Forbes | Образование

Так зарождался бизнес: предприниматели и школьные годы

Результаты исследования

Бизнес-клуб «Атланты» и проект «Атланты в школах» провели опрос среди предпринимателей* на тему их школьных лет и бизнеса. Как показало исследование, почти половина респондентов утверждают, что начали собственное дело еще на школьной скамье и занимаются им до сих пор, но лишь 19,2% опрошенных отметили важную роль школы на этом пути. Наиболее популярными среди бизнес-направлений школьной поры оказались сферы производства (17,9%), телекоммуникаций и IT (обе по 17,2%), образования (13,2%).

Как следует из результатов опроса, главными мотивами для запуска бизнеса стали стремление заработать (31,1%), предложение друга начать дело (15,9%), желание реализовать идею (13,2%) и совет близких (11,3%). Наименее популярными причинами были названы мысли о том, что открытие бизнеса — это просто (2,6%), низкая конкуренция (1,3%) и успешный опыт знакомых людей (0%).

Но начать свое дело еще в школе — непростой путь: в качестве основных препятствий предприниматели назвали отсутствие поддержки среди близких (25,8%), нехватку информации о ведении бизнеса (23,2%), наказания от учителей или родителей (19,9%), дефицит времени (19,2%) и просто недовольство учителей (15,2%).

В среднем большинство школьников-предпринимателей были удовлетворены своим доходом: 29,1% опрошенных зарабатывали достаточно, но хотели больше, 18,5% — столько, сколько и планировали, а 24,5% — даже больше, чем ожидали. При этом 27,9% респондентов, напротив, не были довольны своими финансовыми показателями.

Тратили заработанные деньги школьники-предприниматели на инвестирование в свои же проекты (30,5%) и путешествия (27,2%), а также копили на обучение в вузе (21,2%).

В качестве наиболее полезных школьных предметов респонденты указали математику (49,3%), русский (39,9%) и иностранные языки (21,2%), физику (14,7%), черчение (13,6%) и литературу (12%). Биология, обществознание, география, химия и ОБЖ оказались наименее полезными для развивающих свое дело людей: за каждый их этих предметов проголосовало менее 5% опрошенных.

Наконец, у респондентов спросили, существуют ли у нынешних школьников возможности для начала и развития бизнеса. 72,8% заявили, что это возможно (причем 33,1% отметили, что заниматься своим делом стало проще, 25,2% — так же, как и раньше, а 14,5% — стало сложнее). Более того, опрошенным видится, что инициативным школьникам могут оказывать помощь и поддержку учебные организации: ввести предметы или курсы обучения, посвященные предпринимательству (32,1%), организовывать развивающие бизнес-навыки мероприятия (31,7%) или предоставлять доступ к ресурсам и инструментам для создания бизнес-планов (26%). Правда, лишь 40,8% участников опроса были бы готовы сами помогать школьникам-предпринимателям, причем в основном эта помощь была бы информационной – инвестировать в проекты учащихся готовы только 17,5%.

*В онлайн-анкетировании приняли участие 1264 предпринимателя в возрасте 18-55 лет, проживающие в городах с населением от 1 млн человек. Период исследования: сентябрь 2023 года.

Фото: Andre Hunter, Unsplash
Новости