Британское образование в центре Москвы
Знания. Ответственность. Характер.

СПЕЦПРОЕКТ

Конкурентное преимущество:
5 ключевых навыков, которые должна развивать школа

Мир меняется так быстро, что мы не можем с определенностью утверждать, какой наша жизнь будет через год. Что уж говорить о более отдаленной перспективе – через 10-20 лет. Как спланировать обучение ребенка так, чтобы он нашел себя в неизвестном нам новом мире, преодолел любые сложности и преуспел?

Подавляющее большинство экспертов сходятся в одном: главное, что мы должны дать ребенку, – набор гибких навыков, которые станут определяющими для его будущего успеха. Ведущие школы мира интегрировали развитие гибких навыков в свои учебные программы. Специалисты утверждают: обучение, которое нацелено не только на академический результат, но и на развитие личности ребенка, открывает новые горизонты.

Натали Камински, основательница и директор школы Magic Castle International School в Москве, рассказала Forbes Education о том, почему настолько важны гибкие навыки, какие из них необходимо развивать в школе и как высокие академические стандарты можно совместить с развитием личности ребенка.


Гибкие навыки необходимы всюду: в бизнесе, искусстве, науке, семейной жизни. Благодаря им человек становится лидером, вдохновляет, ведет других за собой, находит нестандартные решения и не сдается в сложных ситуациях. Задуматься об их развитии важно на самых ранних этапах: большая часть гибких навыков закладываются с детства.

При правильном построении программы обучения, школа – идеальная среда для развития личности. Помимо академических целей, Magic Castle International School ставит перед собой задачу сформировать у своих учеников ключевые гибкие навыки: позитивное и эффективное отношение к обучению, росту и преодолению трудностей, креативность, ответственность, навыки социального общения.

Уверенность в себе

Подавляющее большинство людей могут сформулировать жизненные цели, которые они хотели бы достичь. К сожалению, когда дело доходит до реализации задуманного, все оказывается не так просто. Ученые* выяснили, что ключевую роль в успехе играет уверенность в себе. Люди, которые верят в свои способности, намного чаще добиваются цели: они более конструктивно подходят к решению задач, не сдаются, сталкиваясь со сложностями, и сохраняют оптимизм. Задача школы – научить ребенка не бояться трудностей, показать, что он может достигать высоких результатов.

Слишком сложная программа обучения приводит к тому, что ребенок теряет веру в свои силы. Слишком простая – вызывает скуку и демотивирует. В обоих случаях ребенок не испытывает радости от выполнения задач и гордости за результат.

Все дети разные, им нужно разное время на выполнение заданий и разный уровень поддержки со стороны учителя. Мы убедились на личном опыте, что при правильной организации обучения каждый ребенок может поверить в свои силы и достичь выдающихся академических результатов. Задача наших преподавателей – не только объяснить материал четко, наглядно и максимально интерактивно, но и удостовериться, что каждый ученик может самостоятельно справиться с пройденным заданием. Мы адаптируем программу под каждого ученика: добавляем нестандартные и усложненные задания, если ребенок легко справляется с темой, и оказываем дополнительную поддержку в случаях, если материал вызывает трудности
Мотивация

It always seems impossible until it's done (Нельсон Манделла).

Замечали ли вы, что стоит одному человеку поставить новый мировой рекорд, долгие годы казавшийся недостижимым, как не проходит и месяца - находятся люди, способные повторить достижение. Так было с покорением Эвереста, 10-секундным барьером в забегах на 100 метров, тройным акселем в фигурном катании. Почему так происходит? Когда мы знаем, что цель достижима, нам проще мотивировать себя на пути к ней. Что отличает лидеров? Они стремятся к амбициозным целям и находят мотивацию внутри себя, даже если все вокруг считают задачу невероятно сложной. Самомотивация помогает находить энергию и желание достигать поставленных целей.

Важно научить детей конструктивному подходу к неудачам и достижениям. Слова, которые мы говорим, когда хвалим или критикуем, вдохновляем и поощряем ребенка, то, как ученик мыслит в ситуациях трудностей или успеха – ключевые моменты развития в течение всей жизни.

Не только слова, но и окружение, атмосфера могут способствовать развитию внутренней мотивации. Даже элементарные надписи на стенах школы с мотивирующими высказываниями делают свое дело. Более того, обязательным приложением к договору у нас стали «Правила воспитания уверенности в себе, ответственности и мотивации».

Все преподаватели Magic Castle проходят тренинг по тому, как хвалить детей и давать им обратную связь, а каждая фраза, которую мы используем в общении с учениками тщательно подбирается, гарантируя установку на рост.

Учитель должен разграничивать похвалу и поощрение. Подбадривать детей надо постоянно, а хвалить – за конкретные успехи. Не говорите ребенку, что он умный. Говорите ему: «Ты проделал отличную работу! Ты хорошо постарался». Ели ребенок что-то сделал неправильно, сначала подчеркните позитивные стороны этого опыта: «Прекрасно, что ты экспериментируешь с красками. Давай сделаем так, чтобы после любых экспериментов твоя комната оставалась чистой».

Дайте вашему ребенку установку на позитив и личностный рост, перефразируя его язык – меняя пессимистические сценарии.


"Я не могу это сделать."
"Я глупый."
"Я опять сделал ошибку."
"Я сдаюсь."
"У меня не получится."
"У меня это великолепно получается."

"Мне нужно время. Я попробую разные стратегии решения этой проблемы."
"Мне нужно больше времени. Если я приложу усилия, то добьюсь результата."
"Ошибки помогают мне учиться."
"Я всегда могу добиться большего. Я буду продолжать стараться."
"Пока мне это не удается, но я научусь. Я приложу больше усилий и у меня получится."
"Я старался и научился это делать. Я достиг результата, потому что приложил усилия."
Ответственность

Быть ответственным – значит уметь принимать решения и нести за них ответственность, вести за собой людей и организовывать достижение общей цели, выполнять данные обещания, быть обязательным. Становление ответственности у детей начинается уже с 3-4 лет и неразрывно связано с возможностью проявлять самостоятельность и инициативу.

Среда, где ребенка чрезмерно опекают или где каждый шаг заранее распланирован взрослым, не дает ребенку возможность делать выбор, учиться на своих ошибках, проявлять инициативу и, как результат, развивать ответственность. Ведь как можно нести ответственность за решения других людей?

Важно соблюдать принцип: «Больше обязанностей – больше прав».
У каждого ребенка должна быть зона ответственности. Например, среди домашних обязанностей могут быть уборка, уход за питомцами или растениями, загрузка/разгрузка посудомоечной или стиральной машины, глажка собственной одежды.

В Magic Castle International School дети не только несут ответственность за свою учебу, но также инициируют появление новых блюд в меню, контролируют оборудование и порядок на территории школы, организуют мероприятия и благотворительные ярмарки, участвуют в принятии решений относительно эко-организации школьной жизни и многое другое.

В современном мире успех бизнеса и личной жизни основан на этике принятия решений. Именно поэтому осознанность, эмоциональный интеллект и открытый взгляд на мир приобретают особое значение. Мы помогаем нашим ученикам сформулировать жизненную позицию и ценности, в том числе и через участие в дебатах по важным вопросам политики, экономики, экологии, социального развития.
Креативность и критическое мышление

Умение креативно мыслить требуется не только представителям творческих профессий. Этот навык становится все более востребованным в самых разных профессиональных сферах. И тут нечему удивляться: способность находить нестандартные решения и быстро реагировать на ситуацию – именно то, что нужно в условиях постоянных перемен и нестабильности. Творческое и критическое мышление можно развивать и тренировать. И где еще этим заниматься, если не в школе - ведь именно здесь ребенок ежедневно сталкивается с новыми задачами.

Стандартная российская школьная программа не всегда дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал, поскольку сфокусирована в первую очередь на развитии технических и стандартизированных навыков. К сожалению, не все учителя готовы прилагать дополнительные усилия для развития креативности учеников.

Мы хотим, чтобы наши ученики умели критически оценивать информацию, генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и воплощать их в жизнь.

Разнообразные занятия на развитие практических и творческих навыков являются неотъемлемой частью Британской образовательной программы. У наших учеников есть возможность реализовать свои идеи на занятиях дизайном или искусством; выражать собственную точку зрения и задавать вопросы на уроках истории, физики, географии; искать нестандартные решения практических задач; писать собственные стихи и рассказы. Мы стараемся создавать атмосферу творчества: школьная газета, mood board, встречи с интересными и вдохновляющими людьми, дни карьеры, литературный журнал, стена поэзии, ежегодные видеоотчеты о жизни класса, – все это неотъемлемая часть обучения в нашей школе. Кроме того, в Magic Castle ученики раскрывают свои многочисленные таланты во время дополнительных занятий искусством, музыкой, вокалом, спортом, хореографией, дизайном, кулинарией, IT и многими другими предметами.
Коммуникативные навыки

Ведение переговоров, разрешение конфликтов, построение отношений – все эти навыки считаются ключевыми в бизнес-среде и часто предопределяют успех человека не только в карьере, но и в личной жизни. Именно в школе через коммуникацию со сверстниками дети развивают свои социальные навыки и формируют модель поведения, которой будут следовать в будущем при решении конфликтов, убеждении, работе в команде.

Атмосфера, где ребенок не чувствует себя в безопасности и видит негативные примеры коммуникации – силовое решение споров, агрессию, буллинг.

Задача школы – создать комфортную среду, где дети, с одной стороны, самостоятельно выстраивают отношения со сверстниками, разрешают конфликты и доказывают свою точку зрения, с другой – всегда чувствуют поддержку наставника и уверены в своей безопасности. Школа должна определять границы и правила, в рамках которых дети на личном опыте учатся эффективной и этичной коммуникации.

Помимо создания комфортных условий, мы целенаправленно практикуем социальные навыки на занятиях.

Помимо создания комфортных условий, мы целенаправленно практикуем социальные навыки на занятиях.

Презентации
.
Дети развивают умение систематизировать информацию, иллюстрировать ее и презентовать различным аудиториям. Наши ученики осваивают разные виды презентаций – elevator pitch, powerpoint, TED TALKS.

Дебаты
.
Через участие в дебатах дети учатся понимать интересы аудитории, находить убедительные аргументы, развивать их и логично структурировать излагаемую информацию.

Переговоры
.
Умение найти решение, приемлемое для обеих сторон, и предупредить конфликтную ситуацию – навык незаменимый и в повседневной, и в будущей профессиональной жизни.

Умение рассказывать истории
/
Storytelling – навык, признанный одним из самых важных в современном мире. Способность сделать свой рассказ захватывающим, эмоциональным и запоминающимся пригодится во время презентаций, дебатов, переговоров, а также при написании эссе.



* Bandura, A. (in press). Self-efficacy. In D. Matsumoto (Ed.) Cambridge dictionary of psychology. Cambridge: Cambridge University Press.


15 июля / 2020
#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦПРОЕКТА

British School MCS
Knowledge. Responsibility. Character.

Британская школа MCS от MAGIC CASTLE Education
Сайт
https://magiccastleschool.com/
Телефон

8 800 511 2016
Email
info@xbridge.ru

Адрес
Москва, пер. Чернышевского, 8, с.1 (станции метро Новослободская или Достоевская)