ИВАН ИСТОМИН
выпускник аспирантуры EPFL по биотехнологиям и биоинжинирингу
Иван Истомин поступил в аспирантуру EPFL после четырех лет обучения на бакалавриате МФТИ, имея опыт научной работы в одной из лабораторий Физтеха. В EPFL Иван присоединился к институту биотехнологий и биоинжиниринга, где занимался молекулярной биофизикой, экспериментально изучал строение регуляторных участков генов в применении к синтетической биологии – молодой области исследований, находящейся на пересечении фундаментальной и прикладной науки.
— Почему Вы решили получать PhD в Швейцарии, а не в России?
— Я работал в МФТИ в отличной по оснащенности, профессионализму сотрудников и амбициозности проектов лаборатории перспективных исследований мембранных белков. С точки зрения науки, уезжать мне (как и большому числу наших соотечественников) не имело смысла. С другой стороны, я уверен, что никакой «российской науки» не существует, это оксюморон, – есть просто наука и она международная. Ожидается, что ученый должен показывать так называемую «академическую мобильность» – доказывать себя вновь в абсолютно других условиях.

Я считал (и до сих пор не изменил своего мнения), что в континентальной Европе к западу от России успешно и эффективно работают научные школы трех стран: Великобритании, Германии и Швейцарии. После четырех лет бакалавриата в МФТИ я мог продолжить обучение в магистратуре, либо поступить в аспирантуру в университеты США. Дело в том, что американские вузы не требуют диплома магистра для зачисления в аспирантуру. Такой подход был не типичен для европейских стран и университетов, на которые я смотрел. EPFL оказался исключением из правил, здесь мне предложили начать PhD сразу после четырехлетнего бакалавриата, сделав исключение, которое в других вузах я бы не получил. Таким образом, я и оказался в Швейцарии.

— В чем особенности аспирантуры в EPFL?
— EPFL – младшая сестра всемирно известного ETH Zürich – сделала за последние менее чем 15 лет скачок в качестве образования и науки. Отчасти это связано с щедрыми инвестициями в инфраструктуру вуза – у сотрудников есть доступ к новейшему оборудованию для научных исследований. За рабочим состоянием приборов следят высококлассные инженеры, которые помогают ученым в дизайне экспериментов с учетом возможностей этого оборудования.

Аспирантура EPFL длится минимум три года, максимум шесть лет. Сейчас аспирантские программы (всего их 21) объединены в докторскую школу. В зависимости от программы за время аспирантуры нужно отслушать курсов на 12-30 зачетных единиц (360-900 часов). На большей части программ нужно преподавать (в моем случае это было 300 часов за всю продолжительность программы). После первого года нужно защитить кандидатский экзамен по результатам научного проекта, выбрать ментора из числа профессоров. Ментор и научный руководитель – разные люди. Роль ментора – быть внешним наблюдателем и следить за тем, насколько успешно студент осваивает программу, и вмешиваться при возникновении конфликтов.

Защита диссертации разделена на две части: частную защиту только с жюри, где происходит настоящий экзамен по науке и принимается решение об успешности защиты, и публичную защиту, выполняющую роль больше церемонии и объяснения сути исследований. Цель такой защиты – объяснить налогоплательщикам, на что были потрачены их средства, и сделать процесс присуждения степеней публичным.

— Что вас удивило в EPFL?
— Качество и доступность оборудования в EPFL многократно превзошли мои ожидания.
Меня положительно удивило количество мероприятий с участием известных ученых на кампусе – практически каждую неделю я ходил на семинары и общался с гостями кампуса. Это были и предприниматели, и нобелевские лауреаты. Все это действительно создавало атмосферу «экономики знаний». С наступлением пандемии covid-19 такие мероприятия, конечно, прекратились. По моему мнению, EPFL, как и другие университеты мира, оказался не готов к пандемии.

Меня удивило, насколько широки возможности сотрудников по участию в курсах профессионального развития, которые ведутся внешними тренерами, – это и тренинги по работе с лабораторным оборудованием, и по управлению проектами, и по работе с интеллектуальной собственностью, и по развитию лидерских навыков, и занятия в языковом центре. Если у PhD-студента есть желание взглянуть на мир шире, чем позволяет призма академической карьеры, то EPFL многое сделает, чтобы ему помочь. Ну и конечно, приятно удивило то качество жизни, которое PhD-студент может себе позволить за местную зарплату.

Среди негативного могу назвать качество курсов, которые читаются профессорами EPFL. Те курсы, которые я слушал, которые преподавали и посещали мои коллеги, оставили у меня впечатление, что качество образования не соответствует вложенным в него инвестициям. EPFL, как и многие топовые вузы, приоритезирует публикационную активность профессоров, но не их преподавательские либо менторские качества. Из этого также следует и неприятно удивившая меня тотальная защищенность профессоров, иногда позволяющих себе неэтичное поведение. Во время моего PhD я был представителем PhD-студентов и постдоков в разных комиссиях EPFL, и из многих конфликтных случаев профессор выходил сухим из воды.

— С какими проблемами и сложностями столкнулись?
— Самое сложное – психологическое давление, которому подвергают себя аспиранты. Наука похожа на Instagram: мы видим лишь самые яркие моменты в жизни человека (для науки это публикации в Nature, Science, Cell). За такими публикациями скрывается тяжелая работа, подчас круглосуточная, на протяжении нескольких лет, в борьбе с техническими сложностями проекта. В биологических экспериментальных проектах дополнительные сложности связаны со временем отклика системы: для экспериментов на мышах – это годы, на клеточных линиях – долгие месяцы. К тому моменту, когда нужно проводить анализ данных и сводить все в одну систему, ученые зачастую забывают, зачем они проводили эти опыты. А когда приходит ответ рецензента на твою публикацию в научном журнале, удивляешься тому, что написано в твоей же статье.

— Чему Вы научились в аспирантуре EPFL? Пригодился ли этот опыт в дальнейшей жизни и карьере?
— Очень сложно объять необъятное и ответить на этот вопрос. Для меня прошедшие пять лет стали неотъемлемой частью жизни и опыта, со своими взлетами и падениями. Навыки, что останутся со мной после аспирантуры, – умение резюмировать большие объемы информации, измерять результаты моей работы, жить в состоянии неопределенности. Наука полна неопределенностей – каждый раз, как на кухне, мы тестируем что-то новое. Большая часть наших попыток обречена на провал, но у нас всегда есть возможность пробовать несколько раз. В этом и заключается ценность опыта – не сдаваться при столкновении с трудностями, всегда двигаться вперед, рефлексировать, анализировать как удачи, так и поражения.

МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА
ОБРАЗОВАНИЕ
В ШВЕЙЦАРИИ
специальный проект Forbes Education
12+
Контакты
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
IED (ISTITUTO EUROPEO DI DESIGN)
Istituto Europeo di Design — это международная сеть учебных заведений, имеющая 7 филиалов в Италии.

Сфера обучения и исследований IED лежит в областях дизайна, моды, визуальных искусств, коммуникациях и управлении креативными индустриями. Подход к образованию Learning by doing дает возможность попасть в ведущие дизайнерские студии и на промышленные предприятия.

Специальный департамент института IED Business Hub славится высоким уровнем трудоустройства студентов, благодаря тесному сотрудничеству с Milan Salone del Mobile и Milan Fashion Week.

Преподаватели Института — успешные профессионалы из различных областей дизайна, архитектуры, моды, графических искусств. А выпускники IED известны во всем мире: Pierpaolo Piccioli — креативный директор Valentino, Maria Grazia Chiuri — креативный директор DIOR.
CAMBRIDGE SCHOOL OF VISUAL & PERFORMING ARTS (CSVPA)
CSVPA является лидером по подготовке студентов на программах в области моды и дизайна, а также музыкантов, вокалистов, актеров театра и кино.

Программы высшего образования аккредитованы Falmouth University, который занимает первое место как лучший университет творческих искусств в Великобритании. Также часть программ проводятся при сотрудничестве с University of the Arts London.

CSVPA по праву гордится тем, что после окончания обучения их выпускники работают во всемирно известных домах мод и создают свои торговые марки.

Все занятия ведутся всемирно известными дизайнерами, художниками, музыкантами и актерами, что даёт студентам уникальную возможность прикоснуться к их опыту, знанию и талантам. Для студентов любого уровня школа предоставляет гарантированное участие в Graduate Fashion Week в Лондоне.
NORWICH UNIVERSITY OF THE ARTS
Norwich University of the Arts — один из лучших британских университетов, специализирующийся на искусстве, дизайне и медиа.

Весь преподавательский состав NUA — это известные художники, дизайнеры и исследователи, которые делятся своими знаниями и опытом работы как над коммерческими, так и творческими проектами. У студентов есть возможность посещать семинары и специально приглашенных лекторов — всемирно известных фотографов, голливудских режиссеров, креативных директоров агентств и дизайнеров.

Выпускники NUA работают в художественных организациях, музеях, галереях, известных дизайнерских домах, рекламных агентствах, студиях разработки компьютерных игр, кино- и медиакомпаниях по всему миру. Среди них — номинанты на «Оскар», победители BAFTA и признанные профессионалы в различных креативных сферах.
KWANTLEN POLYTECHNIC UNIVERSITY (KPU)
KPU является единственным Политехническим Университетом на территории западной Канады и насчитывает более 25,000 студентов.

Университет состоит из 5 кампусов, расположенных по всему Ванкуверу. Иностранным студентам здесь предлагается более 140 учебных программ, начиная от курсов английского языка и заканчивая постдипломным образованием и курсам повышения квалификации.

Нельзя не отметить, Wilson School of Design, которая является лучшей школой дизайна по версии журнала Business of Fashion.

Отличительной особенностью университета является практико-ориентированное обучение. Также университет предоставляет студентам возможность пройти оплачиваемые стажировки, а уровень трудоустройства выпускников по специальности составляет 90% в течение 6 месяцев после окончания программы.
JEFFERSON UNIVERSITY
Jefferson University — университет, расположенный в Филадельфии (штат Пенсильвания). Вуз ориентирован на предоставление студентам профессионального образования в области текстиля, дизайна, архитектуры, бизнеса, моды, инженерии, медицины и здравоохранения. Всего на выбор предлагается более 160 различных программ бакалавриата и магистратуры.

Благодаря обширным отраслевым партнерствам и связям Jefferson, студенты имеют возможность пройти стажировки и получить профессиональный опыт во время обучения.

Программа текстильного дизайна в Jefferson — это сочетание искусства, эстетики и технических возможностей. Практические занятия проходят в общей студии с широким выбором оборудования и материалов, что создает творческую атмосферу и помогает студентам обмениваться идеями.
UNIVERSITY OF WESTMINSTER
University of Westminster состоит из 4 кампусов, расположенных в Лондоне. В кампусе Harrow находятся школа искусств и школа средств массовой информации и коммуникаций, студенты которых получают доступ к лучшим в Европе образовательным музыкальным, телевизионным, киностудиям и компьютерным технологиям.

Отделение моды университета входит в десятку лучших школ моды в мире по версии журнала Fashionista (2018). Университет гордится тем, что практически 100% выпускников трудоустраиваются в течение 6 месяцев. Также вуз занимает 17-е место по медиа и кинематографии и 15-е место по кинопроизводству и фотографии (Guardian University Guide 2019).

Среди известных выпускников можно выделить дизайнера Вивьен Вествуд, а также Роджера Уотерса и Сида Баррета, создателей музыкальной рок-группы Pink Floyd.
ISTITUTO MARANGONI
Istituto Marangoni основан в Милане в 1935 году и уже многие годы является признанным лидером в сфере высшего образования творческим специальностям: мода, дизайн и искусство.

Именно Istituto Marangoni стоял у истоков сегмента прет-а-порте. Уже более восьми десятилетий вуз является активным участником мира итальянской мода, находит молодые таланты, дает им блестящее образование и наблюдает, как они добиваются огромного успеха.

Среди известных выпускников можно выделить дизайнеров Доменико Дольче, сооснователя бренда Dolce & Gabbana, а также Франко Москино, создателя бренда Moschino.

Istituto Marangoni расширил свою сеть, открыв новые школы во Флоренции, Париже, Лондоне, Мумбаи, Шанхае, Шэньчжэне и Майами, сумев сохранить верность своей самобытности, подходам и методам обучения.

Ежегодно вуз принимает более 4000 студентов из более чем 100 разных стран.
EDUCATION USA RUSSIA
EducationUSA Russia — официальный источник информации о высшем образовании в США.

Мы помогаем школьникам, студентам, родителям, профессионалам детально разобраться в особенностях системы высшего образования США и выработать успешную стратегию поступления в американский колледж или университет.
SAVANNAH COLLEGE OF ART AND DESIGN (SCAD)
Savannah College of Art and Design (SCAD) имеет два кампуса в США (Атланта и Саванна) и кампус во Франции (Лакост).

На выбор студентам предлагается свыше 100 программ, в том числе архитектура, анимация, мода, кино, графический дизайн и многие другие. Независимо от выбранной специальности, студенты имеют возможность пользоваться современным оборудованием, учиться у лидеров отрасли.

После окончания обучения 99% выпускников устраиваются на работу в течение первых десяти месяцев после окончания вуза и впоследствии работают на руководящих должностях в таких компаниях, как Apple, Facebook, DreamWorks, CNN, Johnson & Johnson, Disney, Pixar, Samsung и многих других.

SCAD ценит инновации и предоставляет студентам отличные ресурсы и технологии, а также непосредственный опыт работы в творческой индустрии.
UNIVERSITY OF ILLINOIS AT CHICAGO (UIC)
University of Illinois at Chicago (UIC) признан одним из ведущих исследовательских университетов США и входит в топ-15 лучших государственных вузов согласно рейтингу QS World University Rankings 2021 года.

UIC – одно из лучших мест для изучения архитектуры и дизайна, а инновационная учебная программа, превосходный преподавательский состав, а также выгодное расположение университета позволяют студентам проходить практику во время обучения, ведь в Чикаго расположены более 30 корпораций из Fortune 500.

Многие студенты UIC получают национальное и международное признание, включая премии Фулбрайта и Трумэна, а также награду Гейтса Кембриджа. Более 300 ведущих компаний, таких как Deloitte, Google и PricewaterhouseCoopers (PwC), осуществляют набор сотрудников среди выпускников университета.