Forbes | Образование

Связь поколений: как мы мотивируем детей учиться?

Результаты опроса

Онлайн-школа IT-профессий для детей Rebotica поделилась результатами опроса, респондентами которого стали более 550 родителей учеников платформы. Цель исследования – выяснить, похожи ли методы мотивировать детей учиться раньше и сейчас. Результаты показали, что главным изменением в подходе к мотивации стало стремление понять талант своего ребенка, а не навязать ему выбор более выгодной профессии.

Первая часть исследования посвящена тому, как мотивировали к обучению поколение родителей сегодняшних школьников. На вопрос «насколько часто родители интересовались вашей учёбой?», самым популярным ответом стал «достаточно часто» (57%). Только 5% опрошенных ответили, что их образование не интересовало родителей.
Затем респондентов спросили о том, пытались ли родители понять, в чём их талант. В большинстве случаев (43,1%) участники опроса отвечали, что родители не проявляли инициативу к выявлению таланта, но и не препятствовали развитию интересов. 37% опрошенных отметили, что семья поддерживала любые начинания и интересы своих детей, у 15% родителям была важнее успеваемость и оценки в школе. 4% участников исследования ответили, что родители сами определяли, чем будут заниматься их дети, и не рассматривали мнение младшего поколения всерьез.
Для того, чтобы ребенок стремился получать новые знания, важна мотивация. Когда родители сегодняшних детей и подростков сами учились в школе, их мотивировали зачастую иначе. Например, главным критерием была не самореализация, а будущее благополучие. Самый популярный ответ на вопрос «как ваши родители мотивировали вас учиться?» был «рассказывали о будущем и возможностях, доступных образованным людям» (33,4%), следом идет «хвалили и отмечали мои достижения» (31,9%), а третьим по популярности стал ответ «пугали, что, если я не буду хорошо учиться, моя жизнь не сложится» (26,6%). Большинство респондентов (более 60%) отметили, что им не хватало моральной поддержки и стремления понять и раскрыть их таланты.

Участвующие в опросе родители считают, что в подавляющем большинстве (84%) они стремятся давать принимать решения своим детям самостоятельно. Важное условие – дети должны принимать осознанные решения, то есть понимать суть проблемы или вопроса. Если дети пока не могут понять проблему полностью, родители не стремятся за них принимать решение, а стараются помочь найти верный ответ на вопрос. 19% респондентов отметили, что привычка ждать решения от другого человека может сильно навредить в жизни. И только 2,6 % опрошенных признались, что принимают все решения за своего ребенка.
Одно из самых популярных направлений в детском онлайн-образовании – IT. У родителей спросили, почему они хотят, чтобы их ребенок развивался в направлении информационных технологий. Большая часть респондентов ответила, что «ребенку интересно разрабатывать и создавать IT-продукты и он хочет в этом совершенствоваться» (59,8%). Вторым по значимости стал ответ, что IT – это направление профессий будущего (52%). Третьим по популярности мнением (43%) стало: «ребенок любит проводить время у компьютера, поэтому пусть проводит его с пользой».

В заключительной части исследования респондентов попросили ответить на вопрос, как именно они мотивируют своего ребенка изучать IT-профессии. Чаще всего (68.9%) «спрашивают, что именно интересно ребенку, и создают условия для развития его интересов». 48% опрошенных ответили, что хвалят своих детей и отмечают все их успехи и достижения, 30,6% скопировали модель своих родителей и рассказывают детям о том, что IT-профессия имеет большие перспективы и сможет в будущем дать хорошие преимущества в карьере. 3,6% покупают подарки детям за хорошие оценки и успехи в обучении.

«Кажется, что произошел сдвиг паттерна. Раньше детей наставляли на путь, говорили, за какими профессиями будущее, а сегодня все чаще родители хотят понять своих детей, раскрыть их таланты и потенциал. Это дает надежду, что поколение сегодняшних школьников имеет больше шансов найти свое настоящее предназначение и достичь высот именно в том, что им интересно», - подвел итоги Борис Овсепян, директор по продукту Rebotica.

*В опросе приняло участие более 550 респондентов из разных городов России, в составлении вопросов и анализе результатов принимали участие психологи и методологи онлайн-школы.

Фото: Tengyart, Unsplash
Новости