Что влияет на выбор абитуриентов: результаты исследования

автор Forbes Russia Education
Российский Союз ректоров и рейтинговое агентство RAEX провели опрос «Поступление в вуз: что влияет на выбор абитуриента»*. Респондентам предлагалось ответить на вопросы о том, что повлияло на выбор ими конкретного учебного заведения: какие факторы являлись наиболее важными при принятии решения, какие источники информации использовались и какие рейтинги университетов принимались во внимание.
    Какие факторы являются наиболее важными при выборе вуза?
    Главным фактором при выборе вуза стала возможность поступить в университет на бюджетной основе – 83,4% опрошенных отметили этот пункт как важный или очень важный. Возможностями бесплатного обучения особенно интересуется молодежь из регионов: об этом заявили 88,5% респондентов за пределами двух российских столиц. Для москвичей поступление на бюджет менее критично: оно влияет на выбор 73,4% опрошенных. Ключевым аспектом для жителей Москвы является престиж выбранного направления подготовки или специальности: он принципиален для восьми из десяти респондентов (80,1%). А петербуржцы на первое место поставили качество фундаментального образования – оно влияет на выбор 82,5% участников опроса.

    Среди преимуществ, отмечаемых респондентами, лидируют варианты ответов, связанные с обучением, а не с научной деятельностью. В целом по России качество фундаментального образования в вузе важно почти для 80% респондентов, высокий уровень подготовки по прикладным направлениям – для 73,1%, многопрофильность вуза, дающая возможность гармоничного развития, – для 71,9%. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса имеет принципиальное значение для 69,8% опрошенных, тогда как развитая научная инфраструктура не входит в топ-10 преимуществ (важна только для каждого второго участника исследования).
      Состав топ-10 факторов, влияющих на выбор абитуриентов, совпал по выборкам респондентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России. Помимо уже озвученных аспектов, к важнейшим преимуществам молодежь относит бренд вуза (73,1%), возможность установить деловые связи в нужных кругах (70,7%), налаженные связи с работодателями (70,1%), а также высокую репутацию преподавателей и ученых вуза (67,7%).
        Какие источники информации оказывают сильное влияние на абитуриентов?
        Наибольшее количество высоких оценок получил вариант «официальный сайт вуза» – он важен для 66,2% участников опроса. В Москве ситуация иная: жители столицы в большей мере полагаются на знакомство с вузом при личном визите – этот пункт отметили две трети респондентов (65,3%), при том, что веб-сайты вузов являются ориентиром для 60,3% москвичей. Высокая востребованность сайтов связана с оценкой перспектив поступления – исходя из публикуемых рейтингов абитуриентов можно прикинуть свои шансы попасть в интересующий вуз. Если набранных баллов явно не хватает, то можно обратить внимание на иные учебные заведения с меньшим конкурсом.

        Второй по популярности источник, важность которого отметили 61,8% респондентов, –данные о результатах ЕГЭ: проходной конкурсный балл, зафиксированный в прошлые годы, помогает оценить перспективы поступления на выбранную специальность. Разобраться в этом, в частности, помогают интернет-сервисы, позволяющие сравнивать условия для поступления в различные вузы. Такие сайты-навигаторы важны для 57,2% от общего количества опрошенных, а среди абитуриентов из регионов – для 60,8%.

        Все остальные источники информации из предложенного респондентам списка относятся к тому, каким образом у абитуриентов формируется образ привлекательного вуза. Самое главное – знакомство с вузом при личном визите: данный вариант ответа отметили 61,3%. Также очень популярны рейтинги вузов – 59,2% респондентов считают их важными или очень важными. Рейтинги оказались более востребованными, чем рекомендации родителей и других родственников (52,3%). Социальным сетям и мессенджерам склонны доверять менее половины молодых людей (43,5%), притом, что соцсети более авторитетны для юных студентов, чем для учащихся старших курсов. Средства массовой информации влияют на сравнительно небольшую долю абитуриентов (40,9%). А к рекомендациям школьных учителей прислушиваются лишь 29% респондентов.

        Интересно, что среди студентов топовых вузов главным источником информации при принятии решения о выборе учебного заведения являлись рейтинги университетов – они послужили ориентиром для 68,1% респондентов из топ-20 вузов (по версии RAEX). Официальные сайты вузов и данные о проходных баллах ЕГЭ оказали на эту аудиторию меньшее влияние (60,9% и 57,7%, соответственно).
          Что же касается конкретных рейтингов, то наибольшим авторитетом у молодежи обладают списки лучших вузов России, а не мировые табели о рангах. На первом месте расположился рейтинг лучших вузов России RAEX-100, важность которого отметили больше половины респондентов (52,3%). Второе место заняли предметные рейтинги вузов RAEX, имеющие высокий авторитет для 44,2% опрошенных. Рейтинг вузов России от российского Forbes замкнул тройку призеров (42,5%), на четвертом месте расположился национальный рейтинг университетов ИА «Интерфакс» (35,2%).

          Глобальные рейтинги имеют довольно невысокую практическую ценность для абитуриентов. Рейтинг Times Higher Education (ТНЕ) важен примерно для трети респондентов (34,7%). Чуть менее востребован еще один глобальный рейтинг британского происхождения – Quacquarelli Symonds (32,8%). Следом расположился составляемый в России Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» (28,7%). Замкнули список два глобальных перечня, составляемые в США и Китае: это рейтинг U.S. News & World Report, важность которого отметили 27,9% опрошенных, и Шанхайский рейтинг (ARWU), которому склонны доверять около четверти респондентов (27,0%).
            *В онлайн-голосовании, проведенном с 14 по 23 июня 2022 года на портале RAEX Rating Review, приняли участие свыше 1000 молодых людей, имеющих опыт поступления в вуз. Полная версия исследования доступна по ссылке.
            МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ