Forbes | Образование

MBA теряет свою привлекательность, а бизнес-школы закрывают программы

Financial Times выяснила, что количество заявок на программы MBA сильно сократилось из-за желания компаний удержать персонал на рабочих местах. При этом снижение спроса вынудило некоторые учебные заведения закрыть свои MBA-программы.

Многие предпочитают остаться на рынке труда, а не ставить карьеру и заработок на паузу из-за обучения в бизнес-школе. По данным Совета по приему выпускников в бизнес-школы (GMAC), который проводит вступительные экзамены GMAT, в 2022 году количество заявок по всему миру сократилось на 3,4% по сравнению с максимумами периода пандемии.

Несмотря на высокую инфляцию и опасения, что мировая экономика движется к рецессии, безработица остается на низком уровне, а компании стараются предлагать повышение заработной платы для привлечения и удержания талантов. Это делает получение степени MBA менее привлекательным. «Если вы сильный исполнитель, никто не захочет вас отпускать», – говорит Бенуа Баншеро, исполнительный директор отдела маркетинга и приема на программы MBA в HEC Paris.

Он рассказал о резком росте числа студентов, бросающих учебу до начала семестра, поскольку компании готовы покрыть стоимость внесенного депозита в размере 9 000 евро, чтобы сохранить сотрудников в штате. HEC отреагировала на падение спроса, сократив численность своих классов MBA с 350 до 300 кандидатов в 2022 году.

Баншеро говорит, что наблюдаемое снижение отражает процесс нормализации после двух рекордных по количеству заявок лет. Спрос на MBA контрцикличен; он растет по мере того, как экономика сокращается, а работники ищут убежище и способ повысить квалификацию. Так было в 2020 году, когда разразилась пандемия и спрос вырос на 2,4 процента в годовом исчислении. Ажиотаж тогда подогревался еще и тем, что школы продлевали сроки подачи заявок и отменяли требования к вступительному тестированию.

В 2021 году количество заявок сократилось по мере восстановления экономики, и эта тенденция продолжилась в 2022 году. Но есть ожидания, что надвигающаяся рецессия вскоре повысит спрос на MBA. Несколько бизнес-школ уже сделали предложения недавно уволенным работникам технологических компаний. А школа менеджмента Келлога (Northwestern University’s Kellogg School of Management) отменила для них стандартизированные тесты. Грег Ханифи, заместитель декана, рассказал, что число людей, подавших заявление на получение степени MBA, стало расти в период отказа от тестирования, который начался в ноябре и был продлен до апреля.

FT отмечает рост числа заявлений от иностранных студентов в 2022 году. Но, по мнению Джой Джонс, исполнительного директора GMAC, он не компенсировал падение внутреннего спроса в США. Однако, кандидаты в Азии все чаще предпочитают учиться на родине, особенно в Китае, где строгий эпидемиологический контроль ограничивает мобильность студентов.

Можно ли привлечь студентов, если снизить стоимость? Это большой вопрос для бизнес-школ. По оценкам FT, за последние десять лет средняя стоимость программы MBA увеличилась почти на 29% в долларовом выражении, что превышает среднюю зарплату в США.

Понимая риски, из-за инфляции и для того, чтобы конкурировать с другими школами по достойной оплате профессорам, Insead все же повышает плату за обучение на 6,4% (до 98 500 евро) для приема в январе 2024 года. В то же время Insead собирает деньги на стипендии, чтобы привлечь более широкий круг студентов.

Снижение спроса вынудило некоторые школы закрыть свои программы MBA. В августе Колледж бизнеса Смил (Penn State’s Smeal College of Business) заявил, что в 2024 году закроет двухлетнюю программу MBA и перейдет на годичную программу. Декан школы Чарльз Уайтман объяснил это решение снижением интереса к традиционной программе и растущим спросом на более гибкие варианты обучения.

В последние годы несколько других американских бизнес-школ закрыли свои MBA-программы (University of Iowa, University of Illinois and Wake Forest University). Билл Боулдинг, декан школы бизнеса Фукуа Университета Дьюка (Duke University’s Fuqua School of Business), указывает на «стремление к качеству», при котором студенты поступают только в элитные учебные заведения. «Вот почему вы наблюдаете, как постепенно, с течением времени, сокращаются некоторые программы MBA, и я ожидаю, что эта тенденция сохранится», – говорит он. «Реальность такова, что для того, чтобы быть в бизнес-сообществе, вам необязательно иметь степень MBA», – считает Боулдинг. «Это не золотой билет».

Фото: Mike Kononov, Unsplash
Новости