— Можете рассказать про опыт, который Вы получили в IMD. Как проходило обучение?
— Сразу скажу, что это был один из лучших годов в моей жизни. Вспоминая, как это было и через что я прошла, понимаю, что обучение дало мне огромный рывок с точки зрения развития как личности, развития как профессионала. Один из выпускников IMD, теперь мой хороший друг, который поддерживал меня в процессе поступления, много разговаривал со мной и рассказывал про IMD, как-то сказал: «Ты поймешь всю ценность обучения в IMD не через год и не через два, а через какое-то время». Это оказалось абсолютной правдой.
Учиться было очень сложно не только мне, но и, думаю, всему классу. Я помню, что у нас были такие моменты, когда мы с несколькими одноклассниками собирались и думали: «Боже, зачем мы это с собой делаем за свои же деньги? У нас такая хорошая жизнь была до этого». В среднем, в тот год мы спали часа по четыре в сутки. Особенно сложно было первые три-четыре месяца. Нам уже с порога дали очень большой объем материала по академическим дисциплинам: финансам, маркетингу, стратегии, бухучету, лидерству. Кроме того, были проекты, групповая работа. Средний возраст студентов был 32-34 года, а мне на момент поступления было 26 лет. Мой английский, наверное, был не так хорош, как у других европейских одноклассников. И все это одномоментно свалилось на меня.
Обучение было похоже на что-то среднее между армией и детским садом. В бизнес-школе была какая-то безумная дисциплина: нельзя было опоздать даже на 30 секунд, на входе всегда стоял кто-то из сотрудников и закрывал дверь ровно в 8.00. Даже на 30 секунд опоздать было нельзя Пропуск занятия воспринимался, как трагедия, потому что восполнить его было сложно из-за большого объема домашних заданий и групповой работы. Обучение было невероятно интенсивным. Я, кстати, ни разу не опоздала и не пропустила ни одного класса. Такой дисциплины в школе и университете у меня не было. Зато перед входом в класс всегда стояли корзины с фруктами. IMD хоть и «издевалась» над нами, но за здоровьем студентов следили.
У нас в классе было 90 человек – 46 национальностей. Нас разбивали на группы по 6 человек для совместной работы. Первую неделю все знакомились, «притирались» друг к другу, а потом началась напряженная работа. Договориться между собой, сделать групповую работу и прийти к консенсусу казалось практически нереальной задачей, особенно в начале обучения. У всех был очень разный английский, с разными акцентами – от китайского и индийского до испанского. Несколько раз моя группа занимала последнее место в части некоторых заданий, потому что не могли выбрать какое-то решение или договориться. Именно этот опыт стал самым сложным, но одновременно и самым развивающим. Наверное, один из самых крутых навыков, который мы все в итоге вынесли, – умение взаимодействовать с людьми из других культур, с другим менталитетом, договариваться в тяжелых условиях, будучи под стрессом.
Все обучение проходило в условиях стресса и жестких временных ограничений. Например, некоторые упражнения предполагали, что мы проведём 48 часов без сна. Нам давали сложный кейс на 100 страниц мелким шрифтом с кучей формул про специфическую отрасль, в какой-нибудь малоизвестной стране. У нас были сутки, чтобы прочитать это, проанализировать, подготовить слайды и другие материалы, потом одеться в строгий костюм и сделать презентацию для «совета директоров», состоявшего из профессоров и сотрудников школы. Идешь презентовать «борду» еле живой, ненавидишь всех своих одногруппников, и как бы хорошо ты ни сделал эту работу, вас все равно «разносят» – ведь всегда есть, к чему придраться в части экономики и финансов. Вас отправляют на второй круг. Ты уже без сил, а у тебя еще сутки, чтобы все переделать. Люди спали у себя в шкафчиках, пытались прикорнуть на подоконниках. Таких упражнений было очень много в течение года. Во время таких заданий IMD организовывала питание, следила за нашим состоянием, у нас всегда были снэки, рядом все время находился один из профессоров, - мы были под надзором. С точки зрения внутренних взаимодействий, коммуникации и познания себя, как профессионала, лидера, командного игрока, обучение было организовано просто гениально.