Успех или провал любой школы — как онлайн-, так и офлайн- — определяется одним главным фактором. Востребованными становятся не те школы, которые продают информацию или знания, консультации или уроки, и даже не те, которые дают ответы на волнующие студентов вопросы. Успеха достигают школы, которые продают практические навыки.
Всем педагогам известна триада: знание — умение — навык.
Знание — информация в виде формул, правил, концепций. Если человек обладает знанием, он понимает, как что-то устроено.
Умение — способность применить знания в конкретной ситуации.
Навык — умение, доведенное до автоматизма и не требующее усилий при выполнении.
Знания и умения забываются и пропадают, а навык остается надолго, если не навсегда. Именно навык — ожидаемый результат обучения и то, что нужно ученику. В школы приходят, чтобы с легкостью и комфортом начать делать то, что раньше не получалось, а не чтобы просто узнать что-то новое. Если школа это понимает и умеет выстраивать образовательную систему с учетом такой потребности, ей обеспечены успех и благодарность учеников.
Как распознать свои навыки
Как понять, что вы приобрели новый навык? Если вы выполняете какое-либо действие с легкостью, не задумываясь о следующем шаге, и вам не надо прилагать усилий, чтобы вспомнить, что и как делать, чтобы добиться нужного результата, — это и есть навык.
Некоторые навыки измерить проще, например те, которые связаны с движением и созданием физических объектов. Один из наглядных примеров — управление автомобилем: когда вы владеете навыком вождения, то не задумываетесь, как переключать скорость, в какую сторону поворачивать руль. Точно так же, научившись ездить на велосипеде, вы сообразите, как это делать, даже после 30-летнего перерыва: тело быстро вспомнит, как обрести равновесие. Но как определить, что знания перешли в умение, а затем в навык, если речь не о вождении, вышивании или столярном деле, а о сложноизмеримых интеллектуальных способностях?
Однажды я спросила нашего эксперта-почвоведа, кто переводит для него научные статьи с иностранных языков. Он ответил, что справляется сам при помощи обычного машинного перевода. Я удивилась: а как же огромное количество терминов, которые не известны алгоритму и, как следствие, могут быть переведены неверно? Оказалось, что наш эксперт за годы практики научился с легкостью понимать научные тексты в своей профессиональной области, даже не зная иностранного языка. Благодаря этому уникальному навыку он не замечает всю сложность задачи, которую решает.
Если вы преподаете предметы, в которых нет четкого алгоритма действий и для принятия правильного решения необходимо самостоятельно анализировать множество вводных, перед вами стоит непростая задача — научить слушателей размышлять. Растениеводство — одна из таких сложных областей. Например, существует множество причин увядания растений: отсутствие влаги, проблемы питания, болезни, насекомые-вредители. Не менее важны и такие факторы, как температура почвы или воздуха, место посадки, состав почвы и многое другое.
За время обучения студенты накапливают массу ценных знаний. Но если не научить их выбирать из этого массива нужное, правильно сочетать и применять новую информацию, то при решении реальной задачи с десятками неизвестных все знания окажутся бесполезными. Чтобы развить навыки мышления, приходится снова и снова повторять разные конфигурации, разбирать ошибки. Так со временем мозг учится выполнять эту работу быстрее и с меньшими усилиями — и наконец вы сами перестаете замечать, как справились с задачей. Иногда мы спрашиваем наших выпускников, которые рассказывают о своих результатах: «Почему вы решили эту проблему именно так?» Им приходится задуматься, чтобы ответить, потому что решение пришло в голову автоматически. Это и есть навык.
Повторение и осмысление
В толковом словаре Владимира Ивановича Даля есть замечательное слово «навыкать»: «ненавыкший и лаптя не сплетет». А я бы добавила: даже если знает как. Навыкать — «приучаться опытом, набивать руку». Именно так, путем многократного повторения, мы доводим действия до автоматизма. Для формирования устойчивого навыка требуется продолжительное время. Именно поэтому, несмотря на просьбы потенциальных учеников, мы не продаем короткие курсы. Обучение у нас длится минимум год.
Но прежде чем ученики набьют руку, нужно помочь им выработать умение размышлять, следуя определенным алгоритмам. В онлайн-образовании это возможно, только если школа нацелена научить студентов новому способу мышления. Это намного сложнее, чем просто передать знания, и требует от школы времени и инвестиций: необходимо нанять профессионалов, которые разработают детальные планы уроков с учетом поставленной задачи, создадут методологию тестирования, подготовят упражнения, практикумы и лабораторные работы. Кроме того, придется собрать команду, которая будет регулярно взаимодействовать со студентами: проверять задания, отвечать на вопросы, работать с учеником один на один и мотивировать его.
И тогда студенты будут рассказывать не о том, какие интересные уроки в этой школе, а о том, какой роскошный и урожайный сад они вырастили и могут вырастить снова и снова. Я смело рассуждаю об этом, потому что каждый наш ученик знает: мы выпускаем не теоретиков и консультантов, а мастеров своего дела. Наши тесты создаются для того, чтобы научить студентов не просто проходить их, а размышлять и выводить правильное решение, уверенно действовать в любой нестандартной ситуации.
Мы даем достаточно практики, чтобы гарантировать, что у учеников сформируются все необходимые навыки. Мы разработали целый модуль по оптимизации работ в саду с целью сэкономить время и силы. В этом модуле, который мы назвали НИСО, например, есть уроки, направленные на формирование привычек, доведение определенных повторяющихся действий до автоматизма. Думаю, каждая школа сможет выработать свой оптимальный список полезных навыков с учетом интересов учащихся.
Реальность онлайн-образования
Многие онлайн-школы стремятся полностью автоматизировать учебный процесс: исключить из него людей, заменить их тестами и искусственным интеллектом. К сожалению, такой подход не позволяет прививать устойчивые навыки в сложных профессиях. С одной стороны, искусственный интеллект действительно помогает многое упростить и ускорить. Но, с другой стороны, он не дает возможности оказывать поддержку студентам и обеспечивать необходимую глубину обучения: компьютерный алгоритм не в состоянии распознать психологические барьеры ученика и понять, как их преодолеть. Не помогает он и в творческом развитии.
Когда речь идет о развитии сложных навыков, таких, например, как аналитическое мышление, без человека не обойтись. Всем известно, что невозможно воспитать ребенка, не став для него примером. Учителя должны сами в совершенстве владеть навыком, которому обучают, и служить наглядным вдохновляющим примером. Важно, чтобы эксперты школы были не только теоретиками, но и практиками с огромным опытом. Кроме того, члены команды, призванные мотивировать учеников, должны сами уметь преодолевать собственные страхи, иначе как они помогут в этом студентам? Школе нужно вкладываться в команду, нанимать коучей, тренеров и выстраивать внутреннюю систему, основанную на здоровом взаимодействии. И не забывать при приеме на работу разбираться, какими знаниями, умениями и навыками на самом деле обладает кандидат.
На рынке онлайн-образования давно звучит призыв: сначала продайте курс и убедитесь, что он нужен, и лишь затем приступайте к его созданию. На мой взгляд, это заблуждение. Во-первых, сложно (и, главное, неэтично) продавать то, чего еще нет. Во-вторых, если даже курс купят, наспех созданная программа едва ли сможет дать что-то кроме знаний: она не привьет навыков и не обеспечит ощутимых практических результатов. А это значит, что хорошая идея может умереть, даже не родившись.
Сегодня покупатели курсов становятся все более искушенными. Однажды пройдя обучение в школе, в которой прививают навыки, ученик больше не согласится пойти туда, где дают лишь знания. И тогда все больше и больше школ будут вынуждены отнестись к своему делу более ответственно. Так может, не стоит ждать?