От учебы к получению опыта: что такое ExperienceTech
Фокус на получение практических знаний на реальных кейсах стал настолько необходимым, что на рынке образования появляется новое направление — ExperienceTech. В основе его образовательного трека лежит реальный опыт работы в компании. Разберемся, чем ExpTech отличается от EdTech.
Кто нужен рынку?
В России дефицит IT-специалистов достигает 700 000 человек. В 2022 году в стране появилось 377 000 вакансий для IT-специалистов младшего (junior) и среднего (middle) уровней. Общее число соискателей — 214 000.
При этом только 23% работодателей требуют наличие высшего образования у кандидатов. 60% компаний акцентируют внимание на опыте и профессиональных навыках, не указывая требования к образованию, свидетельствуют данные hh.ru. Об этом говорит и другое исследование: только 27,9% работодателей учитывают специальность в дипломе при найме. Большинство (56,8%) руководствуются опытом работы кандидата, следует из данных Института технологий управления РТУ МИРЭА.
У работодателей растут требования: даже от джунов, специалистов начального уровня, ждут практического опыта. В рамках нашего исследования 45% нанимателей заявили, что новичкам часто не хватает опыта работы с реальными кейсами и проектами. Также у многих кандидатов отсутствует понимание принципов работы индустрии и нет развитых гибких навыков.
Рынок EdTech в России переходит в стадию зрелости. Выручка 100 крупнейших компаний в первом квартале 2023 года составила 26 млрд рублей, что на 23% выше показателей прошлого года, а по итогам первого полугодия — 50 млрд рублей (увеличение уже на 35% год к году), свидетельствуют данные Smart Ranking. В 2023 году ожидается рост всего рынка до 30% в годовом выражении.
На рынке востребованы специалисты, которые уже что-то умеют. Например, успели поработать в кросс-функциональных командах и что-то разработать, погрузиться в данные, пройти стажировку в компании. Только теоретические знания не подходят — нужен опыт взаимодействия с задачами бизнеса.
Опыт влияет и на зарплату. В среднем, по данным McKinsey, он увеличивает оплату труда на 46%. Аналитики подсчитали, что от страны к стране этот показатель выглядит по-разному: опыт работы влияет на 40% среднего заработка в США и на 43% в Германии и Великобритании. Согласно данным Работа.ру, 69% работодателей в России готовы повысить зарплату кандидатам с уникальными навыками, 56% — тем, кто идеально подходит для их компании, а 41% повысят оклад, чтобы «перекупить» кандидата у конкурента.
Как новичкам получить опыт?
Ситуацию способны изменить программы, направленные на получение практического опыта. Обучение IT-специальностям значительно трансформируется: на первый план выходят не просто знания, а реальный опыт работы. Это направление рынка и можно назвать ExperienceTech или ExpTech.
У классического обучения в EdTech и обновленного ExpTech есть несколько отличий:
Партнерство с компаниями ExpTech, прежде всего, ориентируется на отработку практических навыков с реальными бизнес-задачами. Здесь меньше примеров в вакууме, которые обычно используются на стажировках: образовательная платформа сотрудничает с компаниями, которые хотят отдать часть своих задач на аутсорс. Студенты сразу погружаются в рабочую атмосферу и постигают важные нюансы, которые на гипотетических примерах изучить не получится. Можно сказать, ExpTech — существенный апгрейд или эволюция EdTech-направления.
Больше практики В учебных программах EdTech актуальна формула занятий, где 20% времени занимает теория, а остальные 80% — практика. ExpTech, в свою очередь, меняет практику на реальную работу уже в первые месяцы обучения. И выпускник учебной программы по факту будет иметь полгода-год фактического опыта — это даст ему преимущество перед остальными новичками на собеседованиях.
Конкретные кейсы и задачи ExpTech позволяет студентам работать над проектами с реальными данными и бюджетами или близкими к ним, а не выдуманными таблицами с далекими от реальности цифрами. Обновленный формат обучения предполагает конкретно прописанные условия сотрудничества и даже KPI, а также команду сервиса или бренда, с которой нужно будет взаимодействовать.
Демократичный порог входа В вузах, где проводят качественные стажировки и даже хакатоны (например, в НИУ ВШЭ или МГУ им. М.В. Ломоносова), большой конкурс и дорогое обучение. Благодаря ExpTech-направлению студенты имеют больше шансов получить работу сразу после окончания учебной программы.
Зачем онлайн-платформам бизнес?
В текущих реалиях IT-рынка обучение должно быть максимально прикладным для тех, кто получает новую профессию. Пользователи стали внимательнее относиться к выбору курсов: теперь они легче отказываются от программ, которые не приносят им практической пользы и не способствуют достижению целей.
По данным проекта «Цифровые профессии», 20% выпускников сменили работу после курсов, 10% перешли в IT, а 5% нашли первую работу. Зарплата увеличилась у 60% участников: более половины повысили доход на 75%, а для 18% рост составил до 30%. Три программы, обеспечившие наибольший рост зарплат — «Профессиональный разработчик «1С», «Аналитик данных» и «Специалист по Data Science».
Чтобы обучение было прикладным и востребованным, образовательные платформы анализируют запросы бизнеса. Понимание способов их решения открывает для онлайн-школ новую нишу и позволит зарабатывать не только на обучении, но и на сотрудничестве с компаниями.
Одним из вызовов станет постоянный поиск и совершенствование эффективной модели, при которой бизнес получает рабочие решения своих задач и внедряет их, а студенты — релевантный опыт качественно нового уровня по сравнению с традиционной образовательной моделью.
В этом процессе необходимо активное участие бизнеса, причем шире, чем только предложение задач. Компании должны быть заинтересованы в передаче опыта студентам. Таким образом они смогут отдавать задачи на аутсорс, получать новые идеи, масштабироваться и при этом расширять кадровый резерв компании. Онлайн-школы в этой системе могут стать связующим звеном, соединяющим потребности студентов и бизнеса, которому компании будут делегировать свои бизнес-задачи, а обучающиеся под руководством экспертов будут работать над ними и собирать кейсы для будущего портфолио. Нарабатывая опыт в процессе обучения, будущие специалисты попробуют себя в реальных задачах, поработают в кросс-функциональных командах, научатся совершать ошибки и исправлять их, самостоятельно находить решение, повышая таким образом свои шансы на успешное трудоустройство.
В итоге симбиоз образовательных платформ с бизнесом в перспективе поможет индустрии получать кадры, более приспособленные к реальной рабочей среде, сократив дефицит кадров в IT.