Нехватка педагогов — «реальная, огромная и быстро растущая» проблема всего мира
Сектор образования переживает кризис во многих странах мира. Одна из главных проблем — нехватка педагогических кадров. Независимо от страны и ее образовательных подходов попытки устранить нехватку учителей даются с большим трудом, что вызывает беспокойство как в обществе, так и на правительственном уровне.
Так, власти Австралии озабочены тем, что выпускники школ все реже выбирают профессию педагога. Министр образования Джейсон Клэр заявил, что за последние 10 лет число молодых людей, желающих стать учителями, сократилось примерно на 12%. Более того, всего 50% студентов, поступивших на педагогические специальности, оканчивают обучение, а 20% из них прекращают профессиональную деятельность в течение первых трех лет.
Федеральный президент Австралийского союза образования Коррена Хейторп заявила, что в Австралии необходимо развивать систему правительственного финансирования. В Новом Южном Уэльсе уже заключили соглашение о повышении средней заработной платы учителей до $122 110. А в рамках национального плана по подготовке педагогических кадров правительство Австралии ввело новую стипендию в размере $40 000 для молодых людей, получивших высшее образование и посвятивших несколько лет профессии.
Не менее актуальна проблема кадрового обеспечения школ и для Германии. 23 сентября под началом альянса «Школы должны быть другими» («Schule muss anders») свыше 15 000 человек вышли на улицы 30 немецких городов. Родители учащихся и представители профсоюзов и ассоциаций учителей озвучили коллективный призыв к полному пересмотру системы образования в стране, ведь сейчас, как утверждают участники протестных акций, она «столкнулась с самым серьезным кризисом с момента основания Федеративной Республики Германия». Согласно данным ассоциации учителей, к началу следующего учебного года в стране будет не хватать около 40 000 педагогов, а к 2035 году эта цифра увеличится до 160 000.
Участники протестных акций потребовали от федеральных и региональных властей создать специальный фонд, размером минимум в €100 млрд, средства из которого будут потрачены на расширение педагогического штата школ Германии. Еще одно условие протестующих — открытие новых центров дневного ухода и детских садов и повышение заработной платы сотрудникам образовательных учреждений.
В России же, на первый взгляд, все в порядке: недавно замминистра просвещения Татьяна Васильева сообщила, что после педагогических вузов в школы трудоустраиваются 79% выпускников. Она также отметила, что более 50 000 студентов-старшекурсников уже работают в общеобразовательных учреждениях. Однако надолго в школах молодые педагоги не задерживаются: половина из них увольняются в течение пяти лет. Основные причины ухода — высокая нагрузка, низкие зарплаты, большая бюрократическая волокита. Как отмечают «Вести образования», дефицит педагогических кадров наблюдается в 80% регионов страны, а согласно данным Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в среднем по стране для закрытия всех вакансий не хватает 3,1% учителей. Кроме того, в России проявляется тенденция старения педагогического состава: в прошлом учебном году лишь 14,6% сотрудников были моложе 30 лет (31,5% — от 30 до 45 лет, 41,3% — от 45 до 59 лет).
Чтобы побороть кадровый голод и дефицит молодых сотрудников, необходимо повысить заработную плату учителям, считают эксперты. Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ, рассказала «Известиям», что сегодня педагогическая ставка равняется 312 рублям, «что соответствует заработной плате часового рабочего среднего уровня квалификации, где средняя ставка составляет 314 рублей». «Это свидетельствует о квалификационном провале и несоразмерности оплаты труда в образовательной сфере. Инвестиции в образование педагога таким образом обесцениваются», — резюмировала эксперт.
В перспективе проблема нехватки кадров в образовательном секторе будет ухудшаться. Американский Институт экономической политики (Economic Policy Insitute) охарактеризовал ее как «реальную, огромную и быстро растущую». Кроме того, в институте отметили, что «нехватка учителей наносит вред учащимся, преподавателям и системе государственного образования в целом». По мнению исследователей, недостаток квалифицированных преподавателей лишает школьников возможности получать образование и снижает эффективность работников учебных заведений. Именно поэтому необходимо улучшить условия труда преподавателей: повысить им заработную плату, снять лишнюю нагрузку и поддержать их развитие как профессионалов.