Forbes | Образование

Трудности дистанционного обучения

Результаты исследования

Специалисты сервиса Skyes University провели опрос среди преподавателей, ректоров и проректоров российских вузов и узнали, с какими трудностями дистанционного обучения они столкнулись и каким видят будущий формат высшего образования. В анонимном опросе приняли участие 1400 респондентов.

Участники исследования ответили на вопросы по трем категориям:
  • трудности дистанционного обучения
  • каналы коммуникации
  • будущее высшего образования


Трудности дистанционного обучения

1. Организация обучения
У 58% преподавателей вызывают трудности увеличившиеся временные затраты на подготовку к занятиям в онлайн-формате. Почти половина преподавателей указала на отсутствие у студентов необходимого оборудования и подключения к высокоскоростному интернету (47% и 45% соответственно), а 40% пожаловались на недостаточное техническое оснащение собственного рабочего места.

Также среди сложностей были отмечены отсутствие регламентов по проведению занятий в дистанционном формате и инструктажа по использованию инструментов онлайн-обучения, несоответствие предлагаемых цифровых платформ стандартам вуза и др.

При этом большинство преподавателей столкнулись, как минимум, с двумя проблемами из предложенных в опросе.

Перечень трудностей дистанционного обучения из опроса:
  • подготовка к онлайн-занятию занимает больше времени, чем к занятию в офлайн-формате;
  • отсутствие у студентов необходимого оборудования (компьютера, телефона, планшета);
  • отсутствие у студентов подключения к интернету с достаточной скоростью соединения;
  • недостаточное техническое оснащение рабочего пространства преподавателя;
  • отсутствие единых предписаний и документов, регламентирующих проведение занятий в дистанционном формате;
  • психологическая неготовность преподавателей и руководства вузов к переходу на дистанционный формат обучения;
  • не было проведено централизованное обучение новым инструментам для ведения занятий в дистанционном формате;
  • низкий уровень цифровой грамотности самих преподавателей и руководства вузов;
  • платформы и цифровые инструменты, предлагаемые сторонними сервисами, не соответствуют стандартам вуза;
  • отсутствие навигации по большому количеству инструментов и сервисов для организации занятий в дистанционном формате .

2. Проведение занятий
Во время занятий преподавателей больше всего беспокоит отсутствие возможности контролировать, насколько хорошо восприняли студенты материал лекции, т.к. отсутствует визуальный контакт. Об этом упомянула половина опрошенных.

Также от 40 до 44% жалоб преподавателей пришлись на технические проблемы: во время занятий, при открытии и проверке домашних заданий.

Многие отметили сложности, связанные с концентрацией и мотивацией студентов:

  • пониженный уровень ответственности обучающихся (39%);
  • студенты не справляются с возросшим объёмом материала для самостоятельного изучения (36%);
  • низкая мотивация студентов к учёбе (33%);
  • низкая концентрация студентов на занятии (30%);
  • низкая посещаемость занятий и лекций (18%).


Каналы коммуникации

Среди каналов коммуникации, чаще всего используемых участниками опроса, больше всего голосов набрали платформы для организации дистанционного обучения (74%) и электронная почта (69%), т.е. большинство преподавателей использует два этих канала в совокупности.

Многие также используют WhatsApp (40%) и ВКонтакте (37%).


Будущее высшего образования через 5-10 лет

Здесь участники исследования должны были выбрать лишь один вариант ответа.

Преобладающее большинство считает, что через 5-10 лет будут гармонично сосуществовать традиционное образование и образование в онлайн-формате, так ответили 66%.

17% респондентов предполагают, что занятия теорией полностью будут проходить в онлайн-формате, а практические занятия, реализация творческих проектов студентов и т.п. будут проходить в стенах вуза.


Мнение экспертов

«Результаты этого исследования наглядно показывают, что около половины студентов не имеют доступа к компьютеру или интернету, чтобы сделать свое образование эффективным. Тем не менее это не значит, что нам нужно останавливаться и развивать сначала доступ к технологиям и только потом – сами технологии. Наша задача в EdTech – сделать так, чтобы образовательные технологии были полностью готовы для всех обучающихся, и каждый преподаватель тоже был готов к тому, чтобы дать лучшее образование своим студентам в формате онлайн сразу, как только у них появится техническая возможность.»
Усанова Виолетта, руководитель Skyes University, Skyeng

«Результаты исследования лишний раз демонстрируют, что две главные проблемы спонтанного перехода на дистанционное обучение – это технические сложности (такие как отсутствие нужных устройств, плохая связь, невозможность изолироваться от семьи на время урока), и непроработанность методов и программ онлайн-обучения.

Большинство преподавателей оказались в положении новичков. Онлайн – другая среда, с другими правилами. Многие вещи, доступные на очных уроках, здесь невозможны, но зато есть новые функции и инструменты (которые нужно освоить). По-другому работает внимание, иначе распределяется время. Программы обучения в онлайн не обкатаны и, по сути, создаются и адаптируются преподавателями на ходу, что, конечно, очень трудозатратно.

Система образования по всему миру сейчас переживает серьезную перестройку. Вместе с системой перестраиваются и родители, и студенты. Одно из недавно проведенных исследований показало, что все вовлеченные стороны испытывают стресс от онлайн-обучения: 84% учителей, 73% детей и 68% родителей. Но есть у ситуации и свои плюсы. Оказалось, что некоторые форматы более эффективны онлайн, чем на очных занятиях. Преподаватели вынуждено погрузились в интернет-образование и обнаружили множество интересных и полезных решений, которые наверняка обогатят их уроки и после завершения пандемии.»
Юлия Черепанова, руководитель Forbes Education
Новости