Forbes | Образование

Персональные навыки: чему и как будут учить руководителей российских компаний в 2023 году

Результаты исследования

Школа управления СКОЛКОВО опубликовала результаты исследования трендов в обучении руководителей компаний*. Вне зависимости от размеров организаций, основным вопросом в отношении сотрудников, как и в прошлом году, стало обучение и развитие под новые задачи и вызовы. Далее следуют рост производительности труда и сохранение ключевых сотрудников.

В контексте приоритетных HR-проектов в крупных компаниях (свыше 1000 человек), удержание и вовлеченность сотрудников выходит на первое место (49%), также были выделены наем и адаптация новых сотрудников (36%), развитие института наставников и менторов (32%).

«В 2023 году приоритетом стало развитие и удержание лучших сотрудников. Рынок труда сегодня в основном кандидатский. То есть найти на рынке сильного профессионала за адекватные деньги становится все сложнее. Поэтому важно создавать благоприятную среду для работы и развития сотрудников и, самое главное, выстраивать понятные карьерные траектории для лучших», – комментирует результаты автор исследования, директор Департамента корпоративного обучения СКОЛКОВО Денис Конанчук.

Задачи в отношении сотрудников в компаниях, где работают свыше 1000 человек

Задачи в отношении сотрудников в компаниях, где работают меньше 1000 человек
В крупных компаниях ставка делается на обучение среднего менеджмента (66%), линейного менеджмента (64%), сотрудников с высоким потенциалом – HiPo (61%) и руководителей направлений (60%). Обучать топ-менеджеров собираются только 37%. В организациях среднего размера акценты расставляются иначе. Так, 52% планируют обучать линейный менеджмент, 48% – высокопотенциальных сотрудников, 45% – средний менеджмент, а 40% – руководителей направлений. И меньше трети (28%) задумываются об обучении топ-менеджмента.

Авторы исследования дали респондентам на выбор список из 23 тем для обучения сотрудников. В топ-10 компетенций по результатам опроса вошли: управление изменениями, лидерство, операционная эффективность, управление персоналом, управление проектами, стратегия, общий менеджмент, цифровая трансформация, организационное поведение и корпоративная культура, маркетинг и продажи. В компаниях обоих типов абсолютным приоритетом стало управление изменениями. Аутсайдеры списков различаются: всего 10% крупных организаций планируют обучать руководителей маркетингу и продажам, а 14% средних – цифровой трансформации.

Приоритетные темы / компетенции для обучения руководителей в компаниях, где работают свыше 1000 человек

Приоритетные темы / компетенции для обучения руководителей в компаниях, где работают меньше 1000 человек
В десятку лидеров гибких навыков (soft skills) вошли: командная работа, лидерство, коммуникация, критическое мышление, эмоциональный интеллект, достижение целей, осознанность и управление собой, ментальная гибкость, цифровая грамотность и психология поведения. Командная эффективность – на первом месте у представителей обеих категорий опрошенных. При этом лидерство в списке респондентов из крупных компаний стоит на 2 месте, а из средних – лишь на четвертом. Вторым по значимости гибким навыком для компаний с количеством сотрудников меньше тысяч стала коммуникация.

«То, что мы видим в результатах опроса, – формирование третьего кластера навыков – self skills, персональных навыков. Работа с собой становится все более важной еще со времен пандемии», – пояснил Конанчук.

Что касается форматов обучения, самыми распространенными являются стратегические сессии, корпоративные образовательные программы и встречи с экспертами (мастер-классы). Для индивидуального развития руководителей предпочтительнее коучинг, открытые программы повышения квалификации и менторство (наставничество).

По результатам исследования его авторы выделили пять трендов обучения:

1. Образовательная программа как лаборатория нового знания.
В отдельных ситуациях образовательная программа превращается в лабораторию, где участники не получают готовые ответы, а правильно формулируют вопросы и вместе с экспертами и профессорами разрабатывают решения для своего бизнеса.


2. Переосмысление кейс-метода: тренд на «живые кейсы» про будущее.
Все важнее изучать не то, что уже сделали лидеры рынка, а то, над чем они думают сейчас и что будут делать в будущем. Это возможно только в разговоре с носителем лучшей практики – «живым кейсом», руководителем из другой компании или отрасли, который готов делиться опытом и знаниями.


3. Фокус на личные навыки.
Новый подход состоит в том, чтобы выйти за пределы управленческой деятельности и работать с развитием человеческого потенциала, создающего и реализующего новые идеи во всех сферах жизни.

4. Менторство и обучение в малых группах.
Обучение все чаще происходит в форматах малых групп, где люди объединены вокруг большой идеи, доверяют друг другу, близки по ценностям и имеют общую цель. Это позволяет создать общее пространство для рефлексии и вместе искать ответы на важные вопросы.

5. От онлайн-образования к обучению в виртуальных средах.
С развитием технологий уже в ближайшее время появятся новые виртуальные среды (AR, VR, XR), и экран как барьер между людьми исчезнет. Основным пространством обучения станут метавселенные и среды виртуальной реальности. Тогда опыт обучения в онлайне будет сравним с опытом обучения в реальном классе. Это изменит многое.

*В исследовании приняли участие HR-, T&D-, L&D-руководители компаний. 55% - руководители департаментов, занимающихся развитием сотрудников компаний, где работает меньше 1000 человек. Опрос проводился в мае-июне 2023 года.

Фото: @freepik, Freepik
Новости