Онлайн-образование: разбираемся в особенностях дистанционного обучения

Руководитель Forbes Education
Forbes Staff
Дистанционное обучение появилось задолго до эпохи интернета и начало обретать массовость еще в середине XIX века. Тогда главным (и единственным) средством удаленной коммуникации были почтовые отправления: профессора и студенты обменивались учебными материалами и домашними заданиями в письмах. Первая официальная программа дистанционного обучения была зарегистрирована в Бостоне в 1873 году, а в 1911 году австралийский Университет Квинсленда (The University of Queensland) открыл факультет, на котором студенты учились по переписке.

Изобретение радио, а затем телевидения, сделали дистанционное образование более увлекательным и одновременно доступным большему числу людей. В начале 1950-х гг. Университет Хьюстона (The University of Houston) запустил первый в истории образовательный канал KUHT (сегодня он известен под названием HoustonPBS), который транслировал университетские лекции. Многие из учебных курсов стояли в вечерней телепрограмме, чтобы зрители смотрели видеоуроки после работы.

Появление ПК и интернета совершили революцию в дистанционном образовании: оно стало более интерактивным, доступным, персонализированным и динамичным.
В 1989 году Университет Феникса (The University of Phoenix) запустил первые в истории университетские онлайн-программы бакалавриата и магистратуры. А в начале 1990-х годов руководитель сети американских кабельных телеканалов Гленн Джонс открыл первый в мире университет, обучающий только через интернет. Jones International University (JIU), в отличие от классических вузов, был коммерческим предприятием и специализировался на бизнес-образовании, а также педагогике. В 1999 году Университет Джонса получил официальную аккредитацию в США, чем спровоцировал настоящий скандал: по мнению американского академического сообщества, JIU не мог считаться полноценным университетом.

За прошедшие с тех пор два десятилетия онлайн-образование стало привычным для многих из нас: 98% университетов предлагают дистанционные программы, а совокупное число пользователей глобальных онлайн-курсов уже достигло 180 миллионов человек. Благодаря появлению новых технологий, опыт обучения в дистанте становится все богаче и разнообразнее. Тем не менее, онлайн по-прежнему вызывает много споров. Может ли обучение через интернет сравниться с классическим, особенно если речь идет о «серьезном» образовании – бакалавриате, магистратуре или программах МВА?
Мнимое противостояние: online или offline?
По мнению директора по развитию российской онлайн-платформы Skillbox Евгении Герман, разница между онлайн и офлайн не так велика, как принято об этом говорить: и то и другое – образование, а онлайн – всего лишь средство доставки контента. При выборе образовательного продукта в первую очередь важна не форма, а суть – каких целей вы достигнете, к чему вам поможет прийти это обучение.

Безусловно, учеба онлайн отличается от классической. Однако сложно говорить о том, что какой-либо из форматов лучше другого. То, что для одного студента станет достоинством, для другого может оказаться недостатком. Чтобы ответить на вопрос, стоит ли получать диплом онлайн, важно взвесить все «за» и «против» и сопоставить их со своими ожиданиями и целями.
Свобода выбора
Онлайн-формат дает колоссальную свободу выбора. Вы можете учиться из любой точки земного шара и выбирать университет или бизнес-школу не по географическому, а по качественному признаку: знаменитые Гарвард, Стэнфорд и другие ведущие учебные заведения мира, равно как и лучшие российские вузы, становятся намного ближе и доступнее.

Известный хэдхантер Алена Владимирская считает, что главное преимущество любой профессионально ориентированной онлайн-программы – низкая цена и доступность. Это знания, которые можно получить быстро, дешево и тогда, когда вам это нужно. Это большая и важная история.
Студенческая жизнь
Обратная сторона обучения «из дома» – отсутствие погружения в университетскую среду и, как следствие, менее насыщенный опыт студенческой жизни. Как известно, образование – это намного больше, чем диплом или набор академических знаний. Это еще и новые знакомства, общение за пределами занятий, а в случае с обучением за рубежом – захватывающий, обогащающий опыт жизни в другой стране.

СEO глобальной образовательной платформы Coursera Джефф Маджионкальда разъясняет: люди, которые учатся в магистратуре старше, у них часто есть семьи и работа. Для них цена классического образования возрастает: нужно бросить работу, поехать на кампус. Онлайн-программы для них – оптимальное решение. Студенты бакалавриата обычно не работают, им не нужно жертвовать чем-либо ради образования. К тому же, для них важна университетская жизнь – развлечения, новые друзья, возможность встретить будущего партнера. Социальная составляющая для бакалавриата намного более значима, чем для магистратуры.
Время
Онлайн дает возможность учиться на протяжении всей жизни, совмещая обучение
с работой и семьей. Большую часть программы вы можете осваивать в удобном ритме по собственному расписанию, не нужно тратить время на дорогу. Классические очные программы не могут предложить такой гибкости: ради диплома вам придется сделать как минимум годовой перерыв в трудовой деятельности, а подобные «простои» далеко не всегда идут на пользу карьере.

«Мы не заставляем студентов подстраиваться ежедневно под какое-то расписание. Большую часть уроков, лекций можно смотреть в удобное время. Онлайн-обучение позволяет сделать образование доступнее: студент из любой точки мира имеет возможность получать качественное и актуальное образование без необходимости переезжать и тратить дополнительные ресурсы на проживание в другом городе», –объясняет Евгения Герман.
Мотивация
Дистанционное обучение требует серьезной самодисциплины и самоорганизации. Если в традиционном формате вам ставят жесткие временные рамки, за вас планируют расписание, то в дистанте контроль времени, мотивация и определение промежуточных целей ложится на плечи самого студента. Такой формат подходит тем, кто сильно мотивирован на приобретение новых знаний, и малоэффективен для студентов, главным приоритетом которых является формальное получение диплома или нетворкинг.

Алена Савицкая, региональный представитель Minerva Schools предлагает посмотреть на эту сторону онлайна реалистично: не всем студентам нужна программа, которая поспособствует их академическому и профессиональному росту. Кто-то просто хочет расширить сеть контактов, кому-то нужен магистерский диплом. Все эти причины имеют право на существование, но они недостаточны для полного погружения в обучение, которого требуют наши программы […] Для успешного дистанционного обучения студенту необходимы мотивация, самодостаточность, способность работать независимо, умение сосредотачиваться и сохранять фокус.

Также важно понимать, что не всем людям комфортно учиться онлайн. Для некоторых студентов отсутствие ежедневного личного общения с преподавателями и однокурсниками может приводить к выгоранию и потере мотивации.
Однокурсники
Многие студенты онлайн-программ выбирают дистанционный формат, чтобы не тормозить развитие своей уже состоявшейся карьеры. В результате, вашими однокурсниками могут оказаться люди, добившиеся успеха и высоких позиций в своей сфере. Кроме того, если речь идет о международных программах, вы познакомитесь с представителями самых разных стран и культур и, как следствие, услышите больше нестандартных точек зрения, почерпнете свежие идеи и разовьете навык межкультурной коммуникации.

Как считает Алена Савицкая, дистанционные программы отличаются намного более разнообразным студенческим составом с точки зрения географии, таким образом способствуя большей глубине и богатству дискуссий на занятиях, межкультурному погружению.

А Меган Шаплей, академический декан кампуса Geneva Business School в Барселоне, подчеркивает: «Все студенты нашей программы IEMBA – действующие руководители компаний. Очевидно, что у них чрезвычайно плотный рабочий график, который может часто меняться. Для них онлайн-программа – самый практичный вариант, поскольку позволяет находить время на обучение. Еще одно огромное преимущество – международный состав студентов, для которых обучение за рубежом не было бы возможно в очном формате из-за необходимости сочетать его с выполнением роли в компании».
Нетворкинг в бизнес-школах
Согласно исследованиям, симпатия и взаимное доверие возникают между людьми легче и быстрее, если они взаимодействуют офлайн. Несмотря на то, что за период пандемии мы привыкли к общению через экран монитора, и оказалось, что поддерживать контакт можно и дистанционно, новые знакомства по-прежнему проще заводить при очной встрече. Стремясь компенсировать возможные сложности с онлайн-нетворкингом, многие бизнес-школы предлагают комбинированное обучение: большая часть программы проводится онлайн, а несколько модулей – очно, что дает возможность студентам и преподавателям встретиться лично.

Алена Владимирская объясняет, что МВА – это не только про знания (знания вы можете получить из книг, из бесплатных онлайн-лекций, из Youtube). Главный плюс МВА –нетворк: возможность знакомиться с преподавателями и с такими же равными, как вы. Это всегда давало очень хорошие карьерные возможности: рядом учатся люди, которые видят вас в группе, они приглашают вас на позиции в своих компаниях; вас видит профессура, вас рекомендуют. Кроме того, существует огромное alumni-сообщество, которое старается брать «своих». Выпускники Стэнфорда берут выпускников Стэнфорда, выпускники Чикаго – выпускников Чикаго. В сообществах выпускников всегда были редкие вакансии, которые не появлялись больше нигде, там люди вместе делали бизнес, забирали друг друга на работу, легко поднимали инвестиции. Но это история про доверие. Она существует только тогда, когда люди видят друг друга, а в онлайне практически не работает. Тем не менее, онлайн-МВА – это легкодоступные знания, возможность их актуализировать и для многих людей прекрасная тренировка английского языка, который тоже очень помогает в карьере.

Позицию Алены Владимирской поддерживает и Меган Шаплей: учась онлайн, студенты получают возможность завязать знакомства с одноклассниками со всех концов земного шара. Программа позволяет наладить связи во время работы над совместными проектами и на еженедельных онлайн-встречах факультета. Онлайн открывает массу возможностей для международных студентов, но в то же время это слабая замена живому человеческому общению. Отношения людей в основе своей социальны и требуют взаимодействия лицом к лицу. «Поэтому мы поощряем наших студентов IEMBA участвовать в Leadership Development weeks – коротких учебных блоках, которые проводятся очно дважды за семестр» – заключает Меган.
Знания
По статистике, если говорить об объеме усваиваемых за единицу времени знаний, эффективность онлайн-обучения превосходит классическое. Это объясняется более активным и осознанным вовлечением в процесс. В онлайне вы можете учиться в своем ритме: возвращаться к темам, которые вызвали сложности, не задерживаться на материале, который и так понятен. Традиционное обучение, напротив, предполагает, что вам придется подстраиваться под темп других участников – как однокурсников, так и преподавателей. Алена Савицкая подчеркивает, что никогда прежде у нас не было такой возможности стать активными участниками учебного процесса. На традиционных уроках всё строилось на пассивном получении информации и коротких ответах на вопросы, а активное вовлечение студента ограничивалось 2-3 минутами за занятие. Современные технологии дали инструменты для организации обучения, позволяющие сделать каждого студента активным участником, а не пассивным слушателем.
Фидбек
Самый лучший способ развиваться: понять, что работает, что нет, и что нужно изменить в будущем, – считает Меган Шаплей, – качественный фидбек абсолютно необходим каждому студенту, это движущая сила изменений. И, как вам скажет любой преподаватель, фидбек не может сводиться только к цифрам. Имеют значение вовлеченность, отношение, заинтересованность и многие другие качественные характеристики, которые мы проживаем в реальной жизни. Сбор ценного фидбека онлайн не всегда прост и конструктивен – это один из вызовов онлайн-обучения.

Действительно, дистант дает инструменты для измерения вовлеченности и успехов каждого студента: можно узнать, сколько времени вы провели на платформе, с какой попытки справились с заданиями в тесте, насколько регулярно занимаетесь. Эти данные помогают вам увидеть прогресс, а преподавателю быстро оценить, насколько хорошо вы усвоили материал. В то же время, многие вещи сложно измерить цифрами, они требуют личного общения. В случае с онлайн-обучением преподавателю зачастую требуется больше усилий, чтобы по-настоящему узнать каждого ученика и дать персональный фидбек.

Каким бы выдающимся ни был преподаватель в традиционном классе, он не сможет отследить насколько равные возможности для участия получает каждый из учеников, – поясняет Алена Савицкая. Более того, проблема равнозначного вовлечения каждого студента более сложна: по данным исследований, на занятиях по изучению технических дисциплин мнение студенток спрашивают реже, чем мнение учащихся мужского пола. А технологии непредвзяты, они помогают исключить подобное неравенство.

Современному человеку очень непросто выбрать программу образования – слишком много различных факторов необходимо учесть, чтобы не ошибиться. И дистанционное обучение, с одной стороны, облегчает задачу, снимая вопросы границ, расписания и перерыва в карьере, но с другой – только добавляет сложностей, ведь необходимо решить, достаточно ли у вас мотивации и самодисциплины, умеете ли воспринимать информацию и получать знания через монитор, так уж необходимо личное общение с сокурсниками и профессорами, насколько качественно будет отслеживаться прогресс и т.д.

Выбор, как говорится, за вами. Но помните: «Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога» (Э.М. Ремарк).



23 сентября / 2021