Forbes | Образование

16% учащихся считают хорошее образование фактором успеха в бизнесе: результаты исследования

Молодежные акселераторы Сбера и президентская платформа «Россия — страна возможностей» провели опрос на тему предпринимательства. Участие приняли свыше 1,2 тыс. человек, подавляющее большинство из которых (78%) — школьники и студенты.

Как показывают результаты исследования, 82% опрошенных учащихся скорее хотели бы открыть свое дело, самые популярные направления – технологическая сфера и традиционные бизнесы (кафе, салоны красоты, магазины): их выбрали 41% и 34% соответственно. Социальным предпринимательством заинтересованы всего 17% учащихся респондентов. Однако 54% опрошенных школьников и студентов считают, что заниматься предпринимательством в России нелегко.

Ключевой мотивацией для начала бизнеса респонденты-учащиеся отметили возможность реализовать собственные проекты и продукты (67,1%), выбирать задачи, которые нравятся (49,4%) и самостоятельно формировать команду и окружение (47,8%). Самым непопулярным преимуществом старта своего дела опрошенные посчитали избавление от необходимости выбирать конкретную профессию (3,7%).
При этом, для достижения успеха участникам опроса нужен продуманный бизнес-план (64,6%), верное определение целевой аудитории и правильно подобранные инструменты продвижения (57,1%), а также высокий спрос (46,1%) и инновационная идея (41,3%). Большие инвестиции и работу в узком сегменте опрашиваемые не посчитали важными факторами: за них проголосовали 9,1% и 4,3% человек.
Среди мешающих факторов были обозначены финансовые ограничения (55,1%), недостаток знаний, навыков (49,2%) и понимания, как начать дело (40,4%) в совокупности с отсутствием единомышленников (28,1%). Никаких барьеров не видит всего 5,9% всех опрошенных.
Отдельно исследователи остановились на навыках и образовании. Так, в вопросе о том, какие навыки — soft, hard или digital skills — будут наиболее востребованы в будущем, 53,8% респондентов отметили одинаковую важность всех групп компетенций в предпринимательской деятельности. В выборе тех, кто отдал конкретное предпочтение, с большим отрывом выбились в лидеры «мягкие» навыки (30%), а «жесткие», наоборот, замкнули рейтинг (их отметили всего 2,8% респондентов).
83% опрошенных указали, что «настоящий предприниматель должен обладать набором особых знаний и навыков», при этом хорошее образование как фактор успеха в своем деле выбрали лишь 16% участников исследования. Наиболее важными для развития своего дела компетенциями опрошенные считают стратегическое мышление (44,4%), лидерские качества (37,9%) и адаптивность (32,8%). Наименее важными респонденты посчитали навык работы в команде, а также личностные качества — честность и расчетливость.
Взгляд на будущее предпринимательства у учащихся скорее позитивный. С их точки зрения, главными ценностями бизнеса будущего будут стремление принести пользу обществу (63,9%), внедрение чего-то нового (59,9%) и высокий уровень благополучия (45,6%). Меньше всего, считают опрошенные, в будущем предпринимателей будет заботить популярность: как ценность ее отметили лишь 7,2% респондентов.

*Опрос проводился с 20 января по 20 февраля 2023 года в онлайн-формате среди 1226 респондентов (43,3% — мужчины, 56,7% — женщины).

Фото: Nik, Unsplash
Новости