Forbes | Образование

Образование 4.0: три навыка для будущего

В рамках Всемирного экономического форума в Давосе рассматривается концепция “Образование 4.0” для Индустрии 4.0. Основной ее смысл: образование должно стать инклюзивным, фокусироваться на широком спектре навыков для подготовки учащихся к Четвертой промышленной революции, использовать технологические и педагогические инновации, чтобы поставить студентов в центр обучения.

Вот три навыка, которые необходимо развивать у учащихся сегодня, чтобы они пригодились им в работе и карьере в будущем:


1. Умение находить решение проблем


Навык изучения и решения проблем входит в число важнейших умений любого студента: если учащийся находит проблему интересной и воспринимает ее как вызов, шансы ее ликвидации повышаются.

Как учить: самостоятельно или в группе студенты задают вопросы наставнику, чтобы определить первопричину проблемы, после подтверждения причины совместно проводят мозговой штурм для поиска потенциальных решений, проводят тестирования гипотез, анализируют результаты, находят наилучшее решение и продолжают мониторинг, чтобы доказать, что найденные способы действительно решают проблему. На этом пути учащиеся опираются на такие блоки навыка решения проблем, как креативность, анализ данных, настойчивость и критическое мышление.

В серии статей Брукингского исследовательского института (Brookings Institution), посвященных обучению навыкам будущего, так описаны особенности процесса: “Через несколько недель большая часть класса понимает, что учителя здесь не для того, чтобы ликвидировать проблему за учеников, а для того, чтобы поддерживать их в самостоятельном поиске решения”.


2. Сотрудничество (взаимодействие)


В данном случае сотрудничество подразумевает способность студента работать в команде как в роли участника, так и в роли лидера. Благодаря этому навыку, учащиеся могут вдохновлять других членов команды и демонстрировать эффективные способы убеждения, но в то же время быть готовыми поменять свою точку зрения в случае наличия доказательств, противоречащих их первоначальным убеждениям. Так, будущие сотрудники компаний смогут зарекомендовать себя в коллективе и справятся с работой любой сложности.

Как учить: пять лет назад британское издательство Pearson Education совместно с инициативой “Partnership for 21th Century Learning” (Р21) проанализировало ключевые элементы в обучении студентов совместной работе. Согласно отчету, в повседневную деятельность учащихся необходимо включить три вида сотрудничества – межличностное общение, разрешение конфликтов и управление задачами. Также авторы исследования рекомендуют объединять учащихся во множество различных групп для выполнения разнообразных задач и проектов, чередовать роли между учащимися так, чтобы все студенты имели возможность погрузиться в различные функции и ситуации. При этом важно научить студентов оценивать работу коллег и давать честную, конструктивную обратную связь.


3. Адаптивность


Долгое время способность постоянно адаптироваться к новым ситуациям и реалиям недооценивалась, ведь адаптивность трудно определить. Дело в том, что навыком адаптации можно считать как уровень комфорта в условиях неопределенности, внезапных изменений и незнакомых обстоятельств, так и способность принимать эффективные решения и разрабатывать инновационные идеи под давлением. Студенты, способные к адаптации, легко меняют роли в команде (от ведомого до ведущего и обратно) и всегда рады возможностям изучать новые темы, овладевать новыми навыками и испытывать себя.

Австралийская исследовательская группа в течение последнего десятилетия изучала реакцию студентов на неопределенность, новизну и перемены в работе, отмечая, что обучение адаптации требует когнитивных, поведенческих и эмоциональных корректировок, которые включают развитие устойчивости, жизнерадостности и саморегуляции.

Как учить: один из подходов к обучению заключается в создании саморегулируемого процесса со студентами, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свои знания в определенной области, устанавливают цели обучения, накапливают опыт и развивают навыки, повторно оценивают знания, определяют изменения, необходимые для дальнейшего совершенствования, и так далее. Со временем, корректировка и видоизменение моделей поведения в результате оценки и обратной связи приводят к формированию способности легко приспосабливаться к любым условиям.


Таким образом, по мнению участников ВЭФ, ориентируя индивидуальное развитие навыков и обучение в классе на решение проблем, сотрудничество и адаптивность, новая парадигма образования может дать учащимся возможность добиться успеха в условиях глобальной экономики.

Фото: Noah Buscher, Unsplash
Новости