ДОКТОР ДЭВИД КЛЭВА
генеральный директор Lemania Swiss Group of Schools (LSGS)
Доктор Дэвид Клэва – генеральный директор Lemania Swiss Group of Schools (LSGS), а также исполняющий обязанности декана бизнес-школы Лозанны, имеет докторскую степень в University of Fribourg, Швейцария.

Дэвид имеет обширный опыт преподавания и руководства начальными, средними школами, а также высшими учебными заведениями как по французским, так и по англоязычным программам. Он основал две международные школы в районе Лозанны и создал несколько инновационных образовательных программ. Дэвид уделяет особое внимание интеграции информационных технологий в стратегию преподавания и обучения.

В сферу его исследований входят такие вопросы, как творчество, межкультурное взаимодействие, перевод и лингвистика. В настоящее время он вместе с доктором Домиником Бурки из Лозаннского университета разрабатывает инновационную структуру предпринимательства для школьных организаций.

— В вашей книге «Edupreneurial Pivot» вы говорите о том, что школы индустриальной эпохи, к которым мы привыкли, не подходят современному миру. Что с ними не так?
— Привычная нам западная система среднего образования конца ХХ века (вероятно, в России похожая ситуация) исходила из целей, которые были закономерны для индустриальной эпохи[1]. В этой системе очень важная роль отводилась выполнению рутинных заданий: вы выполняли много однотипных упражнений, которые повторялись снова и снова. Это отличный, очень эффективный подход, если вы хотите подготовить фабричного рабочего, которому предстоит на протяжении всей жизни выполнять однообразные, рутинные задачи. Строгая дисциплина и безоговорочное следование правилам также имели большое значение, ведь на производстве все должно выполняться в соответствии с единым стандартом, а непунктуальность одного человека может нарушить работу всего конвейера. Индустриальная школа готовила детей к миру, где не было мультикультурности, общество было очень однородным. Как следствие, приоритет отдавался изучению родного языка, географии и истории той местности, где жил ученик. И это был правильный подход, который готовил детей к тому миру, в котором им предстояло жить. Индустриальная школа совершила огромный прорыв, она была невероятно эффективна, ведь в 1800-х в Европе грамотными были менее 5% населения.

Глядя на эти успехи, может показаться, что «индустриальная школа» – оптимальная, правильная система. Из-за этого ощущения мы сейчас и столкнулись с проблемой. Мир, в котором мы живем, изменился и продолжает меняться. Привычная нам система среднего образования на полной скорости движется в неправильном направлении. Она не «сломана»[2], она очень хорошо работает для того мира, которого больше нет. Это хуже, чем неработающая система, потому что в «сломанных» системах есть место для блестящей педагогики, положительного опыта и выдающихся новых идей[3]. Но когда образование идет не в том направлении, чем дальше, тем больше его разрыв с реальностью.

До пандемии все уже были хорошо знакомы с термином «VUCA». На любой конференции все повторяли этот модный акроним, он был везде. Но не в системе образования. Для школ VUCA казался отдаленной, неясной концепцией.
VUCA – акроним, описывающий изменчивый и сложный современный мир, где не может быть гарантированной стабильности (volatility – нестабильность, uncertainty – неопределённость, complexity – сложность, ambiguity – неоднозначность).

Для того, чтобы что-то изменилось в образовании, нужны были особенные обстоятельства – такие как пандемия. COVID стал первым ярким проявлением VUCA, пришедшим в школы, и система провалила это испытание, потому что оказалась абсолютно неспособна адаптироваться к новым условиям. Вдруг все поняли, что индустриальная школа не умеет меняться и адаптироваться. Она не подходит современному миру[4].

— Какой должна быть школа в мире VUCA? Чему она должна учить?
— Здесь нам стоит обратиться к другому термину, который широко известен уже более 10 лет – это «навыки XXI века». Есть базовый список навыков – 4К: креативность, коллаборация, критическое мышление и коммуникация. Безусловно, все эти навыки очень важны в мире будущего, но они достаточно абстрактны и, опираясь на этот список, сложно создать реально работающую систему обучения. Поэтому мы подходим к вопросу иначе. Мы проанализировали, какие навыки нужны, чтобы прокладывать свой путь в мире, как быть в нем успешным, как достигать целей. Кто те люди, которые лучше всех добиваются нужных результатов? Если задуматься, вы поймете, что люди, лучше всех адаптировавшиеся к миру VUCA – это предприниматели. Джефф Безос, Илон Маск, Стив Джобс – примеры успешных предпринимателей. Мы решили исследовать, какие навыки и качества свойственны людям с предпринимательским мышлением и как их можно развивать у детей. Мы составили собственный список ключевых навыков[5].

Один из них – любопытство, способность восхищаться, желание исследовать мир вокруг. Но если делать только это, вряд ли удастся довести задуманный проект до конца, поэтому другой важный навык – умение достигать результат в запланированные сроки. По сути, важно научить детей удерживать баланс между этими противодействующими силами.

— Как можно научить детей предпринимательскому мышлению?[6]
— Мы исходим из принципа, что предпринимательское мышление – для всех: не только детей, но также менеджмента и профессоров. Мы стараемся практиковать то, чему учим. Если я преподаватель и учу детей коллаборации, я должен спросить себя: «А выстраиваю ли я коллаборацию в общении с учениками?» Я должен вовлекать студентов в учебный процесс как своих партнеров, а не просто говорить им, что они должны сделать.

Думаю, в этом главное отличие Lemania – мы действуем и ведем себя так, как хотели бы, чтобы действовали и вели себя наши ученики.

Мы опираемся на собственный пример, а не пользуемся правом взрослого диктовать детям, что они должны делать. Когда вы учите кого-то навыкам, вы должны доказать, что сами ими обладаете. Представьте себе учителя русского языка, который не знает русский – это же невозможно! Но по какой-то невообразимой причине в случае обучения гибким навыкам, навыкам XXI века, ученикам зачастую рассказывают о различных приемах, но сами учителя не развивают в себе эти навыки. Мы должны иметь собственный опыт саморазвития, чтобы опираться на него в поиске способов научить детей. Мне кажется, гибкие навыки – это то, чем учитель должен обладать сам, чтобы делиться ими с учениками.

— Lemania School опирается на «предпринимательскую педагогику». Что это такое?
— Представьте себе учителя. Если его спросить: «Почему вы преподаете сегодня именно эту тему?», в подавляющем большинстве случаев вы услышите ответ, что эта тема стоит в учебном плане. Вы же знаете, что школы – лучшие планировщики в мире! Они планируют расписание, программу, учебный материал, тесты и контрольные работы, - всё на свете.

Но в мире за пределами класса, если мы будем руководствоваться планом в любых ситуациях, мы скорее всего сильно собьемся с пути. Предприниматели постоянно корректируют свои планы, исходя из ситуации. Они опираются не на план, а на видение. В предпринимательской педагогике видение – это понимание того, почему ты здесь. Что ожидается от тебя? Что ты ожидаешь от своих учеников? Только ответив на эти вопросы, учитель может понять, к какому именно результату он хочет прийти. Если учитель входит в класс с этим видением вместо стандартной учебной программы, вероятность успеха многократно возрастает. Профессора заканчивают магистратуру в Принстоне не для того, чтобы страдать из-за отсутствия дисциплины в классе, нравиться родителям или наслаждаться длинным летним отпуском. Они пришли в преподавание потому, что видели в этом свое призвание, у них было видение своей миссии. Первое, что мы должны перенять из предпринимательства – это восстановить эту связь с видением глобальной миссии.

Второе важное правило из предпринимательства: для людей возможность решить свои проблемы важнее, чем возможность получить выгоду. Продукт должен избавлять вас от «болевых точек». Например, кофемашина Nespresso стала популярна не потому, что ее рекламирует Джордж Клуни, а потому, что этот продукт решает проблему потребителя – готовить кофе достаточно сложно: вы пачкаете кухню, много кофе пропадает зря, вы никогда не знаете правильное ли количество кофе вы положили, а капсулы избавляют от этих сложностей. Когда вы создаете новый продукт, вы должны ответить для себя на вопрос: какую проблему вы хотите решить своим продуктом? Применительно к педагогике, есть специфические подходы к созданию упражнений, которые избавляют от «болевых точек».

Когда у вас есть видение и понимание проблемы, которую вы решаете, нужно выбрать методы. И здесь на помощь приходит третий принцип из бизнеса – «Fail fast». Строя стартап, важно иметь возможность быстро проверить свою гипотезу и, если она не работает, отказаться от нее. Обычно это не то, что делают учителя. Если что-то не работает, они повторяют одно и то же снова и снова, а потом еще раз. Вы должны экспериментировать, пробовать разные методы с учениками, искать способы добиться нужного результата. Важная вещь, которая свойственна предпринимательству – это понимание необходимости ошибок, потому что именно они (а не успехи) помогают вам учиться. Зачастую вы не знаете, почему преуспели в чем-то. Но вы всегда знаете, почему потерпели неудачу. Итак, в предпринимательской педагогике важно пробовать разные методы, экспериментировать, не зацикливаться, и, если что-то не работает, не повторять это, а искать другие способы достижения цели.

Чего мы можем достичь при помощи предпринимательской педагогики? Главное – это дифференциация. Сегодня нельзя учить всех детей одного возраста одинаково, ведь все они разные: из разных культур, разных семей, мальчики и девочки – и это только самые простые, очевидные различия. Правило «one size fits all» (один размер на всех) не работает, потому что в этом случае кто-то неизбежно остается на обочине. Предпринимательская педагогика заставляет искать решения, она воспитывает творческий подход, привычку проводить эксперименты, заставляет постоянно задумываться о цели и отвечать себе на вопрос «Зачем я это делаю?», она приучает не бояться ошибок, а извлекать из них пользу. И еще, одна из главных вещей, – она воспитывает в детях потребность учиться всю жизнь. Если у вас предпринимательское мышление, вы сами строите свою жизнь. У вас не возникает чувства, что ваша судьба предопределена и что от вас ничего не зависит.

— Какие другие особенности, помимо предпринимательского подхода, есть у школы Lemania?
— Во-первых, мы находимся в центре города, а не в горах, как многие другие школы. Лозанна восхитительна. Это абсолютно безопасное место с прекрасной экологией. Благодаря тому, что мы не отрезаны от окружающего мира, опыт детей не ограничивается пребыванием на кампусе – у них есть возможность испытать настоящую предуниверситетскую жизнь. Они оказываются в безопасной среде, где мы можем постепенно подготовить их к будущей свободе и самостоятельности.

Во-вторых, мы плотно сотрудничаем с местными университетами. Например, наши студенты регулярно посещают лабораторию Университета Лозанны, которая, безусловно, превосходит по оборудованности и размеру любую школьную лабораторию. Уроки менеджмента проходят в бизнес-школах, наши ученики взаимодействуют с профессорами и студентами бакалавриата, участвуют в клубах и интегрируются в новую среду.

У наших учеников есть широкий выбор дисциплин для изучения, но мы также разработали индивидуальные траектории для поступления в швейцарские вузы – ведь у каждого университета своя специфика и предпочтения.

Важной особенностью Lemania является то, что каждый ученик получает постоянную поддержку от всей команды – менеджмента, профессоров. Как генеральный директор Lemania, я провожу выпускную церемонию, и каждый год находится ученик, который подходит к директору школы или профессорам и говорит: «Вы спасли мою жизнь», – подразумевая, что, придя к нам с множеством академических сложностей или личных проблем, с нашей поддержкой он смог преодолеть эти трудности, стал хозяином собственной жизни и своего будущего. Поддержка учеников для нас не просто слова. Это наше видение, главная миссия образования.

МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА
ОБРАЗОВАНИЕ
В ШВЕЙЦАРИИ
специальный проект Forbes Education
12+
Контакты
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
IED (ISTITUTO EUROPEO DI DESIGN)
Istituto Europeo di Design — это международная сеть учебных заведений, имеющая 7 филиалов в Италии.

Сфера обучения и исследований IED лежит в областях дизайна, моды, визуальных искусств, коммуникациях и управлении креативными индустриями. Подход к образованию Learning by doing дает возможность попасть в ведущие дизайнерские студии и на промышленные предприятия.

Специальный департамент института IED Business Hub славится высоким уровнем трудоустройства студентов, благодаря тесному сотрудничеству с Milan Salone del Mobile и Milan Fashion Week.

Преподаватели Института — успешные профессионалы из различных областей дизайна, архитектуры, моды, графических искусств. А выпускники IED известны во всем мире: Pierpaolo Piccioli — креативный директор Valentino, Maria Grazia Chiuri — креативный директор DIOR.
CAMBRIDGE SCHOOL OF VISUAL & PERFORMING ARTS (CSVPA)
CSVPA является лидером по подготовке студентов на программах в области моды и дизайна, а также музыкантов, вокалистов, актеров театра и кино.

Программы высшего образования аккредитованы Falmouth University, который занимает первое место как лучший университет творческих искусств в Великобритании. Также часть программ проводятся при сотрудничестве с University of the Arts London.

CSVPA по праву гордится тем, что после окончания обучения их выпускники работают во всемирно известных домах мод и создают свои торговые марки.

Все занятия ведутся всемирно известными дизайнерами, художниками, музыкантами и актерами, что даёт студентам уникальную возможность прикоснуться к их опыту, знанию и талантам. Для студентов любого уровня школа предоставляет гарантированное участие в Graduate Fashion Week в Лондоне.
NORWICH UNIVERSITY OF THE ARTS
Norwich University of the Arts — один из лучших британских университетов, специализирующийся на искусстве, дизайне и медиа.

Весь преподавательский состав NUA — это известные художники, дизайнеры и исследователи, которые делятся своими знаниями и опытом работы как над коммерческими, так и творческими проектами. У студентов есть возможность посещать семинары и специально приглашенных лекторов — всемирно известных фотографов, голливудских режиссеров, креативных директоров агентств и дизайнеров.

Выпускники NUA работают в художественных организациях, музеях, галереях, известных дизайнерских домах, рекламных агентствах, студиях разработки компьютерных игр, кино- и медиакомпаниях по всему миру. Среди них — номинанты на «Оскар», победители BAFTA и признанные профессионалы в различных креативных сферах.
KWANTLEN POLYTECHNIC UNIVERSITY (KPU)
KPU является единственным Политехническим Университетом на территории западной Канады и насчитывает более 25,000 студентов.

Университет состоит из 5 кампусов, расположенных по всему Ванкуверу. Иностранным студентам здесь предлагается более 140 учебных программ, начиная от курсов английского языка и заканчивая постдипломным образованием и курсам повышения квалификации.

Нельзя не отметить, Wilson School of Design, которая является лучшей школой дизайна по версии журнала Business of Fashion.

Отличительной особенностью университета является практико-ориентированное обучение. Также университет предоставляет студентам возможность пройти оплачиваемые стажировки, а уровень трудоустройства выпускников по специальности составляет 90% в течение 6 месяцев после окончания программы.
JEFFERSON UNIVERSITY
Jefferson University — университет, расположенный в Филадельфии (штат Пенсильвания). Вуз ориентирован на предоставление студентам профессионального образования в области текстиля, дизайна, архитектуры, бизнеса, моды, инженерии, медицины и здравоохранения. Всего на выбор предлагается более 160 различных программ бакалавриата и магистратуры.

Благодаря обширным отраслевым партнерствам и связям Jefferson, студенты имеют возможность пройти стажировки и получить профессиональный опыт во время обучения.

Программа текстильного дизайна в Jefferson — это сочетание искусства, эстетики и технических возможностей. Практические занятия проходят в общей студии с широким выбором оборудования и материалов, что создает творческую атмосферу и помогает студентам обмениваться идеями.
UNIVERSITY OF WESTMINSTER
University of Westminster состоит из 4 кампусов, расположенных в Лондоне. В кампусе Harrow находятся школа искусств и школа средств массовой информации и коммуникаций, студенты которых получают доступ к лучшим в Европе образовательным музыкальным, телевизионным, киностудиям и компьютерным технологиям.

Отделение моды университета входит в десятку лучших школ моды в мире по версии журнала Fashionista (2018). Университет гордится тем, что практически 100% выпускников трудоустраиваются в течение 6 месяцев. Также вуз занимает 17-е место по медиа и кинематографии и 15-е место по кинопроизводству и фотографии (Guardian University Guide 2019).

Среди известных выпускников можно выделить дизайнера Вивьен Вествуд, а также Роджера Уотерса и Сида Баррета, создателей музыкальной рок-группы Pink Floyd.
ISTITUTO MARANGONI
Istituto Marangoni основан в Милане в 1935 году и уже многие годы является признанным лидером в сфере высшего образования творческим специальностям: мода, дизайн и искусство.

Именно Istituto Marangoni стоял у истоков сегмента прет-а-порте. Уже более восьми десятилетий вуз является активным участником мира итальянской мода, находит молодые таланты, дает им блестящее образование и наблюдает, как они добиваются огромного успеха.

Среди известных выпускников можно выделить дизайнеров Доменико Дольче, сооснователя бренда Dolce & Gabbana, а также Франко Москино, создателя бренда Moschino.

Istituto Marangoni расширил свою сеть, открыв новые школы во Флоренции, Париже, Лондоне, Мумбаи, Шанхае, Шэньчжэне и Майами, сумев сохранить верность своей самобытности, подходам и методам обучения.

Ежегодно вуз принимает более 4000 студентов из более чем 100 разных стран.
EDUCATION USA RUSSIA
EducationUSA Russia — официальный источник информации о высшем образовании в США.

Мы помогаем школьникам, студентам, родителям, профессионалам детально разобраться в особенностях системы высшего образования США и выработать успешную стратегию поступления в американский колледж или университет.
SAVANNAH COLLEGE OF ART AND DESIGN (SCAD)
Savannah College of Art and Design (SCAD) имеет два кампуса в США (Атланта и Саванна) и кампус во Франции (Лакост).

На выбор студентам предлагается свыше 100 программ, в том числе архитектура, анимация, мода, кино, графический дизайн и многие другие. Независимо от выбранной специальности, студенты имеют возможность пользоваться современным оборудованием, учиться у лидеров отрасли.

После окончания обучения 99% выпускников устраиваются на работу в течение первых десяти месяцев после окончания вуза и впоследствии работают на руководящих должностях в таких компаниях, как Apple, Facebook, DreamWorks, CNN, Johnson & Johnson, Disney, Pixar, Samsung и многих других.

SCAD ценит инновации и предоставляет студентам отличные ресурсы и технологии, а также непосредственный опыт работы в творческой индустрии.
UNIVERSITY OF ILLINOIS AT CHICAGO (UIC)
University of Illinois at Chicago (UIC) признан одним из ведущих исследовательских университетов США и входит в топ-15 лучших государственных вузов согласно рейтингу QS World University Rankings 2021 года.

UIC – одно из лучших мест для изучения архитектуры и дизайна, а инновационная учебная программа, превосходный преподавательский состав, а также выгодное расположение университета позволяют студентам проходить практику во время обучения, ведь в Чикаго расположены более 30 корпораций из Fortune 500.

Многие студенты UIC получают национальное и международное признание, включая премии Фулбрайта и Трумэна, а также награду Гейтса Кембриджа. Более 300 ведущих компаний, таких как Deloitte, Google и PricewaterhouseCoopers (PwC), осуществляют набор сотрудников среди выпускников университета.