Forbes | Образование

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила итоги масштабного исследования корпоративных университетов России

Результаты исследования

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела исследование «Корпоративные университеты России 2023». Цель мониторинга — систематизировать знания о развитии корпуниверситетов отечественных компаний и зафиксировать происходящие изменения. В финальную выборку попал 51 университет, 34 из которых — участники рейтинга крупнейших российских организаций «Эксперт 400».

Структурные особенности

В 2023 году произошли заметные перемены в целевой аудитории университетов. Во-первых, ее средняя численность выросла на 50%: с 73 100 до 109 700 человек. Во-вторых, изменилась ее структура: доля рядовых сотрудников, проходящих обучение, увеличилась на 7 процентных пунктов, а доля менеджеров всех уровней, напротив, сократилась на 4 процентных пункта. Уменьшилось и количество учащихся — представителей органов государственной власти, а также внешних клиентов корпоративных университетов (за исключением студентов вузов) — на 3 и 7 процентных пунктов соответственно.
Целевая аудитория корпоративных университетов

В целом внешним учащимся корпуниверситеты с каждым годом уделяют все меньше внимания. В 2022 году, например, количество программ для них сократилось в среднем на 27% по сравнению с предыдущим годом, а количество участников — почти на 34% (с 4 097 до 2 723 человек). Уже тогда доля доходов от внешних учащихся в годовом бюджете доходов корпоративных университетов снизилась с 26 до 13,5%.

Кадровый состав самих университетов не претерпел значительных изменений. За отчетный год несущественно увеличилось количество штатных сотрудников (в среднем с 86,4 до 92,4 человек), их средний возраст (с 37 до 37,2 лет), доля мужчин в штате (с 28 до 30%) и число людей, не имеющих лицензии на образовательную деятельность (с 27 до 31%). А вот доля сотрудников с опытом работы в других организациях, напротив, выросла значительно — на 11 процентных пунктов.

В 67% корпоративных университетов появились новые типы сотрудников. В их число вошли, например, цифровые методологи, продюсеры электронных курсов, создатели чат-ботов, UX-дизайнеры, психологи, методологи внутреннего развития, фасилитаторы. Эти изменения связаны со сдвигами в стратегии университетов и с пониманием того, что компетенции в области обучения важнее традиционных должностей.

Некоторым образом изменилось и место корпуниверситетов в организационной структуре материнской компании. Если в 2022 году большинство (41%) из них представляли собой подразделения департамента HR, то в 2023-м в ведении кадровиков осталось 35%. Руководство университетами при этом, как и прежде, — за главами HR-департаментов.

Наконец, специалисты Высшей школы бизнеса фиксируют сокращение доли внешних провайдеров в общем объеме образовательных услуг, предоставляемых университетами. В 2021 году их было 35%, а в 2022-м — уже 28%. Самыми востребованными партнерами в области образования оказались НИУ ВШЭ, «Сколково», РАНХиГС и СПбГУ.

Образовательная деятельность

За прошлый год в портфеле корпоративных университетов значительно увеличилось число образовательных программ. Если в 2022 году в среднем их было 356, то в 2023 — уже 583. В основном в их число входят онлайн-курсы и другие цифровые решения (54%), курсы повышения квалификации (19%) и программы профессиональной переподготовки (7%) с последующей аттестацией. Около половины образовательных решений направлены на развитие профессиональных (жестких) навыков, примерно треть — на развитие социальных (мягких) компетенций, остальные — на совершенствование цифровых навыков.
Доли программ по развитию социальных, профессиональных и цифровых навыков и компетенций

Половина всех программ создана для обучения линейного менеджмента, около трети (32%) ориентировано на средний менеджмент, остальные 18% — на высший. В 70% случаев обучение проходит в онлайн-формате, что соответствует мировому тренду.

75% учебных программ в корпоративных университетах имеют заказчика из числа топ-менеджеров компании. Составляя портфель программ, университеты всегда ориентируются на опрос потенциальной целевой аудитории и очень часто — на обратную связь от клиентов, интервью с топ-менеджментом, анализ стратегии компании, изучение лучших практик и мировых трендов.
Инструменты для проектирования портфеля программ

В 2023 году в университетах появлялись новые программы — их доля от всего портфеля составила 33%. Основными причинами доработок стали изменения в бизнес-процессах и технологиях производства (90%), смена стратегии компании (90%) и требования рынка (80%).
Основные причины внесения изменений в портфель программ
Основные изменения в дизайне программ носят организационный характер (18%), связаны с обучением при помощи других людей (14%) и введением дистанционного формата (11%). В число инноваций в дизайне образовательных решений входят среди прочего интерактивность и геймификация — 9 и 8% соответственно.

Исследователи также оценили востребованность учебных курсов в 2023 году. Среди программ, направленных на развитие социальных компетенций, самыми популярными оказались «Эффективные переговоры и коммуникации», «Управленческие практики», «Развитие разных типов мышления», «Эмоциональный интеллект», «Управление стрессом».
Наиболее востребованные программы: социальные компетенции

У тех, кто стремился развивать цифровые компетенции, спросом пользовались программы «Изучение языков программирования», MS Excel, «Цифровые навыки» и комплексные модульные программы подготовки руководителей и специалистов.
Наиболее востребованные программы: цифровые компетенции

Подавляющее большинство (90%) корпоративных университетов отметили, что используют систему «Лидеры учат лидеров». В преподавание в этих университетах вовлечены 37 представителей высшего менеджмента (35% от всего состава) и 199 — среднего (23%). Как правило, преподавательской деятельности они уделяют 28,7 часа в год. Исследователи прогнозируют, что в ближайшие три года степень участия бизнес-лидеров в обучении и развитии сотрудников будет увеличиваться — как в России, так и в мире.

В целом, хотя требования к корпоративным университетам постоянно растут, их бюджеты в среднем остаются неизменными. Несмотря на это многим удается не только совершенствовать свои программы и расширять кампусы, но и становиться драйверами изменений и развития материнских компаний.

Фото: Freepik
Новости