Самый лучший способ развиваться: понять, что работает, что нет, и что нужно изменить в будущем, – считает Меган Шаплей, – качественный фидбек абсолютно необходим каждому студенту, это движущая сила изменений. И, как вам скажет любой преподаватель, фидбек не может сводиться только к цифрам. Имеют значение вовлеченность, отношение, заинтересованность и многие другие качественные характеристики, которые мы проживаем в реальной жизни. Сбор ценного фидбека онлайн не всегда прост и конструктивен – это один из вызовов онлайн-обучения.
Действительно, дистант дает инструменты для измерения вовлеченности и успехов каждого студента: можно узнать, сколько времени вы провели на платформе, с какой попытки справились с заданиями в тесте, насколько регулярно занимаетесь. Эти данные помогают вам увидеть прогресс, а преподавателю быстро оценить, насколько хорошо вы усвоили материал. В то же время, многие вещи сложно измерить цифрами, они требуют личного общения. В случае с онлайн-обучением преподавателю зачастую требуется больше усилий, чтобы по-настоящему узнать каждого ученика и дать персональный фидбек.
Каким бы выдающимся ни был преподаватель в традиционном классе, он не сможет отследить насколько равные возможности для участия получает каждый из учеников, – поясняет Алена Савицкая. Более того, проблема равнозначного вовлечения каждого студента более сложна: по данным исследований, на занятиях по изучению технических дисциплин мнение студенток спрашивают реже, чем мнение учащихся мужского пола. А технологии непредвзяты, они помогают исключить подобное неравенство.
Современному человеку очень непросто выбрать программу образования – слишком много различных факторов необходимо учесть, чтобы не ошибиться. И дистанционное обучение, с одной стороны, облегчает задачу, снимая вопросы границ, расписания и перерыва в карьере, но с другой – только добавляет сложностей, ведь необходимо решить, достаточно ли у вас мотивации и самодисциплины, умеете ли воспринимать информацию и получать знания через монитор, так уж необходимо личное общение с сокурсниками и профессорами, насколько качественно будет отслеживаться прогресс и т.д.
Выбор, как говорится, за вами. Но помните: «Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога» (Э.М. Ремарк).