Образование современных менеджеров

Результаты совместного исследования Forbes Education и Академии бизнеса EY (Ernst&Young)

АВТОР:
Редакция
Современному управленцу весьма тяжело оставаться конкурентоспособным на рынке, особенно, если его профиль не узкоспециализированный. Необходимо постоянно находиться в рабочем тонусе, повышать квалификацию и расширять профессиональные горизонты. Самым очевидным способом для развития кажется образование.

Образование все больше приобретает индивидуальный характер, все более популярными становятся индивидуальные образовательные траектории как при обучении в вузе, так и при получении дополнительного образования. Стремительно развивающийся мир технологий требует от нас постоянного обновления наших знаний и навыков (hard и soft skills). Следуют ли современные менеджеры тенденции lifelong learning (обучения в течение всей жизни)?

Forbes Education и Академия бизнеса EY (Ernst&Young) в рамках совместного исследования решили выяснить, какой образовательный опыт имеют современные российские менеджеры, в чем состоят их интересы и каково отношение к обучению.

Знакомим вас с результатами опроса.
Общие данные

Опрос проводился онлайн (анонимно), в нем приняли участие 252 пользователя (аудитория Forbes Russia, Forbes Education и Академия бизнеса EY).

Среди опрошенных:
Менеджеры среднего звена – 34%
Менеджеры высшего звена – 28%
Собственники бизнеса – 21%
Линейный менеджмент – 17%

В опросе преимущественно участвовали представители следующих направлений:
Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия – 11%
Продажи – 10%
Информационные технологии, интернет, телеком – 8%
Производство – 8%
Консультирование – 7%
Банки, инвестиции, лизинг – 7%
Маркетинг, реклама, PR – 6%
Другое – 43%

Больше половины участников опроса* - 61% - имеют высшее образование на уровне магистратуры/специалитета, 14% - бакалавра, 33% получали второе или третье высшее образование, а 8% обладают кандидатской или докторской степенью.

Опыт обучения за рубежом получили всего 19% респондентов, среди названных стран обучения лидерами стали: Германия, Великобритания, Австрия, Франция, Швейцария. При этом рассматривают возможность обучения за рубежом больше половины опрошенных - 61%.

Бизнес-образование

Что касается программ бизнес-образования, то одинаковый процент (14%) опрошенных получили опыт обучения на различных вариациях MBA-программ (part time /мини / онлайн) и на краткосрочных программах Executive Education, на программах full-time MBA обучались 8%, а на EMBA - 3%.

Из 8% процентов респондентов, обучавшихся на программе full-time МВА, половина (50%) уверена, что программы бизнес-образования помогли им в продвижении по карьерной лестнице (оценка 5 из 5**), остальные положительно оценили влияние полученного образования на карьеру (оценки 3-4 из 5), более того, все они высоко оценили влияние бизнес-образования на их профессиональный уровень (поставили оценки 3-5).

При этом почти 90% респондентов с опытом обучения на вариациях MBA-программ (part time /мини / онлайн) более скептически оценивают влияние полученного образования на продвижение по карьерной лестнице: лишь 11% отметили существенное влияние полученного диплома на карьеру (оценки 5 из 5), 50% оценили положительно (оценки 3-4 из 5), а 39% не почувствовали влияния (оценки 1-2 из 5). Однако большинство (87%) из них полагают, что после прохождения программ их профессиональный уровень повысился (поставили оценки 3-5). Похожая картина сложилась с выпускниками программ Executive MBA и краткосрочных программ Executive Education.

Примечательно, что большинство опрошенных положительно оценили влияние бизнес-образования на их профессиональный уровень. Так, 59% выпускников full-time MBA, 50% EMBA, 44% краткосрочных программ Executive Education и 33% альтернативных форм MBA поставили максимально высокую оценку (оценка 5 из 5) по данному пункту.

Отношение к образованию

Абсолютное большинство опрошенных (92%) считают образование хорошей инвестицией, но при этом только 67% планируют получать дополнительное образование в ближайшие 5 лет.

Среди всех опрошенных на вопрос «Какие из перечисленных программ вы хотели бы пройти в будущем?» ответы* распределились следующим образом:

Получить MBA – 32%
Пройти краткосрочную программу Executive Education – 26%
Получить EMBA – 17%
Получить [еще одно] высшее образование – 16%
Получить ученую степень – 13%

Коучинг и менторство

42% ответили, что не обращались за помощью к ментору для саморазвития и совершенствования, остальные разделились на две части: одни уже обращались (27%), вторые – не обращались, но хотели бы (28%). Что касается, индивидуального коучинга для определения карьерных приоритетов и решения управленческих задач, то здесь картина похожая: 47% - не пользовались подобными услугами, 20% - пользовались, а 31% - не пользовались, но хотели бы.

Итог

Результаты опроса показали, что большинство современных менеджеров достаточно много внимания уделяют дополнительному образованию. Наиболее популярны различные варианты MBA-программ.

Однако удовлетворенность результатами в карьерной сфере сильно зависит от формата пройденной программы, при этом профессиональный уровень растет вне зависимости от формата.

Тем не менее, большинство респондентов собираются продолжать обучение, в том числе и за рубежом, а также задумываются над тем, чтобы обратиться к ментору или за услугой индивидуального карьерного коучинга.

* была возможность выбрать несколько вариантов ответов
** ответы принимались с выставлением оценок от 1 до 5, где 1 – неудовлетворительно, 5 – отлично


04 декабря / 2020

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ