Результаты исследования
Как показывают данные исследования* «Нетологии», 57% россиян планируют учиться на онлайн-программах в следующем году, при этом 61% из них рассматривают платные курсы, а 36% — бесплатные образовательные мероприятия. 59% респондентов не хотят тратить на свое обучение более 30 000 рублей. Тем не менее в среднем, согласно данным, траты на образование могут составить 46 000 рублей в год на одного человека.
Предпочтение опрошенные в следующем году отдадут программам, посвященным хобби, творчеству или саморазвитию (20%), производству, строительству и ремонту (19%), а также программированию (17%). Наименее привлекательными, согласно исследованию, окажутся темы профессий в образовании (4%), аналитики и Data Science (3%) и «мягких навыков» (2%). При этом четверть респондентов либо затруднились ответить на вопрос о предпочтительных направлениях обучения, либо не нашли для себя подходящего варианта из предложенных.
Примечательно, что по сравнению с 2021 годом процент людей, знающих про онлайн-образование и опробовавших данный формат на себе вырос на 5% и 4% соответственно, но в то же время число проходивших учебные программы за последние 12 месяцев стало меньше на 14%, а планирующих учиться в ближайший год — на 6%. Так, за последний год 35% опрошенных обучались на программах дополнительного образования, и лишь 20% платили за них. Однако заявленные респондентами планы на следующий год выглядят более обнадеживающе: аналогичные показатели должны вырасти до 57% и 35% соответственно.
Исследование также показывает, что к онлайн-образованию чаще обращаются те, у кого уже был опыт такого формата учебы. Так, среди 63% опрошенных, испытавших возможности дистанционного обучения, почти половина (46%) планирует вновь пройти какую-либо онлайн-программу, а 17% — нет. Среди другой части респондентов (37%) лишь 11% хотели бы приобрести дистанционные курсы, а 26% не рассматривают такую возможность.
Главными причинами отказа от онлайн-образования стали недоверие формату или наличие негативного опыта (43%), высокая стоимость, отсутствие интересных предложений (по 35%), желания или времени (25%) и возможности получения документа о прохождении обучения (14%). 4% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Кроме того, согласно полученным данным, женщины являются более активными потребителями онлайн-образования, чем мужчины. Также была обнаружена прямая корреляция между показателями предыдущего образования и размера города, в котором проживают респонденты, с количеством пройденных за последний год курсами: чем крупнее город и чем выше академический уровень, тем больше программ проходили респонденты.
Наиболее популярными среди опрошенных стали специализированные онлайн-школы и онлайн-платформы: им доверились 23% участников исследования. 20% отдали предпочтение авторским курсам или вебинарам. Наименее популярными оказались образовательные услуги вузов и ссузов (2%).
Наконец, главными факторами, влияющими на принятие решения о приобретении образовательных программ, стали их стоимость (32%), гарантии трудоустройства (29%) и качество преподавания и материала (26%). Наименее важными респонденты посчитали наличие и качество бесплатных занятий (16%), мобильного приложения (15%) и удобство оплаты (15%).
* Исследование проводилось в течение июля-августа 2023 года в формате опроса. В нем приняли участие 2000 человек в возрасте от 18 до 64 лет, проживающих в городах с населением от 100 000 человек.
Фото: Nick Morrison, Unsplash