МАРИНА ФИЛИППОВА
выпускница программы MBA IMD
— Как Вы выбирали страну, бизнес-школу и программу?
— Решение получить бизнес-образование я приняла в 2010-м году. К тому моменту у меня уже был опыт жизни и обучения в США, мне хотелось чего-то другого, поэтому я стала выбирать среди европейских школ. Тогда были очень распространены встречи с выпускниками, на которых бывшие студенты делились своим опытом обучения. Я по всем прошлась, это помогло мне составить представление о школах. Меня интересовали годовые программы, которых тогда было не так много. В итоге выбор встал между IMD и INSEAD.

Я отдала предпочтение IMD по нескольким причинам. Во-первых, среди выпускников этой бизнес-школы были инженеры, люди из мира технологий, специалисты из различных отраслей. У INSEAD была совсем другая история — преобладали консалтинг и private equity (частный акционерный капитал – ред). На тот момент я работала в консалтинге и мне хотелось сменить отрасль, узнать больше о промышленности и более реальном бизнесе. Вторым аргументом в пользу IMD стало отношение выпускников. Когда я приняла решение поступать, познакомилась с несколькими выпускниками и достаточно много с ними общалась, задавала вопросы. То, как выпускники IMD отнеслись к человеку, который только собирается поступать и ищет их помощи, для меня было очень значимым фактором, потому что сообщество и нетворк в школе — это один из ключевых моментов (помимо образования). Среди других факторов были небольшие классы (всего 90 человек в классе) и хороший рейтинг бизнес-школы. Обычно люди поступают в несколько бизнес-школ сразу, стремясь диверсифицировать риски. Я решила, что хочу только в IMD, поэтому если не судьба, то не судьба. Я поступила с первого раза.
— Можете рассказать про опыт, который Вы получили в IMD. Как проходило обучение?
— Сразу скажу, что это был один из лучших годов в моей жизни. Вспоминая, как это было и через что я прошла, понимаю, что обучение дало мне огромный рывок с точки зрения развития как личности, развития как профессионала. Один из выпускников IMD, теперь мой хороший друг, который поддерживал меня в процессе поступления, много разговаривал со мной и рассказывал про IMD, как-то сказал: «Ты поймешь всю ценность обучения в IMD не через год и не через два, а через какое-то время». Это оказалось абсолютной правдой.

Учиться было очень сложно не только мне, но и, думаю, всему классу. Я помню, что у нас были такие моменты, когда мы с несколькими одноклассниками собирались и думали: «Боже, зачем мы это с собой делаем за свои же деньги? У нас такая хорошая жизнь была до этого». В среднем, в тот год мы спали часа по четыре в сутки. Особенно сложно было первые три-четыре месяца. Нам уже с порога дали очень большой объем материала по академическим дисциплинам: финансам, маркетингу, стратегии, бухучету, лидерству. Кроме того, были проекты, групповая работа. Средний возраст студентов был 32-34 года, а мне на момент поступления было 26 лет. Мой английский, наверное, был не так хорош, как у других европейских одноклассников. И все это одномоментно свалилось на меня.

Обучение было похоже на что-то среднее между армией и детским садом. В бизнес-школе была какая-то безумная дисциплина: нельзя было опоздать даже на 30 секунд, на входе всегда стоял кто-то из сотрудников и закрывал дверь ровно в 8.00. Даже на 30 секунд опоздать было нельзя Пропуск занятия воспринимался, как трагедия, потому что восполнить его было сложно из-за большого объема домашних заданий и групповой работы. Обучение было невероятно интенсивным. Я, кстати, ни разу не опоздала и не пропустила ни одного класса. Такой дисциплины в школе и университете у меня не было. Зато перед входом в класс всегда стояли корзины с фруктами. IMD хоть и «издевалась» над нами, но за здоровьем студентов следили.

У нас в классе было 90 человек – 46 национальностей. Нас разбивали на группы по 6 человек для совместной работы. Первую неделю все знакомились, «притирались» друг к другу, а потом началась напряженная работа. Договориться между собой, сделать групповую работу и прийти к консенсусу казалось практически нереальной задачей, особенно в начале обучения. У всех был очень разный английский, с разными акцентами – от китайского и индийского до испанского. Несколько раз моя группа занимала последнее место в части некоторых заданий, потому что не могли выбрать какое-то решение или договориться. Именно этот опыт стал самым сложным, но одновременно и самым развивающим. Наверное, один из самых крутых навыков, который мы все в итоге вынесли, – умение взаимодействовать с людьми из других культур, с другим менталитетом, договариваться в тяжелых условиях, будучи под стрессом.

Все обучение проходило в условиях стресса и жестких временных ограничений. Например, некоторые упражнения предполагали, что мы проведём 48 часов без сна. Нам давали сложный кейс на 100 страниц мелким шрифтом с кучей формул про специфическую отрасль, в какой-нибудь малоизвестной стране. У нас были сутки, чтобы прочитать это, проанализировать, подготовить слайды и другие материалы, потом одеться в строгий костюм и сделать презентацию для «совета директоров», состоявшего из профессоров и сотрудников школы. Идешь презентовать «борду» еле живой, ненавидишь всех своих одногруппников, и как бы хорошо ты ни сделал эту работу, вас все равно «разносят» – ведь всегда есть, к чему придраться в части экономики и финансов. Вас отправляют на второй круг. Ты уже без сил, а у тебя еще сутки, чтобы все переделать. Люди спали у себя в шкафчиках, пытались прикорнуть на подоконниках. Таких упражнений было очень много в течение года. Во время таких заданий IMD организовывала питание, следила за нашим состоянием, у нас всегда были снэки, рядом все время находился один из профессоров, - мы были под надзором. С точки зрения внутренних взаимодействий, коммуникации и познания себя, как профессионала, лидера, командного игрока, обучение было организовано просто гениально.
— Какие навыки Вам удалось развить, благодаря такому обучению?
— В какой-то момент, когда у тебя большая нагрузка, ты становишься более эффективным. Я заметила это по своей работе и по своим коллегам. IMD приучила нас быстро готовить материалы в условиях стресса, быстро вникать в суть вопроса. Мне кажется, большой плюс этого образования ­– возможность работать в любой отрасли практически на любой позиции. Например, если ты не знаешь отрасль FMCG в Индии, ты можешь изучить ее очень быстро – тебе это легко дается после опыта в IMD. Любой проект, за который я берусь сейчас, — что-то абсолютно новое, "first of a kind" (первый в своем роде – ред.), я никогда не занимаюсь рутиной.

Обучение в IMD очень помогает в развитии лидерских качеств. Я помню, как мы с одноклассниками обсуждали в самом начале, что лидерство — это какая-то ерунда. Мы не понимали, что это такое. В начале обучения наша учебная программа состояла из недельных блоков. Мы «умирали» на финансах и очень ждали неделю лидерства, думая, что наконец отдохнем, не будем ничего считать, строить финансовые модели. На второй день недели лидерства все были готовы учить финансы круглосуточно, но только не это мучение.

Неделя лидерства проходила за городом. Нам давали очень простые задания, но из-за того, что все устали и переругались между собой, исполнять их было очень сложно. Нас постоянно снимали на камеру, со всех сторон были коучи и менторы. Потом мы садились, смотрели на себя со стороны, разбирали собственное поведение в разных ситуациях, коучи и менторы давали обратную связь. Это было очень сложно выносить физически, психологически и морально. Эта программа очень много нам дала: мы научились смотреть на себя со стороны, нормально воспринимать обратную связь, принимать разные точки зрения, договариваться.
— Вы несколько раз упомянули, что все перессорились. Как же в итоге Вам удалось сформировать крепкие связи?
— Когда ты проводишь с людьми 24/7, а у нас так и было, людей знаешь и в самых лучших, и в самых худших проявлениях. Я своих одноклассников знаю намного лучше, чем тех, с кем я училась пять лет в университете, потому что за этот интенсивный год мы видели всё — слезы, истерики, поддержку, хорошие поступки. Это очень сближает. У меня очень много друзей по всему миру. Мы ездим друг к другу на дни рождения, свадьбы, организовываем «риюнионы» (встречи выпускников – ред). Класс, с которым ты учишься, – это не столько часть твоего нетворка, сколько твои любимые друзья.

Нетворк с точки зрения IMD — большая история: это все люди, которые здесь когда-либо учились. Хочу привести один пример, который меня просто поразил. Как и у всех школ, у нас есть некая база данных выпускников. Ты можешь написать любому человеку из этой базы. К концу образования я искала работу, меня интересовала одна конкретная компания в определенной стране. В этой стране никого из выпускников IMD не оказалось, но я нашла президента этой компании в Латинской Америке. Он закончил MBA в 1987 году. Я написала ему, он ответил, мы созвонились, долго общались. Самое интересное, что он закончил МВА программу за 20 лет до того, как я на нее поступила. Он живо помнил свой опыт обучения, спрашивал: «А как у вас было в IMD? А вот это делали? А вот то?», – и он был искренне счастлив, что я ему написала, что может мне помочь.

Могу сказать, что уровень ответа, когда ты пишешь выпускникам IMD, около 90-95%. Это очень высокий показатель. У нас почти все друг другу отвечают, помогают.
— На Ваш взгляд, кому стоит ехать учиться в Швейцарию, в целом, и в IMD, в частности?
— Должны быть очень четко сформулированы ожидания относительно того, что хочется получить от бизнес-школы. Наверное, если вам нужен доступ к максимально широкой базе контактов в России, получать МВА лучше здесь. С другой стороны, я, например, ехала за мультикультурным опытом, за расширением своих границ, за пониманием того, как по-другому можно делать бизнес. Ведь если ты умеешь это делать в разных культурах, условиях, в разном контексте, то найти в России контакты, которые тебе нужны, не составляет большого труда.

Все рассказывают только про удачные кейсы МВА, а ведь есть очень много неудачных историй, об этом не говорят. И это обязательно надо учитывать. MBA в топовой школе ничего не гарантирует, надо много работать, должно сложиться много факторов. Мне кажется, что основная причина неудач в том, что у людей были изначально неправильно сформулированные ожидания. Первая, самая распространенная ошибка, — ожидать, что МВА в IMD позволит переехать в Швейцарию, найти там работу, сделать карьеру, жить в комфорте и спокойствии. На самом деле, с точки зрения поиска работы есть очень много нюансов, о которых вы не знаете, находясь в России или другой стране. Да и жизнь в Швейцарии тоже имеет некоторые нюансы, о которых ты узнаешь только живя в стране.

Поэтому очень важно при выборе школы и программы поговорить с как можно большим количеством выпускников, с теми, кто поступил в ту или иную школу, но в итоге в нее не пошел, по возможности – съездить на кампус и прочувствовать атмосферу. В IMD это обязательно, поскольку необходимо приехать на Assessment Day при поступлении.

Формировать свои ожидания тоже важно, но лучше оставаться гибким и быть готовым к разному развитию событий. У меня и многих моих одноклассников карьера и жизнь сложилась совсем не так, как планировалось изначально, а по-другому, часто – намного лучше. IMD как раз и учит быть открытым новому, не бояться неизвестности и иметь возможность быстро вникнуть в любой вопрос.
— Что еще важно знать о IMD?
— У IMD очень хорошая поддержка выпускников по миру, мне, правда, сравнить не с чем, но при желании – обучение может продолжаться постоянно за счет доступа к ресурсам школы, которые есть у всех выпускников.

Почти в каждой стране, где живут выпускники IMD, существует Клуб выпускников. В России нас около 1500 человек, мы организовываем разные мероприятия и стараемся поддерживать постулаты IMD: постоянно учиться, учиться друг у друга, оказывать позитивное влияние на сообщества вокруг ("real life, real impact"). Мы часто делаем совместные мероприятия с разными компаниями. Правда, в России компании пока не понимают, как в полной мере использовать сообщества выпускников топовых школ, но в мире этот тренд набирает обороты.


МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА
ОБРАЗОВАНИЕ
В ШВЕЙЦАРИИ
специальный проект Forbes Education
12+
Контакты
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
IED (ISTITUTO EUROPEO DI DESIGN)
Istituto Europeo di Design — это международная сеть учебных заведений, имеющая 7 филиалов в Италии.

Сфера обучения и исследований IED лежит в областях дизайна, моды, визуальных искусств, коммуникациях и управлении креативными индустриями. Подход к образованию Learning by doing дает возможность попасть в ведущие дизайнерские студии и на промышленные предприятия.

Специальный департамент института IED Business Hub славится высоким уровнем трудоустройства студентов, благодаря тесному сотрудничеству с Milan Salone del Mobile и Milan Fashion Week.

Преподаватели Института — успешные профессионалы из различных областей дизайна, архитектуры, моды, графических искусств. А выпускники IED известны во всем мире: Pierpaolo Piccioli — креативный директор Valentino, Maria Grazia Chiuri — креативный директор DIOR.
CAMBRIDGE SCHOOL OF VISUAL & PERFORMING ARTS (CSVPA)
CSVPA является лидером по подготовке студентов на программах в области моды и дизайна, а также музыкантов, вокалистов, актеров театра и кино.

Программы высшего образования аккредитованы Falmouth University, который занимает первое место как лучший университет творческих искусств в Великобритании. Также часть программ проводятся при сотрудничестве с University of the Arts London.

CSVPA по праву гордится тем, что после окончания обучения их выпускники работают во всемирно известных домах мод и создают свои торговые марки.

Все занятия ведутся всемирно известными дизайнерами, художниками, музыкантами и актерами, что даёт студентам уникальную возможность прикоснуться к их опыту, знанию и талантам. Для студентов любого уровня школа предоставляет гарантированное участие в Graduate Fashion Week в Лондоне.
NORWICH UNIVERSITY OF THE ARTS
Norwich University of the Arts — один из лучших британских университетов, специализирующийся на искусстве, дизайне и медиа.

Весь преподавательский состав NUA — это известные художники, дизайнеры и исследователи, которые делятся своими знаниями и опытом работы как над коммерческими, так и творческими проектами. У студентов есть возможность посещать семинары и специально приглашенных лекторов — всемирно известных фотографов, голливудских режиссеров, креативных директоров агентств и дизайнеров.

Выпускники NUA работают в художественных организациях, музеях, галереях, известных дизайнерских домах, рекламных агентствах, студиях разработки компьютерных игр, кино- и медиакомпаниях по всему миру. Среди них — номинанты на «Оскар», победители BAFTA и признанные профессионалы в различных креативных сферах.
KWANTLEN POLYTECHNIC UNIVERSITY (KPU)
KPU является единственным Политехническим Университетом на территории западной Канады и насчитывает более 25,000 студентов.

Университет состоит из 5 кампусов, расположенных по всему Ванкуверу. Иностранным студентам здесь предлагается более 140 учебных программ, начиная от курсов английского языка и заканчивая постдипломным образованием и курсам повышения квалификации.

Нельзя не отметить, Wilson School of Design, которая является лучшей школой дизайна по версии журнала Business of Fashion.

Отличительной особенностью университета является практико-ориентированное обучение. Также университет предоставляет студентам возможность пройти оплачиваемые стажировки, а уровень трудоустройства выпускников по специальности составляет 90% в течение 6 месяцев после окончания программы.
JEFFERSON UNIVERSITY
Jefferson University — университет, расположенный в Филадельфии (штат Пенсильвания). Вуз ориентирован на предоставление студентам профессионального образования в области текстиля, дизайна, архитектуры, бизнеса, моды, инженерии, медицины и здравоохранения. Всего на выбор предлагается более 160 различных программ бакалавриата и магистратуры.

Благодаря обширным отраслевым партнерствам и связям Jefferson, студенты имеют возможность пройти стажировки и получить профессиональный опыт во время обучения.

Программа текстильного дизайна в Jefferson — это сочетание искусства, эстетики и технических возможностей. Практические занятия проходят в общей студии с широким выбором оборудования и материалов, что создает творческую атмосферу и помогает студентам обмениваться идеями.
UNIVERSITY OF WESTMINSTER
University of Westminster состоит из 4 кампусов, расположенных в Лондоне. В кампусе Harrow находятся школа искусств и школа средств массовой информации и коммуникаций, студенты которых получают доступ к лучшим в Европе образовательным музыкальным, телевизионным, киностудиям и компьютерным технологиям.

Отделение моды университета входит в десятку лучших школ моды в мире по версии журнала Fashionista (2018). Университет гордится тем, что практически 100% выпускников трудоустраиваются в течение 6 месяцев. Также вуз занимает 17-е место по медиа и кинематографии и 15-е место по кинопроизводству и фотографии (Guardian University Guide 2019).

Среди известных выпускников можно выделить дизайнера Вивьен Вествуд, а также Роджера Уотерса и Сида Баррета, создателей музыкальной рок-группы Pink Floyd.
ISTITUTO MARANGONI
Istituto Marangoni основан в Милане в 1935 году и уже многие годы является признанным лидером в сфере высшего образования творческим специальностям: мода, дизайн и искусство.

Именно Istituto Marangoni стоял у истоков сегмента прет-а-порте. Уже более восьми десятилетий вуз является активным участником мира итальянской мода, находит молодые таланты, дает им блестящее образование и наблюдает, как они добиваются огромного успеха.

Среди известных выпускников можно выделить дизайнеров Доменико Дольче, сооснователя бренда Dolce & Gabbana, а также Франко Москино, создателя бренда Moschino.

Istituto Marangoni расширил свою сеть, открыв новые школы во Флоренции, Париже, Лондоне, Мумбаи, Шанхае, Шэньчжэне и Майами, сумев сохранить верность своей самобытности, подходам и методам обучения.

Ежегодно вуз принимает более 4000 студентов из более чем 100 разных стран.
EDUCATION USA RUSSIA
EducationUSA Russia — официальный источник информации о высшем образовании в США.

Мы помогаем школьникам, студентам, родителям, профессионалам детально разобраться в особенностях системы высшего образования США и выработать успешную стратегию поступления в американский колледж или университет.
SAVANNAH COLLEGE OF ART AND DESIGN (SCAD)
Savannah College of Art and Design (SCAD) имеет два кампуса в США (Атланта и Саванна) и кампус во Франции (Лакост).

На выбор студентам предлагается свыше 100 программ, в том числе архитектура, анимация, мода, кино, графический дизайн и многие другие. Независимо от выбранной специальности, студенты имеют возможность пользоваться современным оборудованием, учиться у лидеров отрасли.

После окончания обучения 99% выпускников устраиваются на работу в течение первых десяти месяцев после окончания вуза и впоследствии работают на руководящих должностях в таких компаниях, как Apple, Facebook, DreamWorks, CNN, Johnson & Johnson, Disney, Pixar, Samsung и многих других.

SCAD ценит инновации и предоставляет студентам отличные ресурсы и технологии, а также непосредственный опыт работы в творческой индустрии.
UNIVERSITY OF ILLINOIS AT CHICAGO (UIC)
University of Illinois at Chicago (UIC) признан одним из ведущих исследовательских университетов США и входит в топ-15 лучших государственных вузов согласно рейтингу QS World University Rankings 2021 года.

UIC – одно из лучших мест для изучения архитектуры и дизайна, а инновационная учебная программа, превосходный преподавательский состав, а также выгодное расположение университета позволяют студентам проходить практику во время обучения, ведь в Чикаго расположены более 30 корпораций из Fortune 500.

Многие студенты UIC получают национальное и международное признание, включая премии Фулбрайта и Трумэна, а также награду Гейтса Кембриджа. Более 300 ведущих компаний, таких как Deloitte, Google и PricewaterhouseCoopers (PwC), осуществляют набор сотрудников среди выпускников университета.