Нужно ли российскому предпринимателю получать дополнительное образование?

Личный опыт

АВТОР:
Александр Колосов,
Forbes Education Contributor
студент магистратуры University of Cambridge, выпускник РГГУ, РАНХиГС, МШУ Сколково, предприниматель (ночные клубы Лондон и Табу, бар Ферма дэнс, проект Лувр, сеть фастфуда Mr. Pit, сервис ментального здоровья HealthyLab, транспортная компания ОТК)
Предыстория

В 2007 году я учился в Российском государственном гуманитарном университете и всерьез думал о корпоративной карьере: собирался уехать на стажировку в Испанию и дальше работать там. Но, видимо, желание быть свободным (о, как я ошибался) и независимым взяло верх, и я выбрал путь предпринимателя. На тот момент мне был 21 год, я достиг значительных успехов в карьере DJ (тогда их было не так много, как сейчас). Совместно с партнером мы основали промогруппу и занимались раскруткой ночных клубов (довольно известных).

Далее, в 2007 году мы с моим текущим партнером и другом, а также его братом открыли ночной клуб и мысли о стажировке и учебе мне пришлось отложить на какое-то время.

С тех пор я предприниматель, у меня было много различных бизнесов: успешных, неуспешных, долгоиграющих и не очень, - но все это время я не переставал учиться. К 2020 году мной был пройден довольно длинный «образовательный» путь: первое высшее образование и незаконченная аспирантура в РГГУ, сданные кандидатские минимумы, магистратура и MBA в РАНХиГС, StartUp академия МШУ Сколково, MBA в МШУ Сколково и магистратура в University of Cambridge (идёт последний год обучения).

Мне встречаются два типа людей: одни реагируют на этот список словом "Вау!", другие задаются вопросом "А зачем? И также все нормально." И тем, и другим мне захотелось рассказать об образовании для предпринимателей на примере моего опыта, в том числе текущего обучения в Кембридже.
Финансовый аспект

Часто меня спрашивают о том, как быстро образование окупается. Если мы посмотрим на различные статьи про MBA, то увидим, как увеличивается зарплата выпускников топовых зарубежных школы после окончания программы. Применимо ли это для предпринимателя? Нет. Предприниматель не может рассчитывать на повышение зарплаты, если он, конечно, не занимается «осваиванием» денег инвестора. Поэтому просчитать, окупится ли ваше образование или нет, не представляется возможным. При этом имейте в виду, что не всё в этой жизни можно просчитать заранее (привет, финансисты!). Например:

  • вы никогда не узнаете, какие из полученных знаний сможете применить на практике и как они изменят ваш бизнес или повлияют на ключевое решение;
  • общаясь с опытными и мотивированными людьми (преподавателями и сокурсниками), вы заряжаетесь энергией, знаниями и опытом;
  • наконец, вы никогда не сможете предугадать, кто из ваших одногруппников сможет быть полезен, а кому пользу принесёте вы.
Поэтому, отвечая на вопрос о финансовой выгоде, я не стану рекомендовать предпринимателям заниматься финансовыми расчетами при принятии решения о получении MBA или любого другого дополнительного образования.
Знания и их применение на практике

При поступлении в University of Cambridge на магистерскую программу по предпринимательству, обладая 12-летним опытом в бизнесе, сомневался ли я в том, что всё уже знаю и думал ли, что это пустая трата времени и денег? Да. Был ли я прав? Нет.

Количество новых инструментов, помогающих ведению, анализу и развитию бизнеса, которое я получил в Кембридже, очень велико. Конечно, не все из них можно применить на практике в российских реалиях, но большинство - можно; более того, они дают возможность развивать и выстраивать бизнес, который возможно масштабировать за пределы ОДКБ (прим.ред. Организации Договора о коллективной безопасности).

Интересно, что помимо новых книг и учебников нам давали материалы, датированные 1950-60-70-80 годами. В то время о рыночной экономике в России можно было говорить либо плохо, либо никак. А про предпринимательство забыли еще с 1917 года (НЭП не берём в расчёт). Говоря иными словами, таких обучающим материалов в России просто нет. Их не выпускали, т.к. институт предпринимательства в нашей стране еще очень молодой. Можно, наверное, поискать данные книги, статьи и кейсы на просторах интернета, в специальных базах, но не забывайте, что данные материалы были отобраны из тысячи кейсов и учебников профессорами, практикующими предпринимателями и студентами одного из лучших университетов мира. После их прочтения вы будете смотреть на мир предпринимательства гораздо шире, чем смотрели на него раньше.

Что касается программы, то на меня наибольшее впечатление произвел курс, название которого в переводе на русский язык звучит как "Предпринимательское мышление". На этом курсе мы проходили проблемы, знакомых большинству всех предпринимателей, независимо от географической точки локации бизнеса. У нас в группе около 60 предпринимателей из более чем 30 стран мира, и каждый из них сталкивался практически со всеми проблемами, которые мы рассматривали и обсуждали в рамках данного курса. Самая распространенная проблема, про которую написано много трудов – это неопределенность. Практически каждый день предприниматель встречается с неопределенностью. Она, в свою очередь, влечет за собой триаду негативных последствий, которые могут сильно повлиять на ментальное и физическое здоровье предпринимателя: тревожные расстройство, зависимости и депрессия. Конечно, последствий может быть гораздо больше, но это основные.

Думаю, в нашей стране, неопределенность можно умножать на два, т.к. каждый предприниматель в России понимает, что сегодня он успешный человек, а завтра борется за выживание и продает машину, чтобы закрыть долги компании. Наш профессор по данному предмету (которому было около 70 лет), опытный предприниматель, дал нам инструменты, которые позволяют работать с тревогой и стрессом, вызванными неопределённостью. Объяснил природу этого чувства и посоветовал, что делать предпринимателю, когда ему кажется, что всё потеряно, а бизнес стоит на грани пропасти. К сожалению, в российских бизнес-школах таких лекций и техник у меня не было: чаще всего мы просто разбирали кейсы и занимались их групповым обсуждением, что, на мой взгляд, тоже полезно.

Образовательный процесс

Образовательный процесс в University of Cambridge для российских и зарубежных студентов во многом отличается от их предыдущего опыта - не у всех получается перестроиться на рельсы английской образовательной системы, вследствие чего многие получают оценку "фэйл" (неуд.) и попадают в список на отчисление. Тут вы будете очень много читать, анализировать, писать и высказывать свое личное мнение, а главное - использовать критическое мышление во всех ваших работах и ответах.

От вас не ждут посещения всех лекций, семинаров и выполнения всех работ. За этим просто не следят, т.к. выполнять их - в ваших же интересах. При этом экзамен будете сдавать, как и все, и если не сдадите, то это тоже ваши проблемы – пересдача возможна только в крайнем случае (чаще всего, по болезни). Здесь инициатором общения является студент (для бывших выпускников российских вузов очень непривычно отсутствие внимания со стороны деканата и преподавателей).

Все работы оцениваются анонимно двумя преподавателями. По окончании каждого модуля вы получаете фидбэк (прим.ред. обратную связь) о вашей работе от преподавателя. А каждый семестр вас оценивает комиссия: в расчет берётся активность на модулях, дополнительные работы, оценки за экзамены и прочее. За свои первые работы я получил достаточно низкий, но проходной балл (очень переживал по этому поводу). Как итог, в конце первого семестра фидбэк по моей успеваемости был примерно такой: "Не уверены в способности данного студента окончить магистерскую программу успешно". Сказать, что я был расстроен – значит не сказать ничего. Но я сделал выводы, перечитал свои работы, поменял подход к их написанию и оформлению, стал более дерзким в высказываниях и использовал собственное мнение, а не выдержки из книг. Подвергал критике слова и идеи лектора, и, как итог, во втором семестре я получил очень высокие баллы: выше 72 (74 - красный диплом). Как мне потом объяснил Брюс, мой преподаватель по английскому языку, который в прошлом очень долго преподавал в МГУ им.М.В. Ломоносова, задача первого семестра в университетах Оксбриджа (Оксфорд и Кембридж) - сделать так, чтобы студент мог показать свой лучших результат не в начале, а в конце обучения. На своем опыте могу сказать, что у них это получилось.

Мой совет тем, кто решит получать образование за рубежом: обязательно пообщайтесь с выпускниками данных вузов, найти их можно в социальных сетях или запросить контакты в самом университете. Узнайте все про методы оценки студентов, про экзамены, про образовательный процесс и решите, подходит ли данный образовательный процесс вам и готовы ли вы к такому вызову на данном этапе своей жизни.
Нетворкинг

Нетворкинг (сеть контактов), на мой взгляд, является одним из важнейших критериев, который предприниматель должен рассматривать, выбирая университет или бизнес-школу для дополнительного образования. Например, делая выбор для себя и изучая рынок магистерских программ, сначала я был сосредоточен на американских программах Stanford, MIT и Harvard. Но более внимательно изучив рынок, конкурентные особенности каждого из университетов, условия поступления, расходы на проживание, я исключил для себя США. Если вы не собираетесь туда переезжать, то, мне кажется, получать образование в Штатах смысла нет. В итоге я выбрал для себя несколько топовых школ в Европе и Англии, потом стал готовиться к поступлению в них. Подготовка и совмещение предпринимательской деятельности – другая история, но все же поделюсь, что самыми сложными для поступления мне показались Оксфордский и Кембриджский университеты, далее идут London Business School, IESE, INSEAD, HEC.

Общение сокурсников немного отличается от общения в российских вузах и бизнес-школах. Тут, с одной стороны, студент более закрыт: он не будет отправлять никакие шутки на грани фола в общую группу, поздравлять с днем рождения всей группой вас тоже не будут. Но вашим бизнес-успехами будут радоваться так, как будто бы это их успех. Если у вас возник какой-то вопрос, то вы без стеснения сможете обратиться к любому одногруппнику, будь он из Кейптауна, Лондона или Лос-Анджелеса, и он обязательно попробует помочь. То же самое касается и сети выпускников: они всегда очень открыты и готовы оказать помощь и поддержку.

В начале пандемии у меня возник вопрос, который касался английского права. На мою просьбу о помощи откликнулась выпускница одной из программ университета, юрист одной крупной международной компании, и дала очень развернутую консультацию, даже порекомендовала необходимые правки, которые я бы мог использовать в договоре.

Проще говоря, если вы открыты к общению и готовы помогать, активно принимать участие в жизни группы и университета, не боитесь нового, то нетворкинг из 60 предпринимателей из 30 разных стран (и это я говорю только про группу, а не всё сообщество университета) будет вам очень полезен.


На данный момент я успешно закончил первый год обучения на магистратуре University of Cambridge, со средним баллом 66 и начал второй год. Сейчас мы готовимся к написанию диссертации по предпринимательству. Мне предстоит очень большая и трудная академическая и практическая работа. Если бы год назад я знал про объём обучения, пандемию и все те трудности, с которыми предстоит столкнуться, может быть, и подумал бы о том, чтобы начать свое обучение позже (откровенно признаюсь, что это был действительно тяжелый год).

Мой совет всем тем, кто рассматривает обучение за рубежом в топовых бизнес-школах: взвесьте свои силы и четко определитесь, что вы хотите получить от программы. Если вы хотите просто перезагрузиться, то для этого существует много программ, которые не будут требовать от вас серьезной вовлеченности, а если же есть желание действительно изменить свое мировоззрение, то готовьтесь к трудному, но удивительному периоду.




11 декабря / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ