итоги дискуссии «Художественное образование будущего»
В рамках ярмарки Арт-Москва прошла дискуссия на тему «Художественное образование будущего. Новые компетенции арт-индустрии в конкуренции с Искусственным интеллектом». На сессии участники обсудили современные вызовы, проблемы и связи между творчеством, художественным образованием и развитием искусственного интеллекта (ИИ). Forbes Education пересказывает основные тезисы экспертов.
Может ли искусственный интеллект заменить художника?
Бояться новых технологий не нужно — люди в сфере искусства незаменимы, — к такому выводу пришли участники дискуссии. Эксперты сошлись во мнении, что, во-первых, ИИ не способен на новаторство. Задачи художника — с одной стороны, создать новую идею (которой еще в пространстве интернета или, если шире, искусства нет), с другой — придумать, в какой форме эту идею выразить. ИИ же — всего лишь «массив информации, заложенный человеком в пространстве интернета», заметила Александра Старусева-Першеева, академический руководитель программы «Современное искусство» Школы дизайна ВШЭ, и, соответственно, настоящих функций художника выполнить не может. Во-вторых, то же касается и способности технологии оценивать и продвигать произведения: пока ИИ не способен на это и вряд ли научится, поскольку такие сферы работы с искусством — чувственные, эмоциональные, изобретательные, которые может охватить только человек.
Так, эксперты не раз подчеркнули, что произведения тем и ценны, что отражают настоящую человечность. «Искусственный интеллект никогда не заменит живого человека, потому что человеку свойственно ошибаться, и это самое интересное: ошибаться, запутываться, разбивать колени… — считает ректор МГАХИ им. Сурикова Анатолий Любавин. — Это и вызывает интерес у публики». «Взаимодействие человека с холстом — это всегда драма, и это интересно», — подчеркнула Старусева-Першеева.
Кроме того, ИИ способен создать только цифровое искусство, в то время как полотна, статуи и инсталляции до сих пор может произвести лишь человек. Как минимум спрос на настоящие, физические произведения будет поддерживать и продвигать художников-людей, работающих в традиционных видах творчества.
Так, эксперты не раз подчеркнули, что произведения тем и ценны, что отражают настоящую человечность. «Искусственный интеллект никогда не заменит живого человека, потому что человеку свойственно ошибаться, и это самое интересное: ошибаться, запутываться, разбивать колени… — считает ректор МГАХИ им. Сурикова Анатолий Любавин. — Это и вызывает интерес у публики». «Взаимодействие человека с холстом — это всегда драма, и это интересно», — подчеркнула Старусева-Першеева.
Кроме того, ИИ способен создать только цифровое искусство, в то время как полотна, статуи и инсталляции до сих пор может произвести лишь человек. Как минимум спрос на настоящие, физические произведения будет поддерживать и продвигать художников-людей, работающих в традиционных видах творчества.
Искусственный интеллект – инструмент художника?
Несмотря на ограниченную художественную способность ИИ, эксперты предлагают не сбрасывать его со счетов, ведь в нем заключен огромный трудовой потенциал. С одной стороны, новые технологии — это инструмент в руках художника. «По моему мнению, искусственный интеллект и нейросети — это просто средства производства, дополнение к таланту художника, которое помогает ему», — сказал Константин Бучнев, заместитель директора по развитию креативных индустрий АКИ. Логика, отмечает он, проста: сперва в арсенале художников были палки и пещерные стены, затем — холсты и краски, теперь очередь дошла и до цифровых технологий.
С другой стороны, ИИ — важный рабочий ресурс, который облегчает трудовые процессы. «Дизайнеры, которые занимаются разработкой проектов, говорят, что если раньше на работу требовался месяц, то теперь все делается за неделю. Причем искусственный интеллект делает всю рутинную работу, а творческая часть — лежит на человеке», — отметил ректор Института бизнеса и дизайна B&D Сергей Юров.
С другой стороны, ИИ — важный рабочий ресурс, который облегчает трудовые процессы. «Дизайнеры, которые занимаются разработкой проектов, говорят, что если раньше на работу требовался месяц, то теперь все делается за неделю. Причем искусственный интеллект делает всю рутинную работу, а творческая часть — лежит на человеке», — отметил ректор Института бизнеса и дизайна B&D Сергей Юров.
Какое место займет художник в будущем?
«Станет ли меньше художников [с массовым внедрением ИИ]? Нет. Станет, наоборот, только больше художников», — настаивает Любавин. Новая технология открывает доступ к новому творчеству, что увеличивает число людей, вовлеченных в арт-сферу. Более того, как отметили эксперты, художникам даже не придется перепрофилироваться: ИИ не сможет вытеснить их с рынка труда.
Правда, стремительное развитие цифровых технологий подсветило новую проблему: если раньше художники предвосхищали будущее, то сейчас они просто следуют за технологиями (яркий пример — NFT). Где же теперь находится или будет находиться место творца? Участники дискуссии не видят оснований для переживаний. «[Космический] корабль не полетит, если он не будет Красивым», — заявил Любавин. «Ракета не полетит, если человечество не будет видеть в этом смысла», — конкретизировала Старусева-Першеева. Она напомнила: братья Люмьер думали, что кино проживет пару лет и быстро умрет, но в эту сферу вошли художники — режиссеры, которые наполнили его художественным смыслом. Так же и сейчас: нейросети используются для выражений собственных мыслей, и именно идеи станут главным полем деятельности представителей арт-индустрии. Как раз поэтому, отмечает она, для изучения современной арт-сферы необходимо быть знакомым не только с историей искусств, но и с актуальной философской мыслью.
Правда, стремительное развитие цифровых технологий подсветило новую проблему: если раньше художники предвосхищали будущее, то сейчас они просто следуют за технологиями (яркий пример — NFT). Где же теперь находится или будет находиться место творца? Участники дискуссии не видят оснований для переживаний. «[Космический] корабль не полетит, если он не будет Красивым», — заявил Любавин. «Ракета не полетит, если человечество не будет видеть в этом смысла», — конкретизировала Старусева-Першеева. Она напомнила: братья Люмьер думали, что кино проживет пару лет и быстро умрет, но в эту сферу вошли художники — режиссеры, которые наполнили его художественным смыслом. Так же и сейчас: нейросети используются для выражений собственных мыслей, и именно идеи станут главным полем деятельности представителей арт-индустрии. Как раз поэтому, отмечает она, для изучения современной арт-сферы необходимо быть знакомым не только с историей искусств, но и с актуальной философской мыслью.
Как развитие технологий влияет на арт-образование?
«Наш ответ на засилье искусственного интеллекта — организовать и возглавить», — заявила Старусева-Першеева. Не случайно, подчеркивает она, на программе «Современное искусство», помимо уже традиционных для нее профилей, связанных с «новыми медиа», появились направления концепт-арта и метавселенных. В этом и заключается реакция арт-образования на возникновение новых художественных средств.
Сама образовательная модель, считает она, тоже должна измениться: «Если студента раньше нужно было спрашивать по конспекту (в каком году родился художник, например), то теперь благодаря технологиям мы спрашиваем более сложные вещи: не то, что он запомнил, а то, что понял», ведь на первое место выходит мысль, идея и способность их видеть в чужих работах. С этим, например, связано появление новой формы занятий — визуальных исследований. Студентам предлагается не описывать какие-то темы словами, как это было раньше, а демонстрировать основные тезисы верно выстроенным визуальным рядом. Так, у студентов формируется навык понимания и восприятия искусства.
Важно подчеркнуть, что угрозы учебному процессу со стороны ИИ эксперты в своей области не видят. Ведь технологии помогут сделать лишь письменную работу, причем посредственно. «Проводился эксперимент на предмет того, как искусственный интеллект сдает экзамены. Итог — сдает, но как самый плохой студент, и все потому, что он не человек, а лишь помощник», — отметил Юров. Более того, творческая работа, выполненная ИИ, сама по себе требует немалых усилий и может быть интересным предметом исследования, считают преподаватели. Наконец, в искусствоведческую среду, как уже неоднократно отмечалось участниками конференции, студенты идут за мыслями и умением чувствовать искусство — и ИИ здесь не помощник.
Вместе с тем сам ИИ уже стал предметом изучения. Для начала будущих представителей арт-сферы учат правильно формулировать задачи, что далеко не просто: словесно выразить визуальный образ и добиться от ИИ нужного результата — отдельный навык, развитие которого требует определенных усилий. После получения материала, художнику необходимо выбрать правильный, подходящий результат. С этого момента и начинается этап творчества. «Нечто похожее на то, что происходит сейчас, мы уже в истории проходили, — напомнила Старусева-Першеева. — Если вспомним, как сюрреалисты, дадаисты делали коллажи, осмысленно соединяя фрагменты [изображений] или просто бросая их — это было очень похоже на то, что нейросеть делает сейчас. По сути, это компиляция готовых форм, которые существуют в больших базах данных… Но, что самое интересное в сюрреалистическом, дадаистическом коллаже или работе искусственного интеллекта — это момент, когда художник смотрит и говорит: “О! А это интересно!” Работа со смыслом — это то, что присуще человеку».
«Программы меняются, становятся глубже, шире, появляются новые дисциплины, которые сейчас неотъемлемы в профессии художника. Меняется образование, но не профессия», — заключил Любавин.
Сама образовательная модель, считает она, тоже должна измениться: «Если студента раньше нужно было спрашивать по конспекту (в каком году родился художник, например), то теперь благодаря технологиям мы спрашиваем более сложные вещи: не то, что он запомнил, а то, что понял», ведь на первое место выходит мысль, идея и способность их видеть в чужих работах. С этим, например, связано появление новой формы занятий — визуальных исследований. Студентам предлагается не описывать какие-то темы словами, как это было раньше, а демонстрировать основные тезисы верно выстроенным визуальным рядом. Так, у студентов формируется навык понимания и восприятия искусства.
Важно подчеркнуть, что угрозы учебному процессу со стороны ИИ эксперты в своей области не видят. Ведь технологии помогут сделать лишь письменную работу, причем посредственно. «Проводился эксперимент на предмет того, как искусственный интеллект сдает экзамены. Итог — сдает, но как самый плохой студент, и все потому, что он не человек, а лишь помощник», — отметил Юров. Более того, творческая работа, выполненная ИИ, сама по себе требует немалых усилий и может быть интересным предметом исследования, считают преподаватели. Наконец, в искусствоведческую среду, как уже неоднократно отмечалось участниками конференции, студенты идут за мыслями и умением чувствовать искусство — и ИИ здесь не помощник.
Вместе с тем сам ИИ уже стал предметом изучения. Для начала будущих представителей арт-сферы учат правильно формулировать задачи, что далеко не просто: словесно выразить визуальный образ и добиться от ИИ нужного результата — отдельный навык, развитие которого требует определенных усилий. После получения материала, художнику необходимо выбрать правильный, подходящий результат. С этого момента и начинается этап творчества. «Нечто похожее на то, что происходит сейчас, мы уже в истории проходили, — напомнила Старусева-Першеева. — Если вспомним, как сюрреалисты, дадаисты делали коллажи, осмысленно соединяя фрагменты [изображений] или просто бросая их — это было очень похоже на то, что нейросеть делает сейчас. По сути, это компиляция готовых форм, которые существуют в больших базах данных… Но, что самое интересное в сюрреалистическом, дадаистическом коллаже или работе искусственного интеллекта — это момент, когда художник смотрит и говорит: “О! А это интересно!” Работа со смыслом — это то, что присуще человеку».
«Программы меняются, становятся глубже, шире, появляются новые дисциплины, которые сейчас неотъемлемы в профессии художника. Меняется образование, но не профессия», — заключил Любавин.
Фото: Dan Farrell, Unsplash