Forbes | Образование

«Школьники должны быть готовы жить и работать в многополярном мире»: международность в школе

20 февраля 2023 года школа «НИКА» провела II Международную педагогическую конференцию «Открытая школа в глобальном мире: ценности, которые нас объединяют», в которой приняли участие ведущие эксперты в сфере образования из России, Германии, Швейцарии, Нидерландов, Бразилии, Италии, Китая и Турции.

Ключевыми темами конференции стали: тренды трансформации школьного образования, аксиоматика педагогической геометрии, инварианты педагогического успеха, тенденции развития высшего образования в эпоху пандемии COVID-19, а также инклюзивное образование и дидактическая интеграция.

Руководитель Forbes Education Юлия Черепанова модерировала панельную дискуссию «Мост через разлом: нужна ли школе международность?». Участниками дискуссии были Любовь Духанина, председатель СПК в сфере образования, член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Рикардо Базан, доктор философских наук, руководитель кафедры Механики и Инженерии Университета Рондополиса (Германия, Бразилия), Мучахит Секин, магистр образования по направлению "Планирование и Лидерство", директор Стамбульской Международной Школы (Турция), Наталья Ларионова, исполнительный директор сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО в РФ.

В этом материале делимся основными тезисами сессии.

***

Начиная с 2012 года в российской системе высшего образования уделялось очень большое внимание международности. Тогда была запущена государственная программа «5-100», в рамках которой ведущие вузы получали дополнительное финансирование, чтобы повысить свои позиции в мировых рейтингах. Для этого университетам пришлось провести серьезную трансформацию и стать более международными.

Понятие «международность» для системы высшего образования очень понятное и легко измеримое. Оно включает такие параметры как:

  • публикации в международных научных журналах
  • научные исследования совместно с командами из других стран
  • наличие в штате преподавателей из-за рубежа
  • численность иностранных студентов
  • программы двойных дипломов и академического обмена
  • узнаваемость вуза в международном научно-академическом сообществе

По итогам программы 5-100 по всем этим параметрам российское высшее образование шагнуло далеко вперед. Попасть в 100 лучших вузов мира никому из участников программы не удалось, но, тем не менее, это редкий случай, когда все эксперты, с которыми Forbes говорил по итогам, были единогласны в том, что ориентир на международность существенно повысил качество подготовки в вузах, и даже скептики в целом положительно оценивали результаты.

Применительно к системе высшего образования «международность» очень понятный термин. А вот что такое «международность школы» и нужна ли она, не так очевидно.

История международного сотрудничества в отечественном образовании восходит ко второй половине XIX века. В эпоху реформ 1860-1870-х годов родилось общественно-педагогическое движение, давшее импульс развитию различных форм содействия образованию. Появлялись родительские и учительские кружки, общества образования, общества взаимопомощи учащих, детские и подростковые клубы и многое другое. Все это способствовало росту творческой активности и международному обмену идеями. В 1912 году видный российский педагог Николай Чехов писал: «…народные учителя каждое лето целыми тысячами устремляются на курсы или в образовательные экскурсии по России или за границу. Теперь совсем не редкость встретить народного учителя, который побывал и в Италии, и в Греции, и в Палестине, прослушал курсы в Петербурге, Москве или еще где-нибудь в провинции».

Даже в советское время, в эпоху «железного занавеса», существовали международные контакты в образовании. Их логика диктовалась сложившейся в 50-70-е годы XX века моделью приоритетных отношений со странами социалистического лагеря. Советские учителя и школьники имели возможность общения с коллегами и сверстниками преимущественно из Восточной Европы. Проходили визиты школьных делегаций.

Международное сотрудничество — крайне важное направление в образовании. В профессиональном стандарте руководителя вуза, разработанном при участии СПК в сфере образования, «развитие международного сотрудничества» даже вынесено в отдельную трудовую функцию ректора. «Чтобы быть лучшими, нужно внимательно изучать лучшие мировые образовательные практики. Весь мир ищет способы формирования универсальных навыков XXI века: общаться и сотрудничать, производить новые знания, планировать и организовывать, решать реальные задачи окружающего мира, использовать информационные технологии в качестве средства обучения», – подчеркнула Любовь Духанина.

Ее поддержала Наталья Ларионова: «Мы хотим, чтобы наши ассоциированные школы, а их 378 в России, общались, взаимодействовали со школами из других стран. Мы должны посредством образования, науки и культуры сотрудничать с нашими коллегами».

Международное сотрудничество в той или иной форме сегодня пронизывает все сферы деятельности — науку, образование, творческие индустрии, производство, социальное обслуживание. Как минимум человек, желающий создавать что-то новое, обращается к существующим образцам, анализирует, из каких оснований, ради каких идей создается новая практика. Одно из важнейших умений сегодня — умение формировать собственную позицию, понимая, чем и почему она отличается от других. Для этого нужно то самое столкновение с другими, с носителями другого языка, другой культуры, другой идентичности, первый опыт содержательной защиты своей позиции и позиции страны.

«Личный опыт и развитие, которые человек может получить, когда у него есть контакт с разными культурами, разными языками, образами жизни, необходимы», – считает Рикардо Базан. Как и возможность ценить и уважать другого человека, понимать, что раса, цвет кожи и религия не имеют значения. «Международный опыт помогает развиваться не только физически и интеллектуально, но и духовно. Международность дает духовное развитие человека. Терпение и уважение. Без уважения невозможно строить никакие отношения, не важно, где вы находитесь», – заключил он.

Ларионова рассказала, что ЮНЕСКО выделяет четыре главных аспекта в процессе обучения: учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе. И последний аспект направлен на то, чтобы акцентировать внимание школьников на отказе от дискриминации, на способности принимать и понимать иное мировоззрение, и на уважении к окружающим.

Избежать международный контекст в школах невозможно. По мнению Мучахита Секина, «школы должны сотрудничать в международной сфере, если они хотят подготовить своих учеников к следующему циклу жизни».

Для школ сегодня наиболее доступный способ организации общения российских и зарубежных школьников — сетевые международные интернет-проекты, в которых дети не только раскрывают свой творческий, научный потенциал, но и учатся общаться, осваивают иностранный язык. Очень интересны молодежные дискуссионные площадки, где школьники из разных стран учатся обсуждать с разных позиций глобальные вызовы — голод, изменение климата, информационную безопасность и другие. Эти форматы дают возможность увидеть российских подростков во взаимодействии со сверстниками из других стран. Духанина рассказал, что есть интересные наблюдения, как на международных площадках подростки из России часто более содержательны, чем европейцы и американцы. Они могут строить более сложную систему аргументов. Но при этом с большим трудом включаются в дискуссию, часто боятся совершать речевые ошибки, боятся неодобрения. Даже небольшой опыт содержательного взаимодействия с иностранцами дает колоссальный эффект, который можно использовать в образовательных целях. Тем более что это взаимодействие все равно происходит — в социальных сетях и в интернете. «Уверена, что наши школьники должны быть готовы жить и работать в многополярном мире, учиться вести продуктивное сотрудничество, не теряясь и при необходимости отстаивая свою позицию», – резюмировала она.

Взаимодействие в различных форматах дает возможность молодым людям из разных стран получить первый опыт ответственности за будущее мира. На это в конечном счете направлены все программы международного сотрудничества в образовании. «Сейчас очень легко, как никогда, сотрудничать, обмениваться информацией. Есть зум, есть другие средства связи, которые помогают этому. Мы знаем, как использовать технологии для сотрудничества. Здесь самое главное в том, что студенты сами хотят участвовать, им не нужна никакая дополнительная мотивация», – поделился своими наблюдениями Секин.

Но не только для учеников важна международность, учителям она тоже может дать дополнительный опыт: «Преподаватель – носитель знаний, не только по предмету, но и о жизни. Аспект международности для учителя очень важен в контексте возможностей передать знания, альтернативные точки зрения, формы, а также способности самому принимать их», считает Базан.

Школа – это первое место в жизни ребенка, где он получает опыт взаимодействия со внешним миром во всей его полноте. Здесь он встречает тех, кто ему нравится, и тех, кто не нравится, но с кем он должен научиться взаимодействовать. Людей из разных социальных групп и разных возрастов. Если к этому многообразию мы сможем добавить получение опыта общения, взаимодействия и тем более обсуждения содержательных вопросов с представителями других стран, мы заложим мощный фундамент для развития в будущем международных связей с позиции России.

*реклама, ОАНО Школа «Ника»
4CQwVszH9pSXr13mLQH
Новости