«Не пойду учиться»: что делать, если подросток после школы не выбрал дальнейшее обучение
Опрос образовательной компании Maximum Education показывает, что на момент весны 2022 года «42% школьников, учащихся в 11-м классе, не определились с профессией и не знают, кем хотят стать в будущем, а 28% подростков считают, что планировать в текущей ситуации не стоит, так как жизнь слишком непредсказуема». Такое положение дел часто пугает родителей. Но стоит ли переживать, если школьник не построил свой дальнейший учебный трек, и как поддержать его в выборе жизненного пути?
Родители и рынок труда: обновляем картину мира
Часто родители старшеклассников — осознанно или нет — внушают детям идти в образовании тем путем, который они когда-то прошли сами. Однако за последние 20-30 лет, пришедшиеся на смену поколений, произошли значительные изменения как в сфере образования, так и на рынке труда. Вот несколько трендов:
Высшее образование становится менее востребованным. Сегодня работодатели некоторых областей все меньше ориентируются на наличие диплома и обращают внимание в первую очередь на практические навыки и знания соискателя. Например, среди тех, кто работает в креативных индустриях, лишь половина имеет профильное образование, а среди мужчин-программистов и разработчиков его нет у 66%.
Высокой остается доля людей, работающих не по специальности. Согласно исследованиям, по специальности никогда не работали 43% россиян, а 58% выпускников работали по основному профилю, но вскоре ушли в другие сферы.
Существует множество вариантов образовательно-карьерных треков. Путь в профессию от школы через вуз (или ссуз) перестал быть единственным маршрутом. Авторы глобального исследования образовательно-карьерных траекторий девятиклассников отмечают, что существует девять треков, которые сочетают в себе в разных вариациях учебу в колледжах, вузах и подработку во время обучения. Разная компоновка этих этапов влияет на уровень зарплаты на определенных карьерных промежутках, но ни один из них не является единственно верным или оптимальным.
Потребности рынка быстро меняются, а жесткие навыки (hard skills) — устаревают. Согласно отчету Всемирного экономического форума The Future of Jobs 2023, в ближайшие 5 лет ожидается изменение около 23% рабочих мест. Часть из существующих будет полностью ликвидирована, другая — заменена на новые. При этом 60% работников по всему миру будет необходимо переквалифицироваться до 2027 года. А отчет консалтинговой компании BCG прогнозирует, что к 2030 году автоматизация производств может поставить под угрозу 12% существующих сегодня рабочих мест. При этом 30% вакансий потребуют от рабочих совершенно новых навыков и компетенций.
На первый план выходит постоянное развитие. Lifelong learning, то есть обучение длиною в жизнь, сегодня становится не только конкурентным преимуществом, но и необходимостью. Срок годности навыков и знаний постоянно сокращается (по оценкам работодателей, 44% компетенций потеряют свою актуальность в течение пяти лет), что приводит к необходимости непрерывного переобучения или повышения квалификации.
Получается, что концепция «одно дело на всю жизнь» уходит в прошлое. К выбору образования сегодня необходимо подходить с другой позиции, и современные дети это чувствуют, но понимания, как именно определяться с вектором развития, зачастую у них нет.
Почему подростки не могут выбрать вектор развития?
Главным препятствием на пути к осознанному выбору направления деятельности лежит отсутствие желания его делать: зачастую подростки в возрасте 14-17 лет еще не готовы принимать подобные решения и брать за них ответственность. Более того, к моменту определения своего дальнейшего пути они нередко еще не успевают до конца изучить себя, понять свои интересы и таланты (в 2021 году 76% людей заявили о том, что не интересуются изученными в вузах областями). Так, выпускники могут пойти учиться в университет под давлением родителей только для того, чтобы еще какое-то время не выходить во взрослую жизнь. Если же это давление отсутствует, они могут и вовсе отложить выбор дальнейшего трека на неопределенный срок.
А все потому, что у них нет четкого понимания, как именно выбранное обучение повлияет на дальнейшее развитие их карьеры, какие специальности наиболее востребованы на рынке сейчас и как могут измениться эти тенденции за время их обучения. Так, согласно опросам РАН, на стадии выбора университета 90% молодых людей не озабочены тем, где они будут работать после выпуска. Все это в дальнейшем приводит к проблемам с устройством на работу: 50% выпускников вузов при трудоустройстве испытывают сложности, а 43% выпускников колледжей и половина выпускников профучилищ и вовсе не работают по специальности — при выборе направлений подготовки они не учли их востребованность на рынке труда.
Также у школьников нет понимания всех вариантов образовательных треков. Старшеклассники часто выбирают факультет и специализацию по оценкам и результатам ЕГЭ — идут туда, где точно хватит баллов. Более того, исследование «Поступи Онлайн» за 2021 год показывает, что всего 20–34% выпускников знают, какие профили образования есть у выбранной специальности и кем они будут после выпуска. И только 45% считают, что выбирают эту специальность самостоятельно, т.е. без участия родителей.
Отметим, что отдельные характеристики последних тоже играют свою роль: подростки из семей с низким социально-экономическим статусом чаще поступают в колледжи или выбирают менее статусные вузы вне зависимости от своей успеваемости в школе. Также нередко родители навязывают ребенку свои установки о том, как должно происходить развитие в профессии или же пытаются реализовать за счет ребенка свои амбиции и пройти в его лице тот карьерный путь, который они не смогли пройти сами.
Анализ всех этих причин показывает, что давление со стороны родителей не приведет к осознанному решению. Важно выбирать другие стратегии.
На пути к решению проблемы
В этой ситуации можно дать несколько важных рекомендаций. Первая — и, пожалуй, основная — необходима работа с установками и внутренними ограничениями как родителей, так и подростков. Не стоит пренебрегать помощью психологов, коучей и профориентологов. Она может оказаться ценным вкладом в формирование у ребенка уверенности в себе и его веры в собственные силы. Ведь на этом пути важно начинать выбор со сферы будущей деятельности, и только потом искать возможные варианты получения образования в ней. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на интересы и сильные стороны ребенка, и лишь во вторую — на тенденции рынка. Сегодня потребность в высококвалифицированных кадрах растет практически во всех сферах, но для того, чтобы достичь профессионализма и избежать выгорания, требуется изначально исходить из личных предпочтений и талантов.
Особую роль играет информирование школьников и родителей о всех вариантах дальнейшего образования. Исследования показывают, что школьники, разбирающиеся в них, поступают в более сильные учебные заведения за счет формирования целостной картины как учебных, так и карьерных треков. Важно, чтобы подросток смог объективно оценивать уровень своей подготовки и на несколько шагов вперед рассчитать, какие возможности откроет перед ним каждый вариант обучения.
Также не стоит пренебрегать профессиональными курсами как возможностью быстрого входа в профессию. Короткие практико-ориентированные программы не становятся заменой высшему образованию, но помогают быстро освоить навыки для работы в определенной сфере и повышают шансы на трудоустройство без классического образования. По данным «Яндекс.Практикума», сегодня успешно трудоустраиваются 71,1% выпускников профкурсов. Такой вариант также может предшествовать получению фундаментального образования и помочь выявить сильные стороны и зоны интереса подростка.
Наконец, пора перестать стигматизировать Gap Year (перерыв между учебой в школе и вузе) и работу без высшего образования. Сегодня вариант трудоустройства сразу после получения общего среднего образования набирает популярность. Вопреки бытующим мифам, он не приводит к отказу от образования, но дает возможность попробовать себя в разных сферах, чтобы позже сделать осознанный выбор. При этом доля вакансий с требованием высшего образования снижается каждый год. По данным hh.ru, если в 2016 году их было 26%, то в 2021-м — 19%.
В целом, сегодняшняя ситуация на рынке труда показывает, что существует большая вариативность карьерных треков, а получение классического образования сразу после школы — лишь один из них. Важно отталкиваться от способностей, интересов и гибких навыков подростка, а также поддерживать его во время принятия одного из первых фундаментальных решений в жизни.