Точка зрения | Forbes Education

Подросткам о digital-профессиях: как объяснить, кто такой таргетолог


Выросло не одно поколение «digital natives» [от англ. — цифровые аборигены] с тех пор, как дети стали взаимодействовать с технологиями чуть ли не с ясельной группы. Наше «цифровое настоящее» стало возможным благодаря развитию трех направлений: дизайна, маркетинга и IT. Без них сейчас не обходится ни один продукт. В этих сферах деятельности довольно много востребованных и хорошо оплачиваемых, интересных профессий. Но чтобы подростку выбрать направление по душе, важно разобраться в специфике каждой из них. В этом материале рассмотрим 10 наиболее актуальных направлений в digital так, как рассказывали бы об этом подросткам.

Дизайн

Графический дизайнер
Графический дизайнер — специалист, благодаря которому у брендов есть свои логотипы, а у продуктов — яркие упаковки. Сегодня ни одна компания не обходится без графического дизайнера. Этот человек придумывает, как будет выглядеть курица в Rostic’s вместо полковника Сандерса или на что заменить яйцо на логотипе МТС. Если станешь графическим дизайнером, ты тоже в будущем сможешь разработать новую упаковку для чипсов Lay’s или создать легендарный логотип, который знают все, как золотые арки McDonald’s.

Брендам нужен визуал не только в офлайне, но и для цифровых площадок: дизайн социальных сетей, объявлений, постеров, баннеров. Вспомни ролики на YouTube: первое, на что обращаем внимание, — превью к видео. Если оно привлекает, зритель нажмет на «play», даже если не планировал смотреть ролик, в ином случае — пролистает дальше. Получается, количество просмотров зависит в том числе и от графического дизайнера.

Какие гибкие навыки необходимы:

  • Креативное мышление. Редко, когда у тебя будет четкое задание от заказчика, как именно он видит конечный результат. Тебе придется находить много идей, чтобы предлагать разные варианты.
  • Коммуникация. Презентовать креативы — важная часть работы. Поэтому нужно уметь доносить свои мысли и правильно воспринимать любую обратную связь.
  • Открытость к изменениям. Тренды в цветах, шрифтах, технические требования быстро меняются. Чтобы быть востребованным, нужно уметь адаптироваться и применять новшества с легкостью.
Сколько будешь зарабатывать?
По данным HeadHunter графический дизайнер получает от 50 000 до 250 000 рублей. Но можно работать и как фрилансер, а в дальнейшем открыть свою студию. Показательный пример — в студии дизайнера Артемия Лебедева разработка фирменного стиля стоит от 1.3 млн рублей.

Веб-дизайнер
Веб-дизайнер — это первый специалист, к которому обращаются, когда «нужен сайт», но его функционал на этом не ограничивается. Например, 12 сентября Apple провел очередную презентацию своих продуктов. Весь мир наблюдал, на что способны новый iPhone и Apple Watch, а на экране в это время вместе со спикерами появлялись слайды, анимация и картинки. Именно над этими задачами работает целая команда веб-дизайнеров.

Веб-дизайн открывает большие возможности для реализации творческого потенциала, и в дальнейшем, для смены специализации. Сначала ты помогаешь компаниям продавать с помощью сайта или зрительных спецэффектов, как в случае c Apple. А затем усовершенствуешь навыки и, например, станешь геймдизайнером, чтобы рисовать персонажей для компьютерной игры League of Legends.
Какие гибкие навыки необходимы:
  • Чувство вкуса. Чтобы твои работы цепляли взгляд и выглядели гармонично, нужно правильно подбирать цвета, формы, шрифты и выстраивать композицию.
  • Умение работать в команде. В создании сайта помимо веб-дизайнера принимают участие как минимум еще два человека — копирайтер и разработчик. Поэтому от того, как вы будете взаимодействовать, зависит конечный результат.
  • Готовность к критике. В работе будут правки от заказчиков или коллег — это нормально. Нужно адекватно их воспринимать и исправлять недочеты.
Сколько будешь зарабатывать?
По данным сервиса Работу.ру средняя зарплата веб-дизайнера — 66 000 рублей. Все зависит от навыков и сложности задач, которые выполняет сотрудник. Трехлетний опыт позволяет зарабатывать в крупных компаниях до 300 000 рублей. Также можно брать заказы как фрилансер и устанавливать свою цену.

UX/UI-дизайнер
UX/UI-дизайнер отвечает за то, чтобы покупатель, заходя на сайт или в приложение сначала подумал: «Как красиво, задержусь здесь», а в процессе покупки и после: «Как удобно, мне понравилось». Эти дизайнеры продумывают пользовательский интерфейс (англ. – user interface, поэтому и UI). Как будут выглядеть иконки и кнопки, какие цвета и шрифты окажутся на сайте — за все это отвечает именно он. Но это только одна сторона работы.

Вторая же сторона относится к проектированию опыта пользователя (англ. – user experience, поэтому и UX). Задача — создать приятные впечатления от взаимодействия. Например, расположить главные кнопки под большим пальцем, как в приложении Avito. Почему это важно? По статистике 88% человек с меньшей вероятностью вернутся на сайт или продолжат использовать приложение после неудачного опыта. Поэтому UX/UI-дизайнер делает все, чтобы клиент чаще заходил на страницу компании и увеличивал средний чек покупок.

Бонус этой профессии — она больше всего подходит для удаленной работы. Из любой точки мира ты сможешь совершенствовать приложения от Aviasales и VK до AI Chat и Roblox.
Какие гибкие навыки необходимы:
  • Эмпатия. Нужно ставить себя на место пользователя, чтобы понять, что он хочет видеть на сайте или в приложении.
  • Непредвзятость. Думать о том, что удобно пользователям, а не тебе.
  • Пространственное мышление. Оно поможет правильно выстроить «путь пользователя».
Сколько будешь зарабатывать?
UX/UI — это айтишник в мире дизайнеров, поэтому средняя зарплата почти в два раза выше, чем у веб-дизайнера. На старте специалист получает от 70 000 рублей. Дальше доход будет зависеть от опыта и места работы: в крупных российских корпорациях или международных проектах можно зарабатывать от 200 000 до 400 000 рублей в месяц.

Маркетинг

Бренд-менеджер
Бренд-менеджер — это специалист, благодаря которому мы начинаем любить продукт, компанию и не хотим уходить к другим. Сферу можно выбрать по интересам: бренд-менеджеры востребованы в ритейле, digital- и IT-компаниях, в сфере финансовых услуг. Основная задача — придумать историю и название бренда, решить, какой аудитории он будет интересен и где его лучше продавать. Например, ты сможешь создать ажиотаж вокруг кед покруче, чем у Vans.

Первым бренд-менеджером в истории считается сотрудник американской компании Procter&Gamble Нил МакЭлрой: в 1930-х годах он предложил для каждого продукта компании придумать уникальные названия и дизайн и рекламировать их отдельно. Позже он стал президентом корпорации. Сейчас у Procter & Gamble около 40 брендов от подгузников Pampers до дезодорантов Old Spice — каждый из них знаменит на весь мир. Также бренд-менеджеры адаптируют названия международных брендов под специфику разных стран. Например, шоколад Dove в отдельных регионах мира называется Galaxy, чтобы избежать ассоциации с товарами для душа.
Какие гибкие навыки необходимы:
  • Коммуникабельность. Твоя работа предполагает общение с большим количеством людей: командой, партнерами, клиентами. Поэтому важно найти подход к каждому и уметь выстраивать отношения.
  • Организаторские способности. В твоем подчинении — команда специалистов, которой ты ставишь задачи, координируешь работу и согласовываешь процессы.
  • Аналитический склад ума. Тебе нужно будет исследовать рынок и анализировать данные, чтобы принимать обоснованные решения.
Сколько будешь зарабатывать?
Начинающему бренд-менеджеру, который работает с небольшими компаниями, предлагают от 60 000 до 100 000 рублей. Профессионалы, создающие бренды с нуля и выводящие их на международный рынок, получают от 180 000 до 500 000 рублей.

Таргетолог
Таргетолог как профессия появилась около 10-15 лет назад в результате массового перехода на цифровые площадки, поэтому она относительно новая. Чтобы понять, кто такой таргетолог, вспомни ситуацию из жизни. Например, вчера ты весь вечер выбирал осеннюю куртку на маркетплейсе, а сегодня все сайты заполнены баннерами с фотографиями курток. Это дело рук таргетолога: благодаря ему мы видим рекламу продукта, о котором «только что подумали».

Задача таргетолога — любыми способами приводить на сайт компании тех людей, кто потенциально заинтересован в конкретных услугах и товарах. Ты будешь управлять миллионными рекламными бюджетами и решать, что эффективнее привлечет клиента: мемы или картинки от Midjourney. С блокировкой соцсетей Meta* спрос на таргетологов не снизился. Они теперь требуются на других площадках: VK, Telegram, Яндекс.Дзен и др.
Какие гибкие навыки необходимы:
  • Многозадачность. От тебя зависят доходы компании, поэтому в одном лице нужно быть и психологом, и продавцом, а иногда копирайтером и дизайнером, чтобы поправить макет.
  • Аналитический склад ума. После запуска рекламных кампаний будешь отслеживать, насколько она эффективна, чтобы не тратить зря бюджет.
  • Математические способности. Заказчик будет оценивать результативность твоей работы по цифрам и отчетам со статистикой, которые представишь.
Сколько будешь зарабатывать?
Таргетолог получает от 40 000 до 250 000 рублей. Профессия предполагает свободу выбора, с кем сотрудничать. Можно быть на фрилансе и вести одновременно несколько проектов.

CRM-маркетолог
CRM-маркетинг — молодое направление, и выделилось оно в отдельную профессию только в 2016 году, когда стало расти количество цифровых площадок. Проверь свою почту: ты найдешь сотни писем от Яндекс.Маркета, Skyeng или «Золотого Яблока» с новостями об акциях, новых поступлениях или просто информацию с полезными советами. Такими рассылками занимаются email-маркетологи. Но уведомления приходят не только на почту: мы видим пуши с промокодами в приложении Самоката или SMS-сообщения от Sunlight о ликвидациии магазинов. За все каналы как раз и отвечает CRM-маркетолог.

Основная задача — превратить пользователя или подписчика в постоянного клиента. Ты будешь придумывать десятки разных вариантов, как сказать «ну купи», чтобы это не выглядело как умоляющие глаза кота из «Шрека», а звучало убедительно.
Какие гибкие навыки необходимы:
  • Аналитический склад ума. Поможет не потеряться в большом объеме информации, найти нужное и разобраться с техническими программами.
  • Внимательность. Важно следить, чтобы в письмах и сообщениях не было ошибок, все картинки были на своих местах.
  • Системность. Результат в работе виден не сразу. Для этого надо продумывать разные этапы взаимодействия с покупателями и иметь терпение, чтобы увидеть прогресс.
Сколько будешь зарабатывать?
Начинающие CRM-маркетологи получают 70 000 – 100 000 рублей. Опытные разрабатывают полноценные CRM-стратегии и получают до 200 000 рублей. Тебя ждет работа преимущественно в крупных компаниях из E-commerce (электронной коммерции).

Инфлюенс-маркетолог
Инфлюенс-маркетолог налаживает дружбу бренда с блогерами и звездами спорта, шоу-бизнеса и создает рекламные кампании, нацеленные на релевантную аудиторию или клиентов. С недавнего времени инфлюенс-маркетологи требуются почти каждому бренду, так как с 2022 года на площадках Instagram* и Facebook* можно продвигаться только через инфлюенсеров.

Твоя работа будет заключаться не только в том, чтобы выходить на лидеров мнений и предлагать сотрудничество: предстоит еще и придумывать коллаборации для брендов, к примеру, как боксы от Burger King с Владом А4. Есть еще приятный бонус — заполнишь память телефона фотографиями с известными блогерами.
Какие гибкие навыки необходимы:
  • Креативное мышление. Будешь предлагать нестандартные идеи и подходы к контенту, находить новые способы продвижения через лидеров мнений.
  • Коммуникативные навыки. Нужно будет устанавливать связи с инфлюенсерами, вести переговоры и аргументировать свою точку зрения.
  • Гибкость. Рекламные кампании могут пойти не по плану, важно быстро реагировать на изменения.
Сколько будешь зарабатывать?
На старте — от 50 000 рублей. Инфлюенс-маркетологи с опытом работы со звездами, блогерами-миллионниками могут получать зарплату от 100 000 до 300 000 рублей. В перспективе — возможность открыть свое рекламное агентство по работе с инфлюенсерами и стать вторым основателем TikTok House Dream Team.

Информационные технологии (IT)

Веб-разработчик
Веб-разработчик — это специалист, благодаря которому появляются и функционируют сайты и приложения. Он пишет коды, занимается интерфейсом и «начинкой», проектирует, делает так, чтобы сайт быстро загружался. Именно веб-разработчик стал самым востребованным IT-специалистом в 2022 году. Компании разных сфер хотят развивать облачные сервисы, чтобы упрощать взаимодействие с потенциальными клиентами, а значит, для веб-разработчиков постоянно будут появляться новые задачи. Искусственный интеллект, чат-боты и виртуальные помощники — если это освоишь, сможешь самостоятельно выбирать, кто будет твоим начальником: Илон Маск, Павел Дуров или Марк Цукерберг.
Какие гибкие навыки необходимы:
  • Быстрая обучаемость. Сфера технологий стремительно развивается, ты будешь это делать вместе с ней, чтобы не отставать.
  • Склонность к языкам. Вся техническая документация на английском языке. Поэтому постоянно нужно совершенствовать свой уровень.
  • Коммуникация. Сайт — командная работа. Важно найти общий язык с коллегами и заказчиком.
Сколько будешь зарабатывать?
Когда говорят, что айтишники много зарабатывают, часто имеют ввиду именно веб-разработчиков. «Джуны» получают на старте от 100 000 рублей, а сеньоры – до 500 000 рублей. Преимущество в том, что ты можешь работать из любой точки мира и находить заказчиков в разных странах, а впоследствии запустить свой IT-стартап.

Веб-аналитик
Веб-аналитик анализирует сайты и дает рекомендации, как сделать их лучше и удобнее. Благодаря ему компании узнают, почему люди уходят без покупки или, наоборот, что больше всего привлекает покупателей. Ты будешь Бэтменом в мире IT — гениальным и единственным детективом, кто может сказать: «Я знаю обо всем, что вы делаете в интернете». Внешне твоя работа не будет заметна, но она напрямую отразится на прибыли компании.
Какие гибкие навыки необходимы:
  • Усидчивость. Нужно быть готовым к монотонной и рутинной работе, в веб-аналитике мало места для импровизации и творчества.
  • Внимательность. Тебе предстоит работать с большими данными: важно не упускать детали.
  • Критическое мышление. От твоих выводов и рекомендаций зависит, начнет ли компания зарабатывать больше или будет дальше неэффективно тратить бюджет на продвижение сайта.
Сколько будешь зарабатывать?
Начинающие веб-аналитики получают от 50 000 рублей и среди них — высокая конкуренция, так как из всех IT-специальностей у веб-аналитиков наименее сложные требования на старте. Опытные специалисты, которые считают экономику бизнеса и владеют языками программирования, зарабатывают до 350 000 рублей.

Инженер по тестированию
Инженер по тестированию заранее продумывает, что и где может сломаться, прогнозирует сбои и ищет ошибки, чтобы продукт вышел в свет работоспособным и произвел первое положительное впечатление. Благодаря ему приложения, сайты, программы работают без багов, и мы можем ими пользоваться быстро и без сбоев. С этой работой ты сможешь первым играть в новую версию Minecraft или Call of Duty и просчитывать разные исходы событий, как Доктор Стрэндж рассматривал сценарии битвы с Таносом.
Какие гибкие навыки необходимы:
  • Пространственное мышление. Понимая, как разные объекты взаимодействуют между собой, будешь моделировать ситуации, которые могут насторожить пользователя или вызвать сбои в работе сайта или приложения.
  • Внимание к деталям. От того, насколько качественно ты проведешь тестирование, зависят первые отзывы пользователей продукта.
  • Умение формулировать мысли. По итогам работы нужно составлять отчеты о найденных ошибках и давать четкие рекомендации по их исправлению.
Сколько будешь зарабатывать?
Тестировщики получают от 70 000 до 300 000 рублей. Как и у веб-аналитиков, есть возможность быстро начать карьеру в IT. В дальнейшем можно освоить код, перейти в разработку и повысить уровень заработка.


В разговоре о профессиях важно донести подростку, что не всем нужно становиться айтишниками только потому, что это модно: в сфере digital есть и другие востребованные направления. В процессе беседы не стоит детально погружаться в требуемые твердые навыки — им ребенок будет учиться в будущем. В первую очередь стоит сделать упор на soft skills (гибких навыках), которыми он обладает. И, конечно, при выборе профессии необходимо соблюдать баланс между зарплатными ожиданиями и настоящей страстью ребенка.


*запрещены в России, принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России

Фото: Rita Malçok, Unsplash
Точка зрения