Опрос российских школьников: чего хотят и что мотивирует
Международная образовательная компания «ЯКласс», резидент кластера информационных технологий Фонда «Сколково», провела опрос и выяснила, чему, по мнению учеников 5-11 классов, стоит уделять больше внимания в рамках образовательного процесса*.
По результатам исследования, каждый третий школьник считает, что в учебной программе стоит сделать акцент на финансовую грамотность (32,7%) и навыки работы с компьютером (29,3%) — программирование, создание презентаций, освоение Excel таблиц и так далее.
Основой для программирования является математика — это объясняет, почему почти каждый второй — 40% — российский ученик всем предметам предпочитает математику и алгебру. Каждый четвертый — 26,1% — полагает, что стоит углубиться в изучение большего количества профильных предметов. Идею ввести уроки психологии в школе поддерживают 23,1%. Меньше всего проголосовали за практику обучения бытовым навыкам (шитье, приготовление пищи) — всего 14%.
Важной составляющей образовательного процесса является также мотивация ребенка ходить в школу. Каждого второго подростка — 44% — побуждает ходить в школу прежде всего общение с одноклассниками. Для 42,5% опрошенных учеба — это залог успешной карьеры в будущем.
Каждый третий — 33% — ходит в школу, потому что так нужно. При этом каждый четвертый — 21% — любит получать хорошие оценки и хочет подготовиться к экзаменам для поступления в университет (25.4%). Каждый седьмой — 15% — посещает занятия, потому что его заставили родители.
100% российских 10-11-классников из Алтайского края нравится возможность быть на связи с учителем в чате/мессенджере или с помощью чат-бота. Среди учащихся 5-9 классов самый высокий процент голосов в поддержку общения с педагогом — 25% — в Амурской области. В коммуникации с преподавателем каждый четвертый — 23% — ребенок проголосовал за индивидуальный подход. 100% учеников 10-11 классов из Калужской и 50% из Челябинской, Ульяновской и Сахалинской областей предпочли бы, чтобы в обучение добавили больше интерактивных элементов.
Идеальный учитель для опрошенных должен обладать харизмой и уметь заинтересовать учеников своим предметом (49,5%), доходчиво объяснять материал и всегда быть готовым повторить или разъяснить сказанное (44,1%), хорошо знать свой предмет и любить его (41,5%), уметь интересно подавать информацию и свой предмет (39,6%).
*В анкетировании участвовали 1595 школьников из 78 регионов России. Опрос проводился с 1 по 9 ноября 2022 года. Фото: Agence Olloweb, Unsplash