Нам понадобилось обучить 4000 занятых женщин на годовом курсе «Простая система урожайного сада по авторской методике» и провести 600 часов бесплатных онлайн-мастер-классов для 200 000 человек, чтобы наконец понять, кто истинный враг в обучении и передаче ценнейших навыков ученикам.
Не знаю, проводились ли подобные исследования в мировых масштабах, но мне довелось убедиться: наши уважаемые женщины-садоводы 45‒97 лет склонны все подвергать сомнению.
С чем это связано, можно только предполагать. Возможно, с опытом жизни в сложное время перестройки, когда вхождение свободной рыночной экономики в понятный быт времен застоя имело немало перекосов, а непривычных к рыночным отношениям людей откровенно надували. Ваучеры, акции МММ и так далее — все это не способствовало доверию и любви. Времена изменились, рынок стал более цивилизованным, но привычка не доверять и всего опасаться — осталась.
И вот армия недоверчивых слушателей, ищущих решения своих проблем на садовом участке, все же отваживается узнать что-то новое на наших бесплатных мастер-классах. Спасибо им за то, что внимательно слушают аргументированный рассказ о логически выстроенной последовательности и взаимодействии процессов в природе. И наши доводы, казалось бы, одерживают победу в борьбе за внимание слушателей, пока…
…Пока не возникнет информация, которая противоречит всему, что люди слышали и знали до этого. Внутренний критик встает на дыбы, он бушует и сопротивляется, краснеет и кидается с кулаками на ту часть мозга, которая наслаждается выбросом дофамина от новых захватывающих сведений.
И все бы хорошо улеглось в голове, запомнилось надолго и служило добрую службу, если бы не эта информация, противоречащая привычным знаниям и опыту.
Преподаватель понимает, что именно сейчас слушатели находятся в состоянии диссонанса и им необходимо дать возможность немедленно прийти в состояние консонанса. Иначе большинство запишет его в мошенники и уйдет, хлопнув дверью, и лишь меньшинство, готовое к небольшому перевороту сознания, останется, чтобы разгадать загадку.
Приведу пример. В органическом земледелии не используются минеральные удобрения. Как только я объясняю, какой вред они наносят почве и ее микрофлоре, я тут же будто слышу хлопки дверей, хотя сижу в онлайн-кабинете. 99 % садоводов сегодня пользуются такими удобрениями и уверены, что это необходимо для гарантированного урожая.
Если идти простым путем и стараться привлечь внимание максимума слушателей к своей школе, стоило бы не размахивать красной тряпкой в такой ответственный момент.
Почему же мы рискуем?
Дело в том, что мы не рискуем вовсе. Мы осознанно ориентируемся на аудиторию, которая выбирает знания и не боится новой информации. Это те, кто готов к непривычным технологиям, которые не вредят природе, кто открыт миру, доверяет себе и учителю, а значит, сможет справиться с программой обучения и вырастить действительно органический урожай.
Почему это так важно?
Мы опросили наших учеников и выяснили, что большинство из них, покупая наш курс, не думали, что справятся с обучением. Им было удобно думать, что это лишь попытка и через месяц можно уйти, не изменив своей картины мира. Разумеется, приступая к учебе с такими мыслями, первое время живешь, опираясь только на внутреннего критика и предшествующий опыт.
Получая информацию, человек старательно вытаскивает из закромов памяти все, что можно противопоставить услышанному, и тратит на это 70 % энергии мозга. Обычно в голову приходят несистематизированные, обрывочные, не имеющие под собой доказательной базы сведения. И вот через короткое время — недели через три — он уже не может вспомнить, что узнал в школе, а что — где-то еще. Какое уж тут продуктивное обучение? Какая стройная система?
Если ты лет тридцать никому не доверял, как заставить себя доверять учителю, школе, новой информации? Как отключить внутреннего критика, который все время на страже? Это нелегко.
Получая информацию, человек старательно вытаскивает из закромов памяти все, что можно противопоставить услышанному, и тратит на это 70 % энергии мозга. Обычно в голову приходят несистематизированные, обрывочные, не имеющие под собой доказательной базы сведения. И вот через короткое время — недели через три — он уже не может вспомнить, что узнал в школе, а что — где-то еще. Какое уж тут продуктивное обучение? Какая стройная система?
Если ты лет тридцать никому не доверял, как заставить себя доверять учителю, школе, новой информации? Как отключить внутреннего критика, который все время на страже? Это нелегко.
Но мы придумали простой способ
Мы объясняем на первом уроке, как устроено мышление и какую задачу выполняет опыт. Какая от них польза и какой вред. После этого предлагаем поиграть в игру со своим критическим мышлением.
Мы обещаем вернуть все деньги через три недели обучения, если курс не покажется полезным и ценным. Наши ученики могут позволить себе в эти три недели испытать самое большое удовольствие в жизни — удовольствие от доверия.
Мы также объясняем, что в состоянии недоверия и страха человек тратит энергию не на понимание и запоминание, а на сопротивление. Если он доверяет окружающим, ему проще даже задавать вопросы, а ответы приносят больше результатов. Мозг ищет истину, а не ложь.
Нашим ученицам нравится такое предложение, и через год обучения они с улыбкой вспоминают, как планировали прийти только на месяц, чтобы убедиться, что здесь что-то не так, и как в результате получили прекрасные урожаи на своих участках и приобрели уверенность в себе.
Когда я осознала это, я пообещала свернуть деятельность своего внутреннего критика хотя бы на 90 %, ведь я тоже страдаю этой болезнью недоверия. И теперь продуктивность моего собственного обучения, где бы я ни занималась, выросла в разы.
Мы обещаем вернуть все деньги через три недели обучения, если курс не покажется полезным и ценным. Наши ученики могут позволить себе в эти три недели испытать самое большое удовольствие в жизни — удовольствие от доверия.
Мы также объясняем, что в состоянии недоверия и страха человек тратит энергию не на понимание и запоминание, а на сопротивление. Если он доверяет окружающим, ему проще даже задавать вопросы, а ответы приносят больше результатов. Мозг ищет истину, а не ложь.
Нашим ученицам нравится такое предложение, и через год обучения они с улыбкой вспоминают, как планировали прийти только на месяц, чтобы убедиться, что здесь что-то не так, и как в результате получили прекрасные урожаи на своих участках и приобрели уверенность в себе.
Когда я осознала это, я пообещала свернуть деятельность своего внутреннего критика хотя бы на 90 %, ведь я тоже страдаю этой болезнью недоверия. И теперь продуктивность моего собственного обучения, где бы я ни занималась, выросла в разы.
Фото: Iñigo De la Maza, Unsplash