STEM в США: образование, необходимое в эпоху Цифровой Индустрии 4.0?

Особенности обучения на STEM-программах и личный опыт выпускников

АВТОРЫ:
Екатерина Дмитриева
автор Forbes Russia Education
Маруся Миронова Forbes Russia Contributor
Ольга Соколова - продюсер статьи
Многие эксперты считают, что развитие технологий перевернет рынок труда. Какое образование выбрать, чтобы не остаться в стороне от прогресса? В США в последние годы наблюдается бум на специальности STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics).

Развитие STEM началось в 2000-х годах, когда власти США объявили образование в области высоких технологий государственным приоритетом. С тех пор понятие STEM эволюционировало в концепцию мышления, необходимого для Цифровой Индустрии 4.0.

Современное образование STEM направлено на формирование комплекса сложных когнитивных навыков – критического мышления, структурирования и анализа задач, а также ряда поведенческих компетенций, к примеру, адаптивности и работы в команде. Подобные навыки позволяют лучше ориентироваться в меняющихся условиях и будут особенно актуальны в мире пост-пандемии.

Какие специальности подпадают под определение STEM?

Единого списка дисциплин и профессий, которые входят в понятие STEM, не существует. Как правило, это точные науки, которые тесно взаимосвязаны, среди которых:
● Аэрокосмическая инженерия
● Астрономия
● Биохимия
● Химическая инженерия
● Химия
● Биология
● Статистика
● Компьютерные науки
● Окружающая среда
● Математика
● Машиностроение
● Электрическая инженерия
● Механическая инженерия
● Физика
● Строительство

В последнее время принципы STEM применяются и к гуманитарным дисциплинам (Arts, Humanities (Reading)), отсюда и появились аббревиатуры STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics) и STREAM (Science, Technology, Reading, Engineering, Arts and Mathematics).

Стоимость обучения в американских университетах

Практически все вузы США имеют свои STEM-программы. Приведем примерные стоимости года обучения* на бакалавриате и в магистратуре нескольких топовых университетов (для иностранных граждан) в 2019/2020 учебном году:
*Стоимость может отличаться в зависимости от программы, подробную информацию ищите на сайтах вузов.

Важный аспект: стоимость обучения в частных университетах США выше, чем в государственных. Так, например, средняя стоимость Undergraduate (бакалаврских) программ в государственных университетах США составляет примерно $27,020 для иностранных студентов, тогда как в частных университетах стоимость одного года обучения обойдется в среднем в $37,560.

При этом многие университеты готовы предоставить стипендии (подробнее про виды финансирования можно узнать в этой статье).


Трудоустройство

Что касается карьерных перспектив, то, по данным Бюро Статистики США, количество рабочих мест в категории STEM с 2019 по 2029 год вырастет на 8%, в то время как количество остальных рабочих мест – только на 3.4%.[1]

Профессии STEM входят в топ самых высокооплачиваемых в США. Средняя заработная плата в 2019 году по некоторым специальностям STEM[2]:
Работа по визе студента

Статус студента в США (F1) дает право на рабочую практику во время учебы, а также в течение определенного срока после выпуска. Как правило, разрешение на практику выдается после двух семестров обучения в статусе F1, однако эти сроки могут отличаться в различных университетах.

Для студентов в США есть два вида практики:
● Curricular Practical Training (CPT) – разрешение на работу, которое выдается во время учебы, в случае если практика является необходимой частью учебной программы. CPT выдается на срок до 12 месяцев в течение одного учебного года. Условия и длительность такой практики могут отличаться в зависимости от университета.
● Optional Practical Training (OPT) дает право работать во время учебы и/или после выпуска. Общая длительность работы по OPT не может превышать 3 года (36 месяцев) для STEM-программ (для остальных программ - 1 год (12 месяцев)). Как правило, большинство студентов используют Post-completion OPT для того, чтобы остаться работать в США. Работодатель студента, претендующего на STEM OPT, должен участвовать в государственной программе E-verify, а список направлений обучения, к которым применим STEM OPT, можно найти здесь.

То есть, для иностранных студентов преимуществом программ STEM является то, что они получают право работать в США три года после выпуска, в отличие от других программ, после которых можно работать только год. Этот фактор оказался настолько значимым, что, начиная с 2020 года, даже ведущие MBA-программы США переквалифицировались в STEM-образование и добавили специализированные классы. Среди таких бизнес школ – Harvard Business School, Stanford GSB, UPenn(Wharton), Chicago Booth, MIT (Sloan), Kellogg, Columbia Business School, UC Berkeley (Haas) и многие другие.

Наличие высокой квалификации в редкой специальности также может быть учтено и при получении грин-карты для специалистов в категории Extraordinary Ability (EB-1) или National Interest Waiver (NIW). Важно понимать, что американское иммиграционное законодательство часто меняется и наиболее актуальную информацию можно найти на сайте USCIS.
STEM: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ВЫПУСКНИКОВ
Татьяна Петелина, BA in Economics-Mathematics (Columbia University)
Я давно знала, что хочу изучать точные науки за границей, по нескольким причинам. Во-первых, я хотела быть ближе к старшей сестре, которая учится в Бостоне. Во-вторых, мне не нравилось то, что в России нужно сразу выбирать специальность (major), в отличие от университетов США. И в-третьих, мне очень хотелось пожить самостоятельно в новом месте, и я была уверена, что многому научусь.

Начала готовиться к поступлению я за год до дедлайна – нужно было сдать экзамены (SAT и TOEFL), подготовить эссе и рекомендации. Я подавала документы в 16 университетов, из которых часть была Dream Schools (вузы мечты), а часть – Safety Schools (вузы с высокой вероятностью зачисления). В результате я поступила в Колумбийский университет, который был одним из списка Dream Schools.

Во вступительном эссе я написала, что, скорее всего, сфокусируюсь на математике и экономике. Так и получилось – я довольно скоро определилась со своим major и начала брать соответствующие классы.
Читать далее...
Система выбора предметов для STEM-специальностей

Бакалавриат в Колумбийском Университете известен тем, что список обязательных предметов (core curriculum) довольно большой (если сравнивать с другими университетами). Первые два года студенты берут 3-4 класса из обязательной программы и 1-2 класса по собственному выбору. И уже после выбора специальности добавляется дополнительный список обязательных классов.

Сore curriculum, как правило, состоит из следующих предметов:
● Два семестра по литературе (Literature and Humanities)
● Два семестра по философии (Contemporary Civilizations)
● Семестр по истории искусства (Art History)
● Семестр по истории музыки (Music History)
● Два семестра по физкультурe
● Семестр по науке (Frontiers of Science)
● Два семестра по сочинению эссе (University Writing)

В core curriculum есть требование взять несколько предметов по заданной тематике. К примеру, нужно выбрать два предмета, не относящиеся к Европе или США: мой выбор - курс по пьесам Африки и курс по экономике Японии.

Среди обязательных предметов, которые я брала для math major (математика), были математический анализ, оптимизация, линейная алгебра, комбинаторика, теория вероятностей и статистика.

Преимуществом американского образования также является то, что можно экспериментировать и изучать предметы, которые тебя интересуют – но совершенно не обязательно при этом переходить на другой факультет. Например, мне были интересны компьютерные технологии, поэтому я взяла класс по программированию Java, однако вскоре поняла, что это совершенно не мое.


Система оценивания на бакалавриате для STEM

Система оценок в США сильно отличается от российской. В первый день занятий по предмету студентам объясняют, какие материалы будут пройдены и как будет рассчитываться итоговый балл. К примеру, 20% итоговой оценки формируется за счет домашних заданий, 10% - за счет участия в дискуссиях в классе, 30% за midterm exam (промежуточный экзамен) и 40% за final exam (выпускной экзамен). Как правило, итоговые оценки выставляются по стандартному распределению: лучшие 20% студентов получают «A», 50% - «B», а оставшиеся – «C».

Баллы за успеваемость играют большую роль при приеме на работу. Насколько я знаю, у ребят, которых пригласили на собеседования в крупные консалтинговые компании, средний балл был выше 3.8 (из 4).


Польза STEM-образования

Честно признаюсь, что несмотря на то, что я брала много классов по математике, мне пока не пришлось использовать полученные знания на практике (не думаю, что когда-либо буду использовать их в реальной жизни). Тем не менее, я очень благодарна STEM-классам, потому что они научили меня думать структурировано, более эффективно решать задачи. Это особенно важно в сфере консалтинга, где я сейчас работаю.


Преимущества STEM-специальностей при поиске работы

Огромное преимущество STEM-программ заключается в том, что они дают иностранцам право работать в течение 36 месяцев после выпуска, чем я и воспользовалась при трудоустройстве.

Стандартный вариант нахождения работы – пройти junior internship (стажировка для сотрудников младшего уровня) после третьего курса (по визе студента). Желательно сразу попасть в компанию, где хотелось бы продолжить работать, так как многие студенты после окончания учебы получают офферы от тех организаций, где они проходили стажировку.

Во многих университетах есть карьерные центры и проводятся специальные мероприятия по трудоустройству.
Люба Шабал, MS in Environmental Engineering (Columbia University)
Я ехала в Америку с желанием спасти планету от мусора – это была моя большая мечта, цель, которой я живу. Нужна была программа, на которой я смогла бы получить технические навыки для достижения моей большой цели. В Колумбийском университете нашлась программа, которая называется Earth and Environmental Engineering с курсом Waste Management, которую я и выбрала. Получается, что STEM-образование помогло мне приблизиться к главной цели в моей жизни.

Мусор – нескончаемый источник ресурсов для нашей планеты. Эта мысль меня настолько интригует и захватывает, особенно если мы подумаем, что уже даже нефть заканчивается. Дело в том, что земные ресурсы имеют окончание, мусор же не закончится никогда. Использование отходов в качестве топлива не всегда самый эффективный способ их утилизации. В Closed Loop, где я сейчас работаю, мы ратуем за то, чтобы материалы принимали свою изначальную форму. К примеру, если это бутылка, мы хотим, чтобы она не превращалась в кроссовки, что уже в принципе неплохо, а снова стала бутылкой. Для меня это идеальный цикл жизни продукта.

Читать далее...
Поступление на магистратуру STEM

Процесс поступления начинается задолго до начала курса. Чтобы поступить на учебный год, который начинается в сентябре, до декабря предыдущего года нужно сдать экзамены и отправить пакет документов. Мне нужно было сдать английский и математику, поскольку это инженерная специальность, плюс сопроводительное письмо и рекомендации.


Длительность обучения

Программа привязана не ко времени, а к количеству кредитов, которое нужно получить. В моем случае, это было порядка 60 кредитов. Каждый предмет, а также магистерская диссертация, имеет определённый вес в кредитах. Я прошла программу за год, а весь последний семестр работала над диссертацией и ставила эксперименты в лаборатории.


Любимые предметы

Предметов, которые сделали меня более конкурентоспособной было два – они же были моими любимыми. Один из них – Life Cycle Assessment (оценка жизненного цикла), где мы работали на программном обеспечении, который нам был предоставлен университетом бесплатно, а ведь стоит он больше десятка тысяч долларов и позволяет оценивать жизненный цикл продукта от его создания до утилизации. Для индустрии это стандартный инструмент оценки влияния чего бы то ни было на окружающую среду. Будучи студентом, использовать такую программу было очень круто.

На первом занятии к нам пришли представители компании Pepsi и попросили сделать оценку жизненного цикла алюминиевый банки, чем с самого начала обучения задали весьма реалистичный тон всей процедуре. Это была прямая связь с индустрией, чего я не встречала, когда училась в российском университете.

Еще более важным для меня оказался предмет Thermal Treatment of Solid Waste - термические способы обработки твёрдых бытовых отходов, благодаря которому, я получила доступ в лабораторию, где самостоятельно ставила эксперименты, а потом с их результатами выступила на профильной конференции. Там меня и нашли мои первые работодатели – крупнейшая в США корпорация по переработке мусора.


Поиск работы

Когда любишь свою профессию, особенно если это нишевая специализация, шансов устроиться на работу гораздо больше, чем когда ты менеджер широкого профиля.

Будучи студенткой, я помогала одному профессору в работе над проектом Pay As You Throw – программе оплаты за мусор в соответствии с его весом, как за электричество. Именно во время этого проекта я познакомилась с основателем той компании, в которой сейчас работаю.
Антон Ермаков, PhD in Planetary Science (MIT)
С тех пор, как себя помню, я любил планеты и звезды. Мне было интересно изучение космоса – в любом формате. Когда я поступал в российский вуз, мама говорила, что космос – это непрактично. К тому же я почему-то был уверен, что не поступлю в МГУ, поэтому пошел в Университет геодезии и картографии. Именно там я выбрал свою специальность - космическую геодезию, которая очень редка в России. Со временем ко мне пришло осознание, что нужно делать то, что тебе нравится, исходя из имеющихся возможностей. Именно поэтому я решил пройти программу по планетологии в MIT, чтобы использовать свою редкую профессию для более глобальных задач. Сейчас моя цель – стать руководителем своих собственных космических миссий и создать свою команду для исследования тел солнечной системы.

Читать далее...
Процесс поступления в аспирантуру

Никакого конкурса на программы PhD нет. Самое главное при поступлении в аспирантуру – найти совпадение интересов научного руководителя и будущего студента, поэтому процесс поступления превращается во множество писем. Я подавал документы в 14 вузов, а писал примерно в 30, и в каждом – нескольким профессорам и студентам. Потом, разумеется, нужно сдать все экзамены и получить рекомендации, но самое главное – это найти подходящего научного руководителя.


Уникальность программы

Профессоров, к которым я хотел попасть, было несколько, включая мою научную руководительницу Марию Зубер – главу одной из космических миссий НАСА (NASA), и Дэвида Стивенсона – профессора планетологии в Caltech. На мой взгляд, он является главным теоретиком планетологии на сегодняшний день. Я имел возможность ходить на его лекции в Caltech, где работал в Jet Propulsion Laboratory (JPL) – лаборатории реактивного движения.

У студентов PhD есть возможность участвовать в исследованиях, более того, ожидается, что студент PhD будет вести индивидуальные исследования. В этом и заключается преимущество топовых вузов – твои исследования будут не только оригинальными, но и будут на границе существующих научных знаний.

Мой предмет исследования – геофизика астероидов и геофизика планет. Для меня уникальность программы заключалась в возможности одним из первых в мире видеть данные космических миссий. Как-то раз я сидел за компьютером и мне пришла рассылка команды космической миссии. Они сделали первый снимок космического астероида Веста за много миллионов километров от земли. И вот я сижу за компьютером и мне приходят фотографии. Ни один человек в мире не видел эти небесные тела вблизи – до этого их видели только в телескопах.

Как правило, первые два года на программе обязательно обучение в рамках классов, а к третьему году нужно выбрать тему диссертации. Я брал довольно много классов, так как постоянно появлялись новые профессора и мне были интересны их предметы, не связанные напрямую с моими исследованиям.


Финансирование обучения


Чтобы финансировать обучение в аспирантуре, можно работать в качестве Research Assistant (научного сотрудника) или Teaching Assistant (ассистента преподавателя). Если обучение оплачивается научным руководителем из своего гранта, такой вид финансирования будет называться Research Assistantship. Если грант закончился, можно помогать профессору в качестве Teaching Assistant - вести классы, расставлять оценки, проверять домашние задания.

Еще один вид финансирования, доступный студентам – стипендии, которые предоставляют правительства разных стран (в России таким было «Глобальное образование»).


Трудоустройство выпускников аспирантуры

Практически все студенты моей программы устраиваются либо на исследовательские, либо на профессорские должности, так как программа очень академическая. Для космических исследований необходимы большие ресурсы, поэтому коммерческих компаний, куда могли бы устроиться будущие планетологи – мало. Среди подобных компаний есть крупные военные подрядчики, к примеру Lockheed Martin.
Анастасия Торопова, MS in Marketing Science (Columbia University)
Выбирая вуз, я руководствовалась целью получения образования, которое бы дало преимущество иностранцу при трудоустройстве в США. Было очевидно, что за языками программирования стоит будущее, поэтому моя идеальная программа должна была совмещать маркетинг, где у меня к тому времени уже был опыт работы, и технологии.

Подобных программ было немного, и я выбрала Колумбийский университет, так как у университета, на мой взгляд, самый сильный бренд на рынке.

Я также рассматривала программу MBA, но на мой взгляд, это более широкое образование, которое не дало бы мне такого конкурентного преимущества, как узкоспециализированная программа. К тому же программы STEM давали возможность работать три года после обучения по визе студента.
Читать далее...
Классы

На курсе было много теоретической математики и статистики, но на работе я эти знания практически не использую. На мой взгляд, самыми полезными были курсы по программированию, привязанные к реальным бизнес-кейсам. Один из таких курсов – Business Research, где мы быстро прошлись по всем языками программирования (Python, R, C, C++). Перед началом программы у меня был нулевой опыт в написании кодов, а к концу учебы я уже могла самостоятельно писать программы.

Мне также пригодились специализированные курсы, к примеру, Marketing Research, где мы создавали модели по сегментированию покупателей или прогнозированию скорости оттока пользователей (churn rate). На одном из курсов я создала программу, которая анализирует текст пословно, чтобы понять, какие темы упоминаются пользователями Amazon. Таким образом, я пыталась понять, какие тренды в индустрии красоты развивались с 2012 года, как изменялись запросы пользователей, как изменялась лояльность к брендам. Такая аналитика полезна для понимания способа вхождения на рынок и подбора инструментов маркетинга.

Многие мои однокурсники стали аналитиками данных (data analysts) именно потому, что в программе был сделан большой упор на изучение языков программирования и их применении в бизнес-процессах.


Поиск работы

Карьерные центры в вузе были, но работу пришлось искать самой, так как карьерный центр ограничивался советами, как писать сопроводительное письмо или как делать нетворкинг. Иногда от карьерных консультантов приходили ссылки на вакансии.

В США основной способ найти работу – это нетворкинг. Добиться интересных собеседований мне удавалось только через личные знакомства. Свою работу я нашла на профильной конференции Cosmetics Executive Women (CEW), где познакомилась с будущим работодателем – мы поговорили и через неделю я получила оффер на стажировку.
Динара Ермакова, PhD in Nuclear Engineering and Public Policy (UC Berkeley)
Я училась в Казахстане на бакалавриате кафедры ядерной физики. После поездки в Испанию на 3-м курсе по программе обмена Эразмус Мундус, у меня появилась идея фикс поехать учиться за границу. Весь последний год я подавала заявки в разные европейские вузы, получила предложение со стипендией от Сколтеха и KU Leuven, и от нескольких других, но уже без финансирования. Выбор пал на магистратуру в Сколковском институте науки и технологий, в рамках которой была возможность поехать по обмену в несколько зарубежных вузов, включая MIT.

Курсы в MIT открыли мне огромное количество проблем в ядерной энергетике, которые мы не обсуждали, когда я училась в Казахстане. Это только сначала кажется, что ядерная энергетика – это реакторы и «романтика» профессии, но кроме них есть огромное количество интересных областей и проблем, например, утилизация ядерных отходов, что проблемой является, скорее, с политической стороны, нежели с технической.
Читать далее...
Поиск научного руководителя

Мне было интересно, как формировалась политика по ядерной энергетике в стране, исходя из её истории. Я решила поступать на PhD и начала писать профессорам в США, чтобы найти будущего научного руководителя. Честно говоря, я не ожидала, что мне вообще начнут отвечать, так как не знала, что профессора настолько открыты к общению с будущими студентам.

Как показала практика, это очень хорошая идея - писать профессорам заранее, особенно если идет смена направления, как в моем случае: я поступила в Университет Санта-Барбары на факультет политических наук со стипендией именно благодаря поддержке одного из тех преподавателей, которым написала. Но в последний момент я решила еще подать документы в UC Berkeley, где работала преподавательница, специализирующаяся на проблемах утилизации ядерных отходов, при этом была возможность в будущих исследованиях затрагивать и политические, и социальные аспекты проблематики, а не только инжиниринг.


Культура в университете

В Калифорнии в целом более размеренная жизнь, а в Беркли вообще особенная культура. К примеру, занятия начинаются на 10 минут позже – это называется Berkeley time. Пока пандемия не случилась, мы каждую пятницу с однокурсниками шли в бар, где к нам присоединялись профессора нашего департамента. Такая атмосфера позволяет узнать людей ближе, сплотить студенческий коллектив, что достаточно сложно, когда учишься на PhD, ведь каждый занимается своим исследованием и общих "тусовок" нет, как на бакалавриате.

Чувствуется очень большая поддержка со стороны community (сообщества университета) – к примеру, все первокурсники вне зависимости от факультета занимаются в одном кабинете, что очень сближает новых студентов. Американские вузы отличаются тем, что поощряют командную работу. Здесь запрещено списывание, но поощряется обсуждение, совместное чтение и решение задач.


Финансирование обучения


Студенты магистратуры и PhD могут работать ассистентами преподавателя или научными ассистентами, что полностью покрывает расходы на учёбу и ежемесячную стипендию. С самого начала своей учебы я работала научным ассистентом в Lawrence Berkeley National Laboratory (LBNL). Для магистрантов эти возможности тоже открыты: вполне можно быть ассистентом преподавателя и оплачивать учебу. А вот работа вне университета параллельно с обучением зависит от уровня подготовки, мотивации и нагрузки студента.

В плане академической успеваемости на нашем факультете есть требования к среднему баллу – 3.5 из 4.0, поэтому готовиться к сессии в последний момент – плохая идея. Если сильно опустить средний балл, можно лишиться финансирования, не получить диплом и просто потратить время впустую.


Поиск работы


Одновременно с учёбой я работаю над своим стартапом - школой программирования для детей Geeklama, поэтому есть надежда, что поиском работы после выпуска заниматься не придется.

На специалистов с дипломом ядерного инженера большой спрос на рынке труда и все выпускники устраиваются без особых проблем. Многие находят работу в национальных лабораториях. Важный момент – готовность к релокации, так как большинство лабораторий исторически находятся в не самых населенных регионах. Много возможностей работать в сфере национальной безопасности и политики, если есть подобный интерес, но желательно уже получить к этому моменту гражданство. В самом университете постоянно проходят ярмарки вакансий, в рассылке департамента и LBNL показывают обновления вакансий, кроме того, профессора всегда готовы помочь с поиском интересной стажировки. Последние 5-10 лет начался бум стартапов в ядерной индустрии. Мне очень нравится эта динамика и я собираюсь сама поработать в одном из них, а может, и создать свой проект в сфере атомной энергетики.
Андрей Попков, MS in Management Information Systems (Joseph M. Katz Graduate School of Business of the University of Pittsburgh)
До прихода в университет у меня было 15 лет опыта в индустрии – в том числе, я управлял компанией, которая занималась IT-интеграцией, разработкой софта и IT-аутсорсингом. Наш офис располагался в Новосибирске, но мы работали по всей России. Наша компания участвовала в создании электронного правительства России – региональных и муниципальных систем для оказания государственных услуг в электронном виде.

В какой-то момент возникло ощущение, что я достиг предела в профессиональном развитии и я принял решение переключиться на международный рынок. Я понял, что будет очень тяжело приехать с российским бизнес-мышлением и начать карьеру в США. Чтобы быстрее адаптироваться к американскому рынку, я задался целью получить образование в местном университете.

На рассмотрении был составленный мною список из 300 учебных программ, проанализировав которые по привлекательности инвестиций в обучение, длительности и вероятности последующего трудоустройства в регионах, я выбрал программу-лидера.
Читать далее...
STEM-классы

Katz предоставляет уникальную возможность сочетать STEM-курсы и курсы из расписания MBA, поэтому я смог выбирать как сугубо технические классы, так и более ориентированные на бизнес-сторону в IT.

Среди STEM-классов, которые я бы отметил, были следующие:

  • Database Management – на этом курсе мы изучали SQL и моделирование баз данных в организациях, что помогло мне изучить методы анализа данных и работы с информацией.
  • Enterprise Systems and Integration in Business Processes – эта интенсивная программа изучения ERP SAP S4/HANA позволила получить знания о принципах автоматизации бизнес-процессов больших предприятий. По результатам курса я сдал экзамен и получил сертификат SAP Certified Application Associate, широко признаваемый в IT-индустрии.
  • Знания в области управления IT-проектами я обновил и упорядочил на курсе Project Management Concepts and Processes, после которого сдал экзамен PMI Project Management Professional.
  • Human Factors in Information Systems Design – так как мне интересна дальнейшая карьера в сфере управления IT-продуктами, я взял этот курс, где мы детально разбирали принципы создания новых продуктов с фокусом на User Experience.
  • Technology, Innovation, Adoption, and Diffusion – на данном курсе мы детально рассматривали процесс инноваций и паттерны развития новых продуктов и технологий.

Каждый из этих курсов был построен на принципах изучения реальных бизнес-кейсов применения технологий в сочетании с практической работой в командах. Это позволяло нам получать знания не только из лекций, учебников и анализа истории крупных кейсов, но и от однокурсников, так как со мной учились студенты со всего мира с совершенно разнообразным опытом.

Для меня также оказались очень важны классы по soft skills (мягким навыкам) – они многое дали для понимания ментальности американского бизнеса.


Студенческие клубы

Во время учебы я заинтересовался карьерой в Product Management (управление продуктом), и мы с однокурсниками организовали студенческий клуб, чтобы приглашать лекторов, успешных выпускников и обмениваться опытом работы в данной сфере. Наша идея заключалась в том, что Product Manager и Project Manager – не совсем технологические позиции даже в таких крупных технологических компаниях, как Amazon, Microsoft или Google. Скорее, это функция на пересечении бизнес-требований, работы с технологиями и стейкхолдерами. Возникла гипотеза, что однокурсники недооценивают доступность этой карьеры. Оказалось, что это, действительно, очень актуальная тема, и многие были рады помочь. Надеюсь, Katz PM Club будет наследием, которое я оставлю университету.
[1] https://www.bls.gov/emp/tables/stem-employment.html
[2] https://www.bls.gov/oes/current/oes_nat.htm#00-0000

19 ноября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ