Результаты исследования
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил, как выпускники аспирантуры оценивают свои профессиональные и гибкие навыки и как смотрят на вклад аспирантских программ в их развитие. В опросе приняло участие более 1450 человек.
Говоря о профессиональных компетенциях, участники исследования выше всего оценили умение работать с ПО для создания и редактирования текстов и таблиц: 73,7% заявили о высокой степени освоения этого навыка, 24,8% — о средней. На втором месте оказались базовые и углубленные теоретические знания в области специализации: высокую и среднюю оценку собственным знаниям дали 57,9 и 40,4% опрошенных соответственно. Следом идут осведомленность о научных трендах (43,6% высоких оценок и 51,3% средних), владение актуальными методами и технологиями исследовательской работы (37,3% высоких оценок и 56,8% средних) и умение преподавать (45,7% высоких оценок и 41,5% средних). Гораздо ниже выпускники оценили свою способность применять и коммерциализировать исследования и разработки: только 24,6% респондентов уверены, что отлично умеют это делать, чуть меньше — 19,6% — делают это плохо, а 5,2% не умеют вовсе. Последнее место заняло владение специализированным ПО для исследований: высокую оценку этому навыку поставили 25% опрошенных, а низкую — 21,9%; в его отсутствии признались 10,8%.
Как выпускники аспирантуры оценивают степень владения профессиональными навыками
Отвечая на вопросы о гибких навыках, респонденты выделили умение учиться (76,8% высоких оценок и 22% средних), самостоятельность (63,7 и 33,2% высоких и средних оценок соответственно), способность принимать решения и брать на себя ответственность за них (62,1 и 34,2% высоких и средних оценок) и готовность к кооперации (59,8 и 36,1%). Хуже всего дела обстоят со способностью управлять проектами и проявлять инициативу: недостаток этих умений или их отсутствие в общей сложности отметили 20,2 и 24,2% соответственно.
Как выпускники аспирантуры оценивают степень владения гибкими навыками
Большинство респондентов (34,1%) отметило, что в целом вклад аспирантуры в развитие профессиональных и гибких компетенций был скорее значительным. При этом на «жесткие» и «мягкие» навыки обучение влияло примерно одинаково: существенным воздействие аспирантуры на два типа компетенций сочли 54,3 и 55,8% выпускников соответственно. Согласно ответам сильнее всего аспирантура повлияла на развитие навыков публичных выступлений (27,6 и 44,6% — здесь и далее приведен процент высоких и средних оценок), умение учиться (30,5 и 37,3%), формирование теоретических знаний (25,3 и 44,3%) и воспитание самостоятельности (25,9 и 38,2%). А вот работе со специальным и базовым ПО и развитию инициативности и предпринимательских способностей в аспирантуре уделяется наименьшее внимание.
Как выпускники оценивают вклад аспирантуры в формирование навыков
Зеленый — профессиональные навыки
Голубой — гибкие навыки
Голубой — гибкие навыки
Примечательно, что респонденты отметили наибольший вклад аспирантуры в развитие некоторых высоко оцененных компетенций — базового и продвинутого уровней владения теоретическими знаниями, способности к обучению и самостоятельности. Справедливо и обратное: чем хуже развит навык, тем ниже оценка вклада аспирантуры в его формирование. Это касается инициативности и навыков управления проектами, внедрения результатов исследований, работы со специальным ПО. Вероятно, это свидетельствует о том, что обучение в аспирантуре направлено на академическое развитие и подготовку учащихся к научной работе, а не на их профессиональное становление.
Также результаты исследования демонстрируют, какие навыки аспирантам стоит осваивать самостоятельно. Довольно высоко были оценены владение базовым ПО, лидерские навыки и умение работать сообща, однако вклад учебных программ в их развитие получил скромные оценки. Скорее всего, обучение в аспирантуре подразумевает владение этими компетенциями, поэтому им уделяют меньше внимания.
Также результаты исследования демонстрируют, какие навыки аспирантам стоит осваивать самостоятельно. Довольно высоко были оценены владение базовым ПО, лидерские навыки и умение работать сообща, однако вклад учебных программ в их развитие получил скромные оценки. Скорее всего, обучение в аспирантуре подразумевает владение этими компетенциями, поэтому им уделяют меньше внимания.
* Опрос по квотной выборке проводился с 31 мая по 7 сентября 2022 г. В исследовании приняли участие выпускники аспирантуры вузов и научных организаций, которые поступили в аспирантуру не ранее 2008 г. и завершили обучение до 2021 г. Исследование реализовано в рамках проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».
Фото: @mindandi, Freepik