Образование для игровой индустрии

Мнение экспертов

АВТОР:
Юлия Шимф, Forbes Education Contributor

РЕДАКТОР:
Маруся Миронова, Forbes Staff
комментарии экспертов собраны и подготовлены редакцией Forbes Education
Во время пандемии, когда все креативные индустрии потеряли 90% своих доходов, индустрия игр увеличила свои объемы на 9%. Продажи видеоигр выросли больше чем на 60%, а ВОЗ даже запустила инициативу #PlayApartTogether, которая призывала оставаться дома и играть онлайн. Популярность игр в последние годы привела к увеличению спроса на профессионалов на рынке труда и, как следствие, — к появлению новых образовательных программ в российских университетах.
Игровая индустрия 2021

Игровая индустрия сейчас находится на хайпе, – рассказывает Вячеслав Уточкин, заместитель директора Центра развития компетенций в бизнес-информатике
Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. По его мнению, в индустрию вливается исторический максимум денег, со всех сторон информационные потоки несут новости о том, как разработчики игр из разных частей света заработали на своих играх миллиарды долларов. Причем в ряде случаев, начав с нуля, и будучи обычными людьми без многомиллионного состояния.

Цифры статистики тоже показывают, что рынок более чем серьезный. Только за последние 2 года объем игрового рынка вырос почти на $20 млрд (19%) и составил $175,8 млрд (по данным NewZoo на июнь 2021 года). Это ведет как к значительному росту уже имеющихся игровых компаний, так и к открытию новых. В последнее время в СНГ новые игровые компании с многомиллионными вложениями от профильных и непрофильных основателей открываются по несколько в месяц.

Индустрия игр уже обогнала по доходам рынок музыки и кино и продолжает расти
в среднем на 20% в год. Если до недавнего времени родители относились к играм, как к чему-то несерьезному, то сегодня геймдев — это очень перспективная карьерная траектория, — считает директор Университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-заде.

Стоит отметить, что пока доля российского рынка игр в мировом составляет всего 2%: это 11-е место в мире и пятое в Европе (по данным PwC). Однако, спрос на профессионалов для игровой индустрии растет: по данным Values Value, в 2020 году компании Wargaming, Sperasoft, MY.GAMES, Vizor Games, WakeApp и другие больше, чем годом ранее, нуждались в новых разработчиках, художниках и маркетологах для игр.

    Специальности индустрии игр и роль гейм-дизайнера в ней

    Давайте разберемся, что же такое Game Design и чем занимается гейм-дизайнер. Гарри Холмвуд, преподаватель компьютерных наук Norwich University of the Arts характеризует дизайн игр так: «Это весь процесс создания игры, участие в котором принимают профессиональные программисты, дизайнеры, художники, аниматоры, писатели, менеджеры проектов, музыканты и многие другие».

    Есть определенная проблема в терминах, когда разработка игр обсуждается в массовом инфополе, – считает Андрей Карсаков, руководитель программы магистратура «Технологии разработки компьютерных игр» Университета ИТМО. Зачастую термин «гейм-дизайнер» используют как обобщение всех, кто занят в разработке игр, хотя на самом деле это не так: гейм-дизайнер – всего лишь одна из множества специальностей людей, которые заняты в геймдеве.

    Если сравнивать с индустрией кино, то гейм-дизайнер в играх, как режиссер в кинофильмах. Разработать игровой процесс, составить техническое задание исполнителям, рассчитать экономику, сбалансировать бои, проработать монетизацию, проанализировать поведение игроков и добавить нужный им элемент в игровой мир – все это и многое другое, делает гейм-дизайнер, – уточняет Вячеслав Уточкин.
      Образование в сфере Game Design

      На запрос гейм-индустрии на готовых профессионалов реагирует и рынок образования. По данным сервиса TalentsInGames, у 40% сотрудников игровых компаний (а это разработчики, гейм-дизайнеры, тестировщики и др.) образование никак не связано с их нынешней деятельностью. Более-менее «родной» сфера игр оказалась для программистов (41%), а вот среди гейм-дизайнеров профильного образования почти ни у кого нет (8%). Эксперты прогнозируют, что в следующие 5–10 лет эта ситуация изменится.

      С виду может показаться, что в игровой индустрии задействованы, в основном, художники. Но, если копнуть чуть глубже, то в играх очень много технической составляющей, — отмечает Андрей Райгородский, д. ф.-м. н., профессор, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, — основу игры составляет программный "движок", движение персонажей и разнообразные взаимодействия внутри мира игры. Затем, есть многопользовательские игры, где важную роль берёт на себя клиент-серверное взаимодействие. Игровые правила, задаваемые гейм-дизайнерами, зачастую содержат сложные формулы. В играх имеет место и инженерный подход, что, в свою очередь, требует серьезной математической подготовки. Этим как раз и силен Физтех. У нас открыто множество кафедр и лабораторий, направленных на подготовку квалифицированных программистов и математиков.

      Быть узкоспециализированным гейм-дизайнером получается очень редко, – поясняет Александр Мясищев, исполнительный директор Helio games, преподаватель программы "Технологии разработки компьютерных игр" Университета ИТМО. В индустрии спрос на специалистов уже несколько лет в разы опережает предложение. Андрей Карсаков отмечает острую нехватку профессиональных кадров по всем уровням и специальностям – от джунов до тимлидов, от гейм-дизайнеров до разработчиков движков. Компании готовы забирать студентов чуть ли не на старте, сразу после их поступления на образовательную программу.
      Где учат гейм-дизайну в России

      Если раньше профильные программы по геймдеву были доступны только в университетах США, Европы и Азии, то сегодня степень бакалавра или магистра в индустрии игр можно получить в частных и государственных вузах России, среди них — МФТИ, Scream School (Universal University), ВШЭ, ИТМО, РТУ МИРЭА. В России уже есть не только программы магистратуры и дополнительного профессионального образования для тех, кто решил сменить профессию и уйти в игры, но и профильные программы бакалавриата, – подчеркивает Екатерина Черкес-заде.

      До сих пор образование в игровой индустрии выглядело немного догоняющим, — соглашается Андрей Райгородский: «В России мы пусть и не первые, но одни из первых запускаем профильную программу. Надеюсь, у нас получится синхронизировать образование с актуальными потребностями студий-разработчиков. Сейчас в стране не так много крупных игровых компаний, а заинтересованные в этой области люди были всегда. Многие уезжали работать в игровые студии за границу». Создатели совместных программ бакалавриата по программированию в играх и магистратуры по гейм-дизайну Scream School и МФТИ рассчитывают, что с появлением новых программ часть выпускников будут оставаться в России и начнут создавать свои проекты здесь.

      С каждым годом программ по гейм-дизайну, концепт-арту, программированию для игр все больше, — и в вузах, и в сегменте ДПО, и в формате массовых онлайн-курсов. Многие учебные заведения заручились партнерствами с компаниями, что дало студентам возможность учиться у практиков. Но по мнению Екатерины Черкес-заде, многим программам не хватает кросс-дисциплинарности. Студенты получают знания и навыки четко по своему профилю и никак не пересекаются со студентами других игровых специальностей, не говоря уже о коллегах из других креативных индустрий (кино, дизайн, музыка, маркетинг). А ведь в этом состоит реальность работы в игровой компании: концепт-артисты, технические художники, гейм-дизайнеры, программисты, разработчики игр, продюсеры игр, маркетологи, — все они работают в команде над одним проектом. Потом к ним подключаются композиторы, локализаторы, актеры дубляжа.
        Как найти работу выпускнику

        По статистике трудоустройства своих выпускников, которую ведет ВШЭ, сейчас получается, – комментирует Вячеслав Уточкин, – что уже более 75% тех, кто приходит в ВШЭ с целью пойти на работу в игровую индустрию реализовывают ее уже во время обучения или по его итогам. Это обусловлено качеством обучения, благодаря которому выходят готовые к работе специалисты, которые сразу могут приносить пользу компании, а не тратить время опытных сотрудников компании, совершая типовые ошибки и требуя массы сил на обучение с нуля. Работу найти более чем реально, – подтверждает Александр Мясищев, – в ИТМО часть студентов разбирают еще до конца обучения в магистратуре. Большинство студентов начинают работать, ещё обучаясь в РТУ МИРЭА, – рассказывает Андрей Зуев, директор института ИТ РТУ МИРЭА. По его мнению, специалист, качественно владеющий, к примеру, движком Unreal Engine, может претендовать на очень конкурентную заработную плату сразу после университета. Специалистов не хватает, потому что индустрия растёт быстрее, чем те, кто может создавать качественный контент. Плюс зарубежные студии традиционно хантят российских разработчиков, программистов, 3D-дизайнеров. Конкуренция за таланты в индустрии очень высокая, и это только на руку молодым специалистам.
        Индустрия гейм-дизайна в России и мире в ближайшие 5 лет

        Хочется, чтобы случился качественный перелом, гейм-дизайн стал профессией на уровне архитектора и требования к ней стабилизировались, а профессионализм повысился, – комментирует Александр Мясищев.

        За последние несколько лет мы стали свидетелями огромного роста отрасли – во многом благодаря мобильным играм, которые резко увеличили количество людей, играющих в них, и открытию новых рынков, таких как Китай, который сейчас является крупнейшим в мире. Гарри Холмвуд, считает, что мы увидим еще больше развития, когда другие страны, такие как Индия, станут одновременно крупным рынком для игр, а также будут иметь более сильную индустрию разработки игр. Кроме того, все более распространенными становятся такие тенденции, как многопользовательские игры и переход от модели «плати один раз» к постоянной оплате игр как услуги, причем все большее распространение получают такие вещи, как сезонные абонементы, новый контент и модели free-to-play. Новые технологии, такие как VR (виртуальная реальность), AR (дополненная реальность) и блокчейн, также открывают новые возможности для разработки игр. В то же время инструменты, которые используются, становятся все более мощными – например, последний движок Unreal Engine может генерировать человеческие персонажи в реальном времени, и они почти неотличимы от реальных.

        По прогнозам Вячеслава Уточкина, основные изменения в гейм-дизайне будут продиктованы требованиями развивающегося мобильного рынка. Из-за высокой конкуренции и большого числа продуктов стоимость рекламного трафика неуклонно растет. В ответ на это разработчики ищут всё новые способы удержания игроков. Один из них – добавление нарративных механик и сценария в мобильные игры. Этот способ удержания всегда был более характерен для PC-продуктов, но уже сейчас наблюдается растущая популярность как казуальных игр с сюжетом (например, мобильные визуальные новеллы), так и более сложных мидкорных игр (батлеры, стратегии и т.д.). Как следствие, на российском рынке будут более востребованы нарративные дизайнеры и требование к их квалификации возрастет. Что касается международного рынка, то на Западе, наоборот, крупные студии, которые раньше были ориентированы на PC и консольные игры, все больше делают мобильных игр, а значит им потребуется больше гейм-дизайнеров-балансеров и аналитиков.

        17 сентября / 2021

        МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ