Forbes | Образование

Обучение должно повышать стрессоустойчивость: результаты исследования корпоративного образования

Forbes Education и Академия бизнеса Б1 провели опрос руководителей компаний и специалистов сфер HR и L&D*, чтобы изучить изменения и тенденции в сфере корпоративного образования. Выяснилось, что обучение сотрудников должно повышать их стрессоустойчивость, самый популярный формат — видеокурс, а выбор программ зависит от мнения руководства и потребностей бизнеса. Рассказываем подробнее об изменениях и тенденциях в сфере корпоративного образования.


Как показало исследование, корпоративное образование приобрело новые и актуализировало прежние задачи: 54% опрошенных указали, что учеба должна помочь работникам снизить тревожность и повысить стрессоустойчивость. Вместе с тем участники анкетирования видят целями образования повышение уровня цифровых компетенций сотрудников (48%) и обучение руководителей навыкам эффективной рабочей коммуникации (38%). В прогнозе на 2023 год участники опроса указали, что ожидают увидеть эти же функции корпоративного образования, но структура интереса к ним, предположительно, изменится.
56% респондентов отметили, что объем образования по количеству тренинг-дней в текущем году вырос, но, в среднем, незначительно: более трети из них указали рост до 20%. Тем не менее большая часть опрошенных все же настроена оптимистично: 73% участников исследования ожидают увеличение количества учебных дней в 2023 году (но, опять же, половина из них — всего до 20%). Однако бюджеты, выделяемые на обучение в этом году, сократились, заявили 53% опрошенных, и лишь у 33% финансирование увеличилось до 20%. В то же время 63% ждут в 2023 году увеличение бюджетов на образовательные цели (две трети из них — вновь до 20%).

При выборе направления обучения, как показывают результаты анкетирования, компании больше ориентированы на мнение руководства и потребности бизнеса (74%), тенденции рынка (48%) и результаты опроса сотрудников (43%).

Отметим, что самыми популярными темами среди работников стали личная эффективность (29%), hard skills в соответствии с должностными обязанностями (19%) и эмоциональный интеллект (16%). Руководство же выбирает для своих сотрудников приоритетно направления «жестких» (26%), коммуникативных навыков (18%) и проектного управления (16%). Сами для себя руководители инициируют учебу по эффективному управлению (35%), работе с командой (19%) и лидерству (11%).
При этом структура роста интереса к определенным направлениям коррелирует с мнением опрошенных о том, каких компетенций сотрудникам их компаний не хватает. Так, семь из десяти первых строчек обоих списков совпадают.
В ходе исследования также удалось выяснить, что большая часть компаний (28%) используют онлайн и офлайн-форматы обучения поровну. Лишь 4% опрошенных обучают своих сотрудников исключительно вживую и всего 6% — только в цифровой среде.

Самыми популярными форматами были названы видеокурсы (58%), микрообучение (43%), встречи с экспертами и деловые игры (по 35% каждый). Замкнули рейтинг форматов тематические клубы и тимбилдинги (5%), телеграм-каналы (4%) и челенджи, которые практически никто из участников исследования не применял.
В качестве источника знаний и умений в компаниях выступают как собственные сотрудники, так и внешние провайдеры обучения. Так, 65% участников анкетирования заявили, что используют работу с внутренними экспертами для передачи знаний и навыков в коллективе. В основном их привлекают к объяснению специфики управления командой (43%), продаж и переговоров (34%), публичных выступлений и развития личной эффективности и коммуникативных навыков (28%).

Реже всего внутренние эксперты привлекаются к обучению процессам цифровой трансформации (6%), реструктуризации (5%) и управления эффективностью бизнеса (1%). Темы управления инновациями и руководства на основе больших данных вовсе не преподаются при помощи компетентных сотрудников.

Внешние провайдеры корпоративного обучения чаще всего покрывают те темы, которые не охватывают внутренние эксперты: направления цифровой трансформации (41%) и управления на основе big data (28%). Также внешних экспертов чаще всего привлекают для обсуждения лидерства в условиях неопределенности (25%), продаж и переговоров (25%) и стратегического менеджмента (25%). Заметим, что исследование показало небольшой интерес компаний к сферам управления эффективностью бизнеса и инновациями, в том числе и среди внешних преподавателей: к этим темам обращались всего 11% и 9% соответственно. Среди главных критериев выбора программ обучения внешних провайдеров опрошенные назвали качество контента (79%) и квалификацию преподавателей (76%), наличие разбора практических кейсов (78%), понимание запроса бизнеса к предоставляемому обучению (64%) и ценовую доступность (58%).

Отдельное внимание в ходе исследования было уделено прогнозам изменения места специалистов сфер HR и T&D в компании. По мнению большинства (65%), роль менеджеров по персоналу и по развитию сотрудников точно изменится (11% думают иначе, 24% затруднились ответить). При этом 18% участников исследования предположили, что их роль возрастет, 3% — что уменьшится.


*Исследование проводилось с 6 марта по 3 апреля 2023 года. В нем приняли участие 80 специалистов, большая часть из которых из Москвы со штатом компании более 1000 сотрудников.

Фото: Meghan Lamle, Unsplash
Новости