Группы критериев для подачи на академическую стипендию
Американские университеты преимущественно рассматривают пять групп критериев, по которым будет определено, получит студент академическую стипендию или нет.
К первой группе относится средний балл (GPA). В США под средним баллом понимается средний показатель по оценкам за все четыре года обучения в High School. Для российских студентов важным документом будет аттестат. Если оценки в аттестате ниже, чем за каждый год обучения в 9, 10 и 11 классах, то следует приложить дополнительно выписку оценок по годам. Некоторые учебные заведения могут пересчитать средний балл, основываясь на выписке. Скорее всего, здесь не стоит надеяться на глобальные улучшения, счет может идти на десятые доли. Тем не менее, даже они будут важны для повышения GPA.
Идеальной ситуацией по первой группе критериев является GPA от 4.0 (в США 4 балла – это максимум) и выше, т.е. потенциальный абитуриент должен быть как минимум отличником в российской системе. Однако повысить GPA выше 4.0 можно за счет изучения продвинутых предметов (AP - Advanced Placement, группа предметов более высокого академического уровня), например, онлайн, и сдачи по ним открытого экзамена в конце года. С AP также надо быть осторожными: если экзамен будет сдан на низкий балл, то это только ухудшит ситуацию со средним баллом. При желании взять AP предметы и сдать по ним экзамен нужно рассчитать свои силы и брать не больше одного–двух предметов в год. Предметы, действительно, являются продвинутыми, и для их изучения требуется много сил и времени.
Ко второй группе критериев относятся результаты экзаменов SAT или ACT. Студенты сдают один из экзаменов на выбор, а результаты направляются в университет.
Самым распространенным является экзамен SAT. По нему можно набрать максимум 1600 баллов. Негласно считается, что на стипендию, при высоком уровне других групп критериев, можно рассчитывать, получив от 1400 баллов и выше. Но высокий средний SAT – не гарантия ни поступления в университет, ни тем более получения стипендии. Все критерии рассматриваются в совокупности.
Можно ли подготовиться и сдать SAT на действительно высокий балл, находясь в России? В целом, при высоком уровне мотивации да, можно. Начинать готовиться лучше за два года до сдачи экзамена и уделять подготовке 2-3 часа ежедневно. В этом случае можно подойти к началу 11 класса с результатами в 1450 баллов и выше. Важно: документы в университеты США абитуриенты начинают подавать уже в ноябре выпускного класса, то есть, к октябрю у студентов все уже должно быть готово.
В 2020 году в связи с пандемией коронавируса часть университетов, в том числе и ведущих, объявили, что результаты SAT/ACT не будут учитываться при поступлении в университет. Еще некоторые университеты высказались более туманно и отметили, что результаты данных экзаменов будут иметь меньший вес в университетской заявке по сравнению с другими критериями. Поскольку ситуация сложилась неоднозначная и никто не может точно сказать, как университеты будут оценивать пакет документов для поступления без результатов экзаменов, то мнения студентов разделились: кто-то планирует прикладывать результаты SAT к пакету документов, кто-то нет. Моя рекомендация: если результаты являются высокими (от 1380 баллов) то, конечно, стоит их приложить, даже если вуз заявил о временной отмене учета их результатов.
К третьей группе относится студенческое эссе, отражающее одновременно и мотивацию обучения в выбранном университете, и причины того, почему нужно взять именно данного стипендиального студента. Плохая новость – эссе должно быть коротким, емким, идеально выверенным в соответствии со всеми стандартами написания эссе. То есть, к нему опять нужно серьезно готовиться. Хорошая новость состоит в том, что удачное эссе может перекрыть по весу не максимальные баллы по предыдущим двум пунктам.
Четвертая группа включает в себя результативную дополнительную деятельность: участие в школьных клубах, мероприятиях, спортивные соревнования и т.д. – учитывается все. Сюда же относятся олимпиады, конференции, исследовательская работа по выбранному направлению. Рассматриваются результаты за весь период обучения в High School (для абитуриентов из России - начиная с 9-го класса).
Важно понимать, что результаты дополнительной деятельности – это не просто перевод всех грамот и дипломов, а тщательное описание, чем и, главное, почему вы занимались на данных дополнительных занятиях, как они связаны с вашей будущей учебой и, желательно, карьерой. А также они должны демонстрировать ваши разносторонние интересы и умение планировать время. Эта группа критериев также может пересилить результаты первых двух групп.
В большинстве случаев, университеты хотят видеть у себя на кампусе сильных академически, разносторонних личностей, а не воплощение среднестатистических данных по сданным экзаменам. То есть, на самом деле, у абитуриента с GPA 3.9 и SAT 1450, выигравшего несколько региональных олимпиад, руководящего клубом юных лидеров, играющего на бас-гитаре в школьной группе, а летом участвовавшего в программах волонтёрства по восстановлению памятников старины, шансов получить стипендию больше, чем у абитуриента с GPA 4.1 и SAT 1580, больше ничем, кроме интенсивной подготовки по предметам, в школьные годы не занимающегося.
Но, повторюсь, все показатели оцениваются в совокупности и важно понять, насколько студент был увлечен дополнительной деятельностью, а не занимался ею только ради заполнения университетской аппликационной формы.
Пятая группа критериев – это рекомендательные письма от педагогов. Культура написания рекомендаций в американских и российских школах сильно отличается. В США вариант «напиши сам, а я подпишу» абсолютно не работает. Рекомендательное письмо должно быть максимально детальным, описывающим и успехи студента, и стороны, которые надо развивать. На рекомендательные письма приемные комиссии университетов действительно обращают особое внимание, поэтому крайне важно, чтобы письма были написаны на высоком профессиональном уровне.
В некоторых случаях университеты могут попросить студента пройти видео-интервью, где члены приемной комиссии зададут дополнительные или более углубленные вопросы, которые помогут студенту представить себя в качестве выдающегося студента, заслуживающего получение максимально высокой стипендии.