Forbes | Образование

Знания или навыки — чему учить в школе?

Традиционная школа ХХ века ставила своей целью формирование знаний, умений и навыков, которые были актуальны для индустриальной эпохи. Но время не стоит на месте: сегодня традиционный подход к обучению все чаще подвергается критике за недостаточное внимание развитию, так называемых, навыков XXI века.

В том, чему и как нужно учить современных школьников, разбирались участники круглого стола «Знания или навыки — что важнее в образовании и в жизни?», организованного Рыбаков Фондом.


Не для школы, а для жизни


Эксперты уверены: знания нужны, но во главу угла надо ставить способность учиться не для школы, а для жизни. Главное, что нужно развивать у ребенка в школе, — субъектность, то есть осознанное и самостоятельное управление своей жизнью. Все остальное — академические знания, жесткие и гибкие навыки (hard&soft skills) — будет появляться по мере развития субъектности.

В числе наиболее значимых навыков, которые важно развивать у школьников, эксперты перечислили способность учить себя и управлять собой, инициативность, умение выстраивать ситуации сотрудничества и разрешать конфликты.

Казалось бы: есть общее понимание, что выпускнику школы мало просто выучить математику и географию, а важно знать себя, управлять своей жизнью и уметь действовать в связке с другими. Почему же многие школы упорно продолжают готовить к ЕГЭ, а не к жизни? 


Вопрос оценки


Ответ может разочаровать: знания оценить проще, чем уровень субъектности и развития гибких навыков. В существующей системе образования баллы школьника на контрольных работах используются как основной критерий оценки качества работы учителя и эффективности школы. Как следствие, именно умение выполнять экзаменационные задания (а не развитие субъектности) является центральным в учебном процессе.

Эта практика подкрепляется ожиданиями родителей, которые хотят увидеть измеримый результат обучения. У многих из них есть запрос только на успешную сдачу ЕГЭ.  Результаты экзаменов воспринимаются как пропуск в престижный вуз, диплом которого якобы гарантирует трудоустройство и благополучную карьеру. Однако эти убеждения родителей не соответствуют действительному положению вещей. По данным портала SuperJob, для 68% работодателей ключевыми при отборе молодых специалистов являются личностные и деловые качества, а не уровень образования соискателя.

Чтобы произошли изменения, необходимо реформировать всю систему оценки качества работы школы, а также изменить представление о целях образования у огромного числа родителей, которые, сами являясь выпускниками традиционной школы, ориентированы только на успешную сдачу ЕГЭ.


Партнерство и охота за ошибками


Еще одна проблема, мешающая полноценному развитию субъектности школьников, – отсутствие традиции партнерских отношений между учителями и учениками. Учителя редко относятся к школьникам как к равноправным участникам образовательного процесса, за детей решают, чему и как их будут учить. Школьники привыкают к пассивной позиции: не «чему я научусь?», а «чему меня научат?». Дети должны стать соучастниками своего образования – в этом случае они научатся учиться и искать решения в мире неопределенности. Среди полезных инструментов на пути к партнерской школе эксперты перечислили обучение peer-to-peer (P2P-обучение, или взаимное обучение), тьюторство, дополнительные профильные предметы по выбору.

Еще один аспект, требующий изменений, ­– отношение к ошибкам. При выставлении оценок в российской школе обычно ориентируются на число допущенных ошибок. В итоге с детства формируется установка, что ошибки недопустимы и их нужно избегать любой ценой. Такой подход крайне неэффективен в бизнесе, где эксперименты (и неизбежные ошибки) необходимы для развития. Взрослым людям, прошедшим через традиционную школу, бывает крайне сложно поменять свое восприятие, а заложенные еще со школы установки зачастую тормозят их профессиональный рост.


В круглом столе приняли участие:

Сергей Акопян, со-основатель Преактум, продакт-менеджер в Учи.ру;
Федор Бажанов, выпускник программы "Учитель для России" и основной разработчик программы подготовки учителей;
Кристина Белавич, эксперт по повышению личной эффективности и развитию личности, построению карьеры и профессиональному росту;
Сергей Ветров, кандидат технических наук, тьютор, международный эксперт, директор института индивидуализации и тьюторства;
Александр Милкус, зав.лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ, зам.председателя Общественного совета при ДОНМ;
Елена Никифорова, директор департамента по работе с соискателями Super Job;
Ирина Никулина, генеральный директор “Буарон”;
Мария Ситковская, исполнительный директор и управляющий партнер Universal University, декан Московской школы кино;
Михаил Сумбатян, CEO & Founder IThub college;
Юлия Черепанова, соучредитель и генеральный директор Forbes Education;
Виктория Шиманская, предприниматель, сооснователь компании SKILLFOLIO;
Ольга Шиян, кандидат педагогических наук, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка;
Елена Юдина, профессор, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Модератор дискуссии – Екатерина Рыбакова, президент Рыбаков Фонда.

Новости