Stanford Graduate School of Business: возможности для запуска стартапов

Автор Forbes Russia Education
журналист, media producer*
Многие мечтают стать создателем собственного стартапа в Кремниевой долине, реализовать свою уникальную идею, привлечь лучших инвесторов и запустить свой продукт на американский и, возможно, на мировой рынок. В погоне за мечтой очень важно выстроить правильную стратегию.

Почему Stanford University стал одной из лучших стартовых площадок для реализации новых идей, нам рассказал выпускник Stanford GSB Макс Сапожников.
Макс Сапожников, Stanford Graduate School of Business, 2020

Макс родился и вырос в Сибири (в г.Усть-Илимск Иркутской области). В 2011 году с отличием окончил МГИМО МИД России, после чего работал в Москве аналитиком в инвестиционно-банковском Департаменте ВТБ Капитал, а также руководителем проектов и директором в АФК Система (с фокусом на инвестиции в потребительский сектор). С 2018 по 2020 годы учился в Стэнфорде на двойной программе - MBA и Master of Science с уклоном на CleanTech и Sustainable Development. Летом 2019 года стажировался в Google, где занимался анализом инвестиций в оборудование для ML и AI, а летом 2020 года - в венчурном фонде Pomegranate VC, где отвечал за структурирование сделок с late-stage стартапами и SPAC (Special Purpose Acquisition Company), а также в ENGIE Impact, где занимался проектами в сфере CleanTech.
Какие реальные преимущества появляются у студента, мечтающего запустить свой собственный стартап, если он идет учиться именно в Stanford?

Стэнфорд, наряду с другими топовыми университетами, имеет довольно низкий admission rate (процент поступивших от числа абитуриентов) и принимает в свои ряды очень талантливых ребят со всего мира. Уникальными преимуществами Стэнфорда являются близость к экосистеме Кремниевой долины (крупнейшие венчурные фонды и технологические компании находятся в 15-20 минутах езды от кампуса), обширная сеть выпускников, которые развивают стартапы или инвестируют в них. По статистике Crunchbase за 2018 год, 318 основателей стартапов, получивших инвестиции в США, закончили именно Стэнфорд (с большим отрывом на втором месте следует MIT, из которого выпустились 242 фаундера). Обширный нетворк школы позволяет не только сформировать хорошую команду единомышленников / ко-фаундеров, но и найти классных менторов и инвесторов, которые могут помочь воплотить идею в реальность. Это, пожалуй, главное преимущество.
Какие ресурсы есть у университета и как ими пользоваться?

Университет предлагает широкий каталог курсов, посвященных предпринимательству, которые доступны практически на всех программах в Стэнфорде. Особняком стоят курсы бизнес-школы, такие как Start Up Garage и Formation of New Ventures, которые ежегодно привлекают сотни студентов, причем не только МВА, но и бакалавров, PhD и десятка прочих graduate программ. Я лично брал курс Start Up Garage, где в течение семестра мы совместно с тремя одноклассниками думали над тем, как создать стартап в сегменте страхования грузоперевозок. И хоть мы в итоге и не превратили эту идею в реальный бизнес, полученные знания оказались очень ценными для понимания процесса создания стартапа с нуля.

Помимо обучения, Стэнфорд еженедельно организовывает множество лекций и семинаров с предпринимателями, венчурными инвесторами и сотрудниками технологических компаний, на которых можно узнать что-то новое, получить совет и т.д.

Кроме того, в Стэнфорде есть собственный акселератор (StartX), а также университет дает гранты и льготы основателям стартапов (особенно, если проект имеет фокус на "social impact").

Воспользоваться всеми вышеперечисленными ресурсами может любой студент Стэнфорда, и, зачастую, многие испытывают так называемый Choice Overload, когда от выбора разбегаются глаза и сложно решить, за что хвататься и на чем фокусироваться. Поиск фокуса - очень важная составляющая успеха здесь.


Есть разница идти на Undergrad, MBA или MSx ,если, в конечном счете, цель - собственный стартап? Что посоветуешь?

Я думаю, что комбинация Undergrad с фокусом на инженерную специальность (Computer Science или Electrical Engineering) плюс MBA - это, пожалуй, самый выигрышный вариант. Если удается сразу после Undergrad запустить крутой проект, то МВА, разумеется, не нужен (Evan Spiegel, например, запустил Snapchat, еще учась на бакалавриате в Стэнфорде). Безусловно, есть и примеры успешных стартапов, созданных выпускниками МВА, MSx и других программ (в том числе, среди международных студентов).
Правда ли это что инвесторы сами приходят в Stanford в поисках идей?

Правда. Многие фонды рекрутируют так называемых скаутов - студентов, которые помогают отсматривать проекты других студентов. Многие мои одноклассники либо сами были скаутами, либо презентовали для скаутов свои проекты. Одним из наиболее активных и успешных инвесторов на кампусе является Pear VC, проинвестировавший на ранних стадиях в DoorDash, Nova Credit и целый ряд других успешных стэнфордских стартапов.


Помогает ли сам университет поднять, например, seed round?

Помогает, в первую очередь, с точки зрения организуемых мероприятий с венчурными инвесторами и в целом помощи в нетворкинге. Кроме того, довольно часто профессора становятся бизнес-ангелами и инвестируют на стадии seed или pre-seed, если идея им нравится.
Можешь привести пример, когда образование в Stanford реализовалось в успешный стартап?

В википедии есть целая страничка на эту тему , на которой приведены сотни таких успешных стартапов. Многие из них стали технологическими гигантами (например Google, Cisco, HP, Nvidia). Из более свежих / хайповых историй - Robinhood, Coursera, Snapchat, Instagram, DoorDash, Nova Credit, Greency и т.д.

Моя одноклассница (китаянка) бросила МВА на втором курсе и запустила платформу для организации вебинаров Run The World, который привлек более 10 миллионов долларов США от Andreessen Horowitz, Founders Fund, Pear Ventures, фонда Уилла Смита и др.

Я в настоящий момент работаю с выпускниками Стэнфорда и Беркли над стартапом в сфере монетизации времени, который мы планируем запустить в ближайшие несколько месяцев.
Какие лекции, курсы, приглашенные спикеры тебя сильно вдохновили во время твоего обучения в Stanford?

Таких было довольно много. Пожалуй, три моих любимых курса в Стэнфорде - Managing Growing Enterprises c Грэмом Уивером (основателем PE фонда Alpine Investors) и Investments с Джоном Хёрли (основатель хедж-фонда Cavalry Asset Management) в бизнес-школе, а также Designing Your Life в School of Mechanical Engineering. Из гостей мне больше всего запомнились Дэвид Соломон (Генеральный директор Goldman Sachs), с которым у меня была уникальная возможность пообщаться лично, в том числе и о его взгляде на российский рынок, а также Рэй Далио (основатель Bridgewater Associates).

Я очень вдохновился возможностью общения с крутыми guest speakers (приглашенными спикерами), и после окончания бизнес-школы запустил онлайн-платформу, где организовываю встречи с русскоговорящими лидерами, получившими образование в США или развивающими здесь свою карьеру. Я назвал проект LeadeRTalks.us, и у нас уже состоялось более 30 встреч (через Zoom) за последние 3 месяца, в том числе с выпускниками Stanford GSB Ириной Павловой (бывшим президентом клуба Brooklyn Nets), Владимиром Верхошинским (генеральным директором Альфа Банка), Михаилом Есиповым (основателем Nova Credit), Алексеем Андреевым (основателем венчурного фонда Autotech VC) и рядом других.


В Кремниевой долине сосредоточено около половины всего научно-технического потенциала США. Есть ли какая-то возможность для развития non-tech стартапов?

Безусловно. В Стэнфорде очень престижная медицинская школа, поэтому довольно много проектов в сфере healthcare (здравоохранения). Кроме того, популярными в последнее время стали проекты в сфере sustainability (устойчивого развития) – например, Greency, основанный русскоговорящими выпускниками GSB, и social justice (обеспечение социальной справедливости) – например, IndyHub, основанный моей одноклассницей для борьбы за права так называемых gig workers - водителей такси, официантов и пр.
Посоветуй, как правильно и максимально эффективно выстраивать профессиональный нетворкинг? Ведь это неотъемлемая часть при раскрутке стартапа, поиске инвесторов и привлечения клиентов.

Универсальных ответов не существует, т.к. все добиваются успеха по-разному. Но важно искать баланс между шириной и глубиной своего нетворкинга, на мой взгляд. К примеру, в бизнес-школе ряд моих одноклассников пытались познакомиться чуть ли не с каждым из 420 студентов класса (+ столько же классом выше и ниже). А некоторые, напротив, гнались не за количеством, а за качеством, и их круг общения состоял из 10-15 человек. Я думаю, что и ширина, и глубина в равной степени важны, поэтому я стараюсь быть "центристом" в этих двух полюсах.

Еще одно наблюдение - многие ребята, приезжающие в Долину из России, Белоруссии, Украины и других стран бывшего СССР, недооценивают силу русскоговорящего нетворкинга. Я встречал людей, которые вообще стараются не общаться с "земляками", мотивируя это тем, что, как им кажется, гораздо лучше пытаться выстраивать нетворк с американцами. Некоторые из них даже пытаются порой притворяться, что не говорят или не понимают русский язык. Пожалуй, 2/3 моего качественного нетворка (т.е. людей, которым я могу позвонить плюс-минус в любой момент и посоветоваться по бизнес-вопросам) на данный момент состоит именно из русскоговорящих профессионалов, и их советы зачастую очень полезны. Думаю, что со временем композиция моего нетворка будет меняться, но я очень ценю и максимально стараюсь поддерживать связи с земляками.
Словарь начинающего стартапера
Startup (от англ. start-up — запускать) – это абсолютно любая компания с короткой историей операционной деятельности. Проект, представляющий какую-либо идею и требующий материальных и других ценностей для развития. Формальными критериями рейтингов стартапов обычно выступают возраст компании, число сотрудников, прибыль и её рост, наукоёмкий характер продукта, контроль основателей над компанией и оценка потенциала компании.

Startup founder - основатель стартапа.

Co-founder - предприниматель, присоединившийся к стартапу на ранних стадиях.

Seed round - посевная стадия или первый этап венчурного финансирования. На этом этапе, как правило, реализуются достаточно скромные объемы капитала, предоставленные предпринимателям для финансирования раннего развития нового продукта или услуги. Средства этого уровня могут быть направлены для оплаты предварительных операций на разработку продукта, исследования рынка, формирование команды и разработку бизнес стратегии. В США посевной капитал, инвестированный профессиональной венчурной компанией, как правило, не превышает $1 млн.

Networking - это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых, работающих или имеющих связи в той или иной сфере, максимально быстро и эффективно решать сложные задачи.

Mentor (ментор) — наставник и советчик. Человек, обладающей превосходящей экспертизой, к которому обращаются создатели стартапа за профессиональными консультациями.

AI - Artificial Intelligence (искусственный интеллект) - свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека.

ML - machine learning (машинное обучение) - класс методов искусственного интеллекта, характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение в процессе применения решений множества сходных задач.
26 августа / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ