Точка зрения | Forbes Education

Преодолевая страхи: как найти безопасный путь к образовательной цели


Не секрет, что важная составляющая образования – психология. C развитием нейробиологии и появлением оборудования, позволяющего наблюдать за процессами в разных областях мозга и сопутствующими биохимическими изменениями в организме, ученым удалось объяснить многие реакции и особенности поведения людей. Сегодня мы понимаем, что наши эмоции и действия в значительной степени обусловлены психофизиологическими процессами.

Я предлагаю поразмышлять об основных психологических препятствиях на пути успешного онлайн-обучения. По моему опыту, главная проблема – это страх: страх начать обучение и страх его продолжить.

Страх — одна из базовых эмоций человека, которая дана нам, чтобы оставаться в безопасности. Но в современном мире, где за каждым кустом не таится хищный зверь, где не надо бежать, чтобы выжить, страх чаще всего мешает достигать целей и жить качественно. В большинстве случаев страх – это наша иллюзия: мы боимся того, что может произойти, но в реальности никогда не произойдет, и начинаем руководствоваться принципом «как бы чего не вышло».

Что же кроется за страхом начать обучение? Человек боится провала. Этот страх заставляет его подсознательно – еще до того, как он приступит к учебе, – искать аргументы, доказывающие, что образование не даст желаемого результата. Если доказательства не убедительны, на помощь приходят самые простые отговорки: «нет времени», «недостаточно денег», «сделаю как-нибудь потом». И вот человек даже не замечает, что настоящий провал уже произошел – в тот самый момент, когда он отказался от обучения. Этот провал воспринимается как менее болезненный, поскольку реальной попытки начать так и не было.

Если каким-то чудом потенциальный ученик преодолел тревожность и приступил к обучению, после первого же сложного урока, нерешенного теста или плохого результата на лабораторной работе снова появляется подсознательный страх, который шепчет: «Вот видишь, я же говорил, у тебя не получится» или «Эта система не работает».

Нередко следствием внутренней неуверенности становится прокрастинация. Человек может испытывать широкий спектр переживаний: раздражение, разочарование в себе, беспокойство, что он не сумеет войти на платформу с уроками, что потратит слишком много времени на просмотр обучающих видео (а есть более важные дела), что чего-то не поймет. А может, что еще хуже, в подсознании всплывут воспоминания детства о том, как учительница оскорбляла детей, которые не понимали ее объяснений. Все эти страхи мало кто осознает: вместо этого мы объясняем свою прокрастинацию отсутствием времени или ленью. Как следствие, студент ставит обучение на паузу, а со временем и вовсе бросает учебу — а школы оказываются у разбитого корыта.
Что предпринять, чтобы изменить, казалось бы, безвыходную ситуацию?
Вернемся к страху провала, который преследует нас не только при поступлении в школу, но и в процессе учебы. Представьте себе, что перед вами дорога, с которой невозможно сойти. Она может быть извилистой и неудобной, но на ней нет ни одного перекрестка и в конце нее — ваша цель! Логично, что, двигаясь по этой дороге, вы рано или поздно придете в желаемую точку. Нужно только продолжать делать шаги, спокойно и без фанатизма. Шаги могут быть разными: сегодня большими, завтра маленькими, уверенными или шаткими. Главное – идти. Эту дорогу проложила школа, разработавшая систему обучения.

Получается, что все зависит от того, умеет школа создавать четкий маршрут для ученика – ту самую дорогу без перекрестков – или не умеет. Это очень важный фактор, определяющий успех школы, — но не единственный.

Даже с такого понятного пути ученик может сойти в никуда, на обочину. Причиной может быть недостаток веры в себя или уверенности, что в конце дороги цель будет достигнута. Как переломить ситуацию? Здесь потребуется помощь уже не методистов и продуктологов, которые призваны создавать идеальный образовательный маршрут, а психологов и коучей — именно они способны научить студента верить в свою цель и в свои силы при любых обстоятельствах. Ведь работа со страхами – это работа с эмоциями.

В программу нашей школы садоводства входит серия онлайн-встреч «Обо всем, кроме сада». Эти встречи нацелены на поддержание здорового эмоционального состояния учеников. В числе прочего мы учим рассматривать свой страх и отказываться от него, возвращать себе интерес к учебе, умение удивляться и радоваться. Проще говоря, снова чувствовать энтузиазм или вдохновение, что, по сути, одно и то же.

Мы также создаем в школе особую атмосферу, в которой каждый член команды искренне любит учеников и верит в них. Люди могут забыть полученную на уроке информацию, но будут помнить ощущение комфорта и радость, которые они испытывали в процессе обучения. Пока студенты приходят на урок за положительными эмоциями, они не теряют интереса к изучению предмета, а школа, в свою очередь, не теряет связи со студентами. Это и есть один из лучших способов поддержать ученика на пути к цели. Позитивная атмосфера важна не только для учащихся, но и для педагогического коллектива: она позволяет избежать выгорания.

Итак, чтобы выиграть войну со страхами и прокрастинацией студентов, нужны всего две вещи: построить четкий маршрут и верить в ученика больше, чем он верит в себя сам. К сожалению, сегодня онлайн-школы не всегда включают в свою команду профессиональных методистов и психологов. Создается ощущение, что в погоне за новыми студентами многие образовательные онлайн-проекты думают только о маркетинге, отодвигая на задний план необходимость создавать качественный продукт и систему мотивации, позволяющую успешно учиться. Но удержать учеников в стенах школы сегодня еще сложнее, чем пригласить их на обучение. Пора серьезно задуматься о том, как сделать образование приятным даже для тех, кто испытывает сопротивление и страх.

Фото: Sammie Chaffin, Unsplash
Точка зрения