— В вашей книге «Edupreneurial Pivot» вы говорите о том, что школы индустриальной эпохи, к которым мы привыкли, не подходят современному миру. Что с ними не так?
— Привычная нам западная система среднего образования конца ХХ века (вероятно, в России похожая ситуация) исходила из целей, которые были закономерны для индустриальной эпохи
[1]. В этой системе очень важная роль отводилась выполнению рутинных заданий: вы выполняли много однотипных упражнений, которые повторялись снова и снова. Это отличный, очень эффективный подход, если вы хотите подготовить фабричного рабочего, которому предстоит на протяжении всей жизни выполнять однообразные, рутинные задачи. Строгая дисциплина и безоговорочное следование правилам также имели большое значение, ведь на производстве все должно выполняться в соответствии с единым стандартом, а непунктуальность одного человека может нарушить работу всего конвейера. Индустриальная школа готовила детей к миру, где не было мультикультурности, общество было очень однородным. Как следствие, приоритет отдавался изучению родного языка, географии и истории той местности, где жил ученик. И это был правильный подход, который готовил детей к тому миру, в котором им предстояло жить. Индустриальная школа совершила огромный прорыв, она была невероятно эффективна, ведь в 1800-х в Европе грамотными были менее 5% населения.
Глядя на эти успехи, может показаться, что «индустриальная школа» – оптимальная, правильная система. Из-за этого ощущения мы сейчас и столкнулись с проблемой. Мир, в котором мы живем, изменился и продолжает меняться. Привычная нам система среднего образования на полной скорости движется в неправильном направлении. Она не «сломана»
[2], она очень хорошо работает для того мира, которого больше нет. Это хуже, чем неработающая система, потому что в «сломанных» системах есть место для блестящей педагогики, положительного опыта и выдающихся новых идей
[3]. Но когда образование идет не в том направлении, чем дальше, тем больше его разрыв с реальностью.
До пандемии все уже были хорошо знакомы с термином «VUCA». На любой конференции все повторяли этот модный акроним, он был везде. Но не в системе образования. Для школ VUCA казался отдаленной, неясной концепцией.