Forbes | Образование

Частные школы за рубежом

по итогам прямого эфира об обучении в новой реальности

Forbes Education 28 марта 2023 года провел вебинар «Частные школы за рубежом», на котором модератор прямого эфира Юлия Черепанова обсудила с экспертами, как изменился рынок среднего образования за прошедший год и какие возможности для русскоязычных школьников доступны в 2023/24 учебном году.

Выяснилось, что спрос на обучение за границей вырос вместе с количеством обращений в агентства, предоставляющие услуги по сопровождению поступления. По-прежнему самыми популярными у русскоязычных семей остаются школы Великобритании и США, новым востребованным направлением стали ОАЭ. Эксперты отметили, что сложностей с получением студенческих виз сейчас нет.

Особое внимание участники прямого эфира уделили вопросам выбора школы за рубежом, различиям в программах обучения, стратегиям поступления и тонкостям подготовки пакета документов, стоимости обучения в разных странах, возможностям получения скидок и стипендий и влиянию санкций на зачисление.

Спрос на среднее образование за рубежом

«Честно говоря, мы не рассчитывали, что желающих обучаться за рубежом будет такое большое количество. Возможно, текущая ситуация подтолкнула родителей – даже тех, кто не рассматривал стратегию зарубежного образования, – выбрать трек образования за рубежом», — констатировала Нина Колташова, основательница и генеральный директор агентства по обучению за рубежом ITEC. Вместе с тем, она отметила, что контрольные цифры оказались даже выше допандемийного периода, это подтвердили и другие участники прямого эфира.

В топе направлений для переезда и учебы остались те же, что и прежде (Великобритания и США), рассказала директор агентства по обучению за рубежом SSA Education Софья Сазыкина. Кроме того, по ее словам, вырос интерес к школам в ОАЭ и Таиланде. Связано это в том числе и с тем, что релоцировавшиеся семьи ищут новые места учебы для детей.

Готовность принимать учащихся-иностранцев также не изменилась, считают эксперты. Анна Чеботарь, директор приемной комиссии по СНГ английской группы школ-пансионов MPW, рассказала об этом на примере своей школы: «Студентов из России стало больше. Это связано и с тем, что многие семьи из-за ковида отложили обучение за рубежом, и с тем, что из-за санкций многие родители решили инвестировать в образование за границей». «У нас учится большое количество детей из разных стран, — подчеркнул представитель приемной комиссии Léman Manhattan Preparatory School (США) Саймон Кижнер, — и мы никогда не строим ассоциации между ними и теми странами, откуда они приехали. У нас никогда не было проблем [с принятием иностранных студентов]». Однако все же был инцидент, когда зарубежная организация отказалась от приема детей из России, о котором упомянула Сазыкина: «Была одна школа из Австрии, которая разорвала отношения с нашим агентством и написала, что не хочет принимать российских школьников». Однако, отметила она, это был единственный случай.

Как изменились требования

Требования к пакету документов для поступления в школу за рубежом и процесс поступления практически не изменились. Эксперты считают, что возникли новые неудобства, но не непреодолимые препятствия. Во-первых, увеличился срок рассмотрения заявок на студенческие визы, однако по некоторым направлениям он уже вернулся к прежним временным значениям. Во-вторых, школы начали запрашивать информацию о загранпаспортах родителей, чтобы проверить их наличие в санкционных списках. Кижнер в этой связи указал на важный нюанс: «Люди, которые работают в подсанкционных компаниях, сами, в индивидуальном порядке, имеют право [отправить ребенка учиться в США]. У нас уже был такой опыт». В-третьих, родителей просили предоставить информацию о происхождении средств для подтверждения чистоты доходов. Однако, подметили эксперты, эти документы запрашивают не более 10% учебных заведений. В остальном правила остаются прежними, но специалисты советуют не терять время и начинать процесс поступления как можно раньше (не позже ноября того года, который предшествует году поступления), иначе можно просто не успеть. Колташова также заметила, что в топовые школы Великобритании необходимо подавать документы минимум за два года до планируемого старта учебы. В остальном же, по ее словам, «родителям беспокоиться не о чем — в этом году никаких проблем нет».

Психологическая помощь и адаптация

В контексте новостей о конфликтах в образовательных организациях за рубежом, появляющихся на национальной почве (в большинстве случаев фейковых), участники вебинара не раз подчеркнули, что в частных зарубежных школах таких столкновений между учащимися не случается. «У нас не было ни одного случая конфликта [на почве страны происхождения], — рассказала Чеботарь. — Все всегда очень спокойно: ребята дружат друг с другом. Наш директор однажды собрал у себя учеников из России и Украины и объяснил, что мы общество, которое должно решать проблемы и помогать друг другу, как помогали всегда». Ценности поддержки и кооперации — одни из ключевых в западных школах, и их помогают поддерживать педагоги и тьюторы, постоянно находящиеся в контакте с учащимися. Кроме того, во многих странах при школах созданы службы психологической помощи, к специалистам которых можно обратиться за поддержкой в сложных ситуациях, вызванных в том числе и текущими событиями, безусловно влияющими на самоощущение школьников.

Особенности обучения в разных странах

Отдельно участники прямого эфира обсудили особенности образования в разных странах. Эксперты рассказали, что в традиционно самой популярной стране для обучения — Великобритании — школьная образовательная система отличается от российской главным образом тем, что педагоги стремятся сначала дать основные знания по всем дисциплинам, и лишь потом начинают углубление в выбранные ребенком направления — наступает этап специализации.

Система США же отличается тем, что стремится вовлечь школьника во внеклассную активность и научить его самостоятельной академической жизни: ребенок сам должен прийти к моделированию собственной практики, опыта в науке. «От британских школ нас отличает то, что мы не фокусируем внимание на академических успехах при поступлении, — рассказал Кижнер. — Мы с юмором относимся к тройке, которую [ребенок] получил в восьмом классе (но у нас нет чувства юмора по отношению к знанию английского языка)... Во время интервью я не спрашиваю даты, но всегда спрашиваю о произведении искусства, которое тронуло ребенка». Традиционно американская модель считается более свободной, простой, нежели британская, и более гибкой: учащиеся в США подходят к вопросу специализации за год до выпуска, в отличие от школьников из Великобритании, которые начинают углубляться в выбранную сферу за несколько лет до окончания учебы.

Стоимость обучения

Разброс цен на обучение в этих странах велик: от £35000 до £60000 и от $60000 до $100000 в год, соответственно. В Великобритании стоимость обучения сильно зависит от города, в котором располагается школа. «Наши кампусы находятся в Бирмингеме, Кембридже и Лондоне, и стоимость обучения зависит от локации: какова стоимость жизни в городе, такова и, пропорционально, цена обучения. В среднем это от £40000 до £65000 в год», — рассказала Чеботарь. Также не стоит забывать и про скрытые, неучтенные расходы. Например, родителям, чьи дети собираются учиться в Великобритании, необходимо учесть стоимость оплаты услуг опекуна (по законам страны, несовершеннолетний не может находиться на территории Королевства без официального представителя), чей гонорар варьируется от £2000 до £6000 в год в зависимости от объема предоставляемых услуг. Кроме того, на время каникул британские школы обычно просят учащихся либо уехать домой, либо съехать к опекуну, что также требует финансовых вложений. О необходимом финансировании учебы в США рассказал на примере своей школы Кижнер: «Бюджет семьи на год — $95000. Это включает в себя все, что нужно было бы на 10 месяцев учебы ребенка, начиная от машины, которая забирает его из аэропорта, до медицинской страховки и стирки формы».

Школы в ОАЭ

Отдельно эксперты остановились на учебе в ОАЭ. По их словам, судить о качестве обучения в этой стране довольно тяжело. «Все, кто [живет в ОАЭ] хорошо зарабатывает, предпочитают отправлять своих [детей] в Великобританию. Это о чем-то да говорит», — пошутила Сазыкина. В действительности в ОАЭ есть немало международных школ с интернациональными педагогическими коллективами, преподающих на уровне британских и американских школ, однако зачастую школы в ОАЭ воспринимаются как временное место обучения. Колташева рассказала, что в Эмиратах много новых, современных, хорошо оснащенных школ, многим из которых могут позавидовать школы других стран. Также она обратила внимание на то, как важно ответственно отнестись к выбору учебного заведения, особенно необходимо научиться правильно интерпретировать данные местного рейтинга.

Зачем учиться за рубежом

Наконец, приглашенные эксперты не обошли стороной и главный вопрос: стоит ли отправлять ребенка учиться за границу? По их словам, если стратегическая цель — поступление в зарубежный вуз, то, безусловно, такой формат получения образования открывает новые преимущества. Во-первых, с зарубежным аттестатом проще поступить в лучшие университеты мира. Во-вторых, среднее образование в США или Великобритании поможет ребенку подготовиться к будущей учебе в вузе — сформирует необходимые навыки, которыми будет обладать большая часть его однокурсников и наличие которых будут от него ждать преподаватели. Идеальный же возраст для начала учебы за границей, по мнению участников вебинара, — 12-13 лет: подросток уже может справиться с бытовыми задачами, в нужный момент попадает в новую образовательную среду, не теряя времени и не пропуская важные этапы школьной программы.

Материалы по теме:




Фото: saeed karimi, Unsplash
Новости