему комфортнее посидеть и подумать.
И да, я хорошо понимаю, что перенос навыков на реальную жизнь у этих людей произойдет по-разному. Но некоторым сложнее заставить себя включиться в процесс — для них это была бы та самая каторга, где нужно делать некомфортные вещи перед кучей людей. Поэтому нельзя сказать, что один формат лучше другого. Мы видим пользу и в сочетании форматов: наличие их большого количества развлекает мозг. Что-то где-то посмотреть, где-то пройти тест, где-то написать нечто мультимедийное – это полезно, особенно когда есть возможность выбрать.
Влияет ли возраст на успех обучения?
Все очень любят говорить про теорию поколений. Я персонально и мы в компании очень против любых таких упрощений, потому что это разделяет людей по категориям, как, например, размер обуви и другие подобные вещи. Предполагается, что если у меня такой-то размер ноги, я могу себе все время заказывать вот именно такую обувь. Но почему-то одна обувь этого размера мне подходит, а другая нет. А люди — не ботинки, и они все абсолютно разные. И ставить себя или других людей в какую-то категорию значит ограничивать, ожидать от себя и других какого-то поведения, которое должно быть свойственно всей категории. А это тянет за собой много проблем. Есть, может быть, какие-то паттерны, есть объединяющие истории, трагедии определенных десятилетий, которые могут наложить одинаковые травмы или оставить одинаковые впечатления у людей. Но, несмотря на это, ни в коем случае нельзя чесать всех под одну гребенку.
Я, естественно, не отрицаю очевидные вещи: у молодого поколения учеба проходит иначе. Многие говорят, что они учиться перестали и не могут, но на самом деле под них просто нужно подстроиться. На YouTube, например, сейчас есть потрясающе ролики про все на свете: и по обществознанию, и про химические элементы. Там человек арии поет каждому химическому элементу в видео — это потрясающе, мне кажется. И можно столько всего классного придумать, а при неинтересной подаче информации, у ребят неизбежно возникает вопрос: «А почему я трачу свое время на это?»
А оплата обучения влияет?
На самом деле, правильно брать не именно деньги, а просто какое-то вложение. Это может быть что-угодно действительно важное, но, как правило, это все же деньги. И тут все просто: человек, который заплатил за обучение, более осознанно к нему подошел, ведь у него была возможность потратить эти деньги на еду, на игрушки, на все что угодно. А он решил потратить на учебу — он вложился деньгами в свое развитие.
Но на работе, где за обучение платит компания, может оказаться, что устраивается отбор или какие-то внутренние конкурсы. Людям надо доказать и приложить усилия, чтобы именно их пустили на это обучение. И это тоже хорошо работает, прибавляет мотивации. Мы видим, что люди, если им нужно чем-то пожертвовать, более серьезно подходят к процессу и выбора курса, и самого обучения.
А действительно ли надо доучиваться? И зачем?
Бросать не стыдно, стыдно не бросать. Нужно уметь заканчивать читать книгу, которая тебе не нравится, заканчивать общение с человеком, который тебе не нужен. Зачем продолжать мучить себя в этой ситуации? И с обучением, естественно, то же самое. Более того, даже если обучение оказалось полезным, на текущий момент вы, возможно, взяли от него все, что могли. Да, бросать обидно: гештальт не закрыл, не дошел до конца, не получил галочку. Это, конечно, неприятно, тем не менее уметь так сделать — очень полезный навык. Вероятно, лучшим вариантом будет закончить это обучение здесь и сейчас, вернуть ту часть денег, которые можно вернуть и, собственно, все — знать, что вы сделали выбор.
Как спокойно и экологично прервать обучение?
В первую очередь нужно воспитать честность по отношению к себе. Умение быть честным, когда признаешься: «Мне не хочется ехать на учебу на другой конец Москвы, хотя я решил учиться очно. Я устаю, не высыпаюсь, и я отказываюсь от учебы из-за того, что хочу сохранить свои силы». В этом нет ничего плохого!
Но не стоит забывать и о том, что свои неоправдавшиеся ожидания от курса лучше озвучить. Если человек не умеет и не может дать обратную связь организаторам курса, как они поймут, что ему что-то не нравится? Чаще всего те, кто занимаются обучением, это люди, которые им горят и действительно искренне хотят сделать жизнь людей лучше. И если не дать им эту возможность, если не рассказать, как сделать вашу жизнь лучше, то, естественно, ничего и не изменится, потому что преподаватели — не телепаты. Нам очень часто дают обратную связь на курсах, мы ведь еще говорим про коммуникации, про эмоции. Нам приходят очень откровенные сообщения из серии: «Вот это круто, а вот это бесит».
Организаторам обучения со своей стороны нужно уметь не только собирать обратную связь, но и реагировать на нее. Я знаю, к сожалению, такие случаи, когда ученик выдает обратную связь, а ему в ответ говорят: «Радуйтесь, что хотя бы так». Это, конечно, непрофессионально и неэтично. Стоит задать уточняющие вопросы и понять, а что, собственно, человека не устроило, если это сразу не понятно. Нужно принимать с готовностью его эмоции и аккуратно выводить его в русло адекватного диалога. Это очень важная часть организации учебного процесса, потому что иначе мы не будем расти.
Нам каждый день говорят, что надо учиться непрерывно на протяжении всей жизни — lifelong learning. Это оправдано, или нужно еще 200 раз подумать о личных приоритетах?
Мне кажется, одно другому абсолютно не противоречит. Приведу в пример, как я изучала испанский. Когда я его учила, я включала нашу любимую зеленую птичку [приложение для изучения языков Duolingo — прим. ред.] и просто учила какие то словечки, а потом смотрела сериалы на испанском. Это не отнимало у меня практически никакого времени, сил, я не открывала ни один учебник. А потом я поехала на два месяца в испаноязычную страну и очень быстро подняла уровень языка еще выше. Я уверена, что если нужно будет на испанском говорить и работать, то да, в этой точке мне действительно понадобится какой-то курс, на котором я буду изучать язык. Но для себя мне было достаточно и самостоятельного изучения. И если говорить о lifelong learning, мне кажется, можно находить способы, как развивать навыки по чуть-чуть, в удовольствие. Мой способ — это учиться в кайф. Но если у меня есть какая-то жесткая необходимость, и я понимаю, что мне срочно надо освоить что-то, тогда я со всей осознанностью начинаю думать: а зачем мне этому учиться, точно ли это нужно сейчас?