Точка зрения | Forbes Education

«Не пойду учиться»: что делать, если подросток после школы не выбрал дальнейшее обучение


Опрос образовательной компании Maximum Education показывает, что на момент весны 2022 года «42% школьников, учащихся в 11-м классе, не определились с профессией и не знают, кем хотят стать в будущем, а 28% подростков считают, что планировать в текущей ситуации не стоит, так как жизнь слишком непредсказуема». Такое положение дел часто пугает родителей. Но стоит ли переживать, если школьник не построил свой дальнейший учебный трек, и как поддержать его в выборе жизненного пути?

Родители и рынок труда: обновляем картину мира

Часто родители старшеклассников — осознанно или нет — внушают детям идти в образовании тем путем, который они когда-то прошли сами. Однако за последние 20-30 лет, пришедшиеся на смену поколений, произошли значительные изменения как в сфере образования, так и на рынке труда. Вот несколько трендов:

  • Высшее образование становится менее востребованным. Сегодня работодатели некоторых областей все меньше ориентируются на наличие диплома и обращают внимание в первую очередь на практические навыки и знания соискателя. Например, среди тех, кто работает в креативных индустриях, лишь половина имеет профильное образование, а среди мужчин-программистов и разработчиков его нет у 66%.
  • Высокой остается доля людей, работающих не по специальности. Согласно исследованиям, по специальности никогда не работали 43% россиян, а 58% выпускников работали по основному профилю, но вскоре ушли в другие сферы.
  • Существует множество вариантов образовательно-карьерных треков. Путь в профессию от школы через вуз (или ссуз) перестал быть единственным маршрутом. Авторы глобального исследования образовательно-карьерных траекторий девятиклассников отмечают, что существует девять треков, которые сочетают в себе в разных вариациях учебу в колледжах, вузах и подработку во время обучения. Разная компоновка этих этапов влияет на уровень зарплаты на определенных карьерных промежутках, но ни один из них не является единственно верным или оптимальным.
  • Потребности рынка быстро меняются, а жесткие навыки (hard skills) — устаревают. Согласно отчету Всемирного экономического форума The Future of Jobs 2023, в ближайшие 5 лет ожидается изменение около 23% рабочих мест. Часть из существующих будет полностью ликвидирована, другая — заменена на новые. При этом 60% работников по всему миру будет необходимо переквалифицироваться до 2027 года. А отчет консалтинговой компании BCG прогнозирует, что к 2030 году автоматизация производств может поставить под угрозу 12% существующих сегодня рабочих мест. При этом 30% вакансий потребуют от рабочих совершенно новых навыков и компетенций.
  • На первый план выходит постоянное развитие. Lifelong learning, то есть обучение длиною в жизнь, сегодня становится не только конкурентным преимуществом, но и необходимостью. Срок годности навыков и знаний постоянно сокращается (по оценкам работодателей, 44% компетенций потеряют свою актуальность в течение пяти лет), что приводит к необходимости непрерывного переобучения или повышения квалификации.

Получается, что концепция «одно дело на всю жизнь» уходит в прошлое. К выбору образования сегодня необходимо подходить с другой позиции, и современные дети это чувствуют, но понимания, как именно определяться с вектором развития, зачастую у них нет.

Почему подростки не могут выбрать вектор развития?

Главным препятствием на пути к осознанному выбору направления деятельности лежит отсутствие желания его делать: зачастую подростки в возрасте 14-17 лет еще не готовы принимать подобные решения и брать за них ответственность. Более того, к моменту определения своего дальнейшего пути они нередко еще не успевают до конца изучить себя, понять свои интересы и таланты (в 2021 году 76% людей заявили о том, что не интересуются изученными в вузах областями). Так, выпускники могут пойти учиться в университет под давлением родителей только для того, чтобы еще какое-то время не выходить во взрослую жизнь. Если же это давление отсутствует, они могут и вовсе отложить выбор дальнейшего трека на неопределенный срок.

А все потому, что у них нет четкого понимания, как именно выбранное обучение повлияет на дальнейшее развитие их карьеры, какие специальности наиболее востребованы на рынке сейчас и как могут измениться эти тенденции за время их обучения. Так, согласно опросам РАН, на стадии выбора университета 90% молодых людей не озабочены тем, где они будут работать после выпуска. Все это в дальнейшем приводит к проблемам с устройством на работу: 50% выпускников вузов при трудоустройстве испытывают сложности, а 43% выпускников колледжей и половина выпускников профучилищ и вовсе не работают по специальности — при выборе направлений подготовки они не учли их востребованность на рынке труда.

Также у школьников нет понимания всех вариантов образовательных треков. Старшеклассники часто выбирают факультет и специализацию по оценкам и результатам ЕГЭ — идут туда, где точно хватит баллов. Более того, исследование «Поступи Онлайн» за 2021 год показывает, что всего 20–34% выпускников знают, какие профили образования есть у выбранной специальности и кем они будут после выпуска. И только 45% считают, что выбирают эту специальность самостоятельно, т.е. без участия родителей.

Отметим, что отдельные характеристики последних тоже играют свою роль: подростки из семей с низким социально-экономическим статусом чаще поступают в колледжи или выбирают менее статусные вузы вне зависимости от своей успеваемости в школе. Также нередко родители навязывают ребенку свои установки о том, как должно происходить развитие в профессии или же пытаются реализовать за счет ребенка свои амбиции и пройти в его лице тот карьерный путь, который они не смогли пройти сами.

Анализ всех этих причин показывает, что давление со стороны родителей не приведет к осознанному решению. Важно выбирать другие стратегии.

На пути к решению проблемы

В этой ситуации можно дать несколько важных рекомендаций. Первая — и, пожалуй, основная — необходима работа с установками и внутренними ограничениями как родителей, так и подростков. Не стоит пренебрегать помощью психологов, коучей и профориентологов. Она может оказаться ценным вкладом в формирование у ребенка уверенности в себе и его веры в собственные силы. Ведь на этом пути важно начинать выбор со сферы будущей деятельности, и только потом искать возможные варианты получения образования в ней. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на интересы и сильные стороны ребенка, и лишь во вторую — на тенденции рынка. Сегодня потребность в высококвалифицированных кадрах растет практически во всех сферах, но для того, чтобы достичь профессионализма и избежать выгорания, требуется изначально исходить из личных предпочтений и талантов.

Особую роль играет информирование школьников и родителей о всех вариантах дальнейшего образования. Исследования показывают, что школьники, разбирающиеся в них, поступают в более сильные учебные заведения за счет формирования целостной картины как учебных, так и карьерных треков. Важно, чтобы подросток смог объективно оценивать уровень своей подготовки и на несколько шагов вперед рассчитать, какие возможности откроет перед ним каждый вариант обучения.

Также не стоит пренебрегать профессиональными курсами как возможностью быстрого входа в профессию. Короткие практико-ориентированные программы не становятся заменой высшему образованию, но помогают быстро освоить навыки для работы в определенной сфере и повышают шансы на трудоустройство без классического образования. По данным «Яндекс.Практикума», сегодня успешно трудоустраиваются 71,1% выпускников профкурсов. Такой вариант также может предшествовать получению фундаментального образования и помочь выявить сильные стороны и зоны интереса подростка.

Наконец, пора перестать стигматизировать Gap Year (перерыв между учебой в школе и вузе) и работу без высшего образования. Сегодня вариант трудоустройства сразу после получения общего среднего образования набирает популярность. Вопреки бытующим мифам, он не приводит к отказу от образования, но дает возможность попробовать себя в разных сферах, чтобы позже сделать осознанный выбор. При этом доля вакансий с требованием высшего образования снижается каждый год. По данным hh.ru, если в 2016 году их было 26%, то в 2021-м — 19%.



В целом, сегодняшняя ситуация на рынке труда показывает, что существует большая вариативность карьерных треков, а получение классического образования сразу после школы — лишь один из них. Важно отталкиваться от способностей, интересов и гибких навыков подростка, а также поддерживать его во время принятия одного из первых фундаментальных решений в жизни.

Фото: Laurenz Kleinheider, Unsplash
Точка зрения