Качество IT-образования в России и за рубежом

Результаты исследования, опубликованного в журнале Национальной академии наук США (PNAS USA)

АВТОРЫ:
Александр Муртазаев
, автор Forbes Russia Education
Маруся Миронова, редакция Forbes Russia Education
Дискуссии о качестве IT-образования в России ведутся уже давно и с завидной регулярностью. Пока мировая IT-индустрия с бешеной скоростью развивается, а хакеры угрожают национальной безопасности целых государств, довольные и недовольные преподаванием информационных технологий в России приводят все новые аргументы в поддержку своего мнения.

В октябре на Forbes Education вышла статья директора по дистанционным программам МФТИ Алексея Малеева, где он выделил 5 положительных особенностей образовательной среды в отечественной сфере IT, среди которых в первую очередь отметил высокое качество образования, которым Россия обязана еще советской математической школе. Уровень качества иллюстрируют и международные рейтинги Times Higher Education (THE) и Quacquarelli Symonds (QS), включившие в свои списки лучших вузов в области IT несколько российских университетов, таких как МФТИ, ИТМО и МГУ.

Разумеется, в обсуждении качества отечественного образования невозможно избежать сравнения с США – лидером отрасли. И тут статистика некоторых источников указывает на то, что уровень образования в России все же уступает американскому. Как сообщается в исследовании, опубликованном в апреле 2019 года в журнале Национальной академии наук США (PNAS USA), американские старшекурсники IT-направлений превосходят российских в знаниях и умениях, несмотря на крепкую математическую базу, получаемую россиянами в школе.

Исследование

В исследовании участвовали студенты старших курсов бакалавриата IT-специальностей, обучающиеся в вузах США, Индии, Китая и России. В ходе исследования был проведен экзамен, результаты которого использовались для аналитики и дальнейшего сравнения. Учебные заведения (как топовые, так и рядовые) выбирались в случайном порядке из списка, составленного так, чтобы набор курсов и предметов был примерно одинаковым во всех странах. Россию в исследовании представляли 34 вуза.

Целью исследования было сравнение среднего качества IT-образования в вузах разных стран без привязки к рейтингам.

Международные рейтинги в основном рассматривают только престижные учебные заведения, упуская глобальную картину. Кроме того, при их составлении зачастую не учитываются такие факторы, как навыки и знания, полученные выпускниками в процессе обучения.
Международные рейтинги в основном рассматривают только престижные учебные заведения, упуская глобальную картину. Кроме того, при их составлении зачастую не учитываются такие факторы, как навыки и знания, полученные выпускниками в процессе обучения.
По данным статьи, половина всех выпускников научно-технических факультетов в мире — граждане США, Индии, России или Китая, поэтому исследование начало сравнение именно со студентов этих стран. Чтобы на статистику по США не влияли иностранные студенты, учащиеся в Америке, к экзамену были допущены только участники, отметившие английский язык как свой единственный родной.

Двухчасовой экзамен из 66 вопросов составлялся без привязки к конкретной стране или языку программирования, с использованием псевдокода, понятного программистам любой страны, и проверял знания в области математической логики, программирования, алгоритмов, их сложности, проектирования систем, программной инженерии, управления информацией и т.д.

Над исследованием работала международная команда ученых, двое из которых — граждане России. Чтобы сделать экзамен одинаково доступным для всех старшекурсников и исключить неравные условия, его перевод на родные языки экзаменуемых делали в несколько этапов и тщательно перепроверяли.
Результаты

Результаты показали значительный отрыв студентов американских колледжей от остальных участников по уровню образования и навыков работы с компьютером. В России, Китае и Индии результаты старшекурсников престижных вузов были закономерно лучше, чем рядовых. При этом, оказалось, что учащиеся обычных американских колледжей сдали экзамены так же хорошо или даже лучше, чем студенты престижных российских университетов (статистически результаты студентов из России, Индии и Китая почти не различались между собой).

Интересно отметить, что разница в качестве высшего образования также наглядно демонстрируется при сравнении уровня общих технических знаний американских и российских первокурсников. Знание точных наук у выпускников российских школ лучше, чем у выпускников в США (хотя первое место занимает Китай), где некоторые предметы, например, физика, даются школьникам позже, чем в России. Однако уже через несколько лет учебы в колледже американцы не только догоняют, но и перегоняют россиян по показателям.

Гендерные различия в результатах оказались незначительными. Как и их соотечественники-мужчины, американские студентки превосходят по уровню знаний старшекурсников-мужчин из России, Китая и Индии, включая обучающихся на престижных IT-программах. Таким образом, исследование не нашло оснований для распространенного во многих странах стереотипа о гендерном неравенстве — уровень квалификации зависит от качества образования, а не от природных способностей.
Резюме

По мнению авторов статьи, результаты исследования в первую очередь демонстрируют возможные карьерные перспективы, открывающиеся перед выпускниками американских IT-программ. После окончания вуза им предстоит конкурировать с выпускниками из Индии, Китая и России, которых в совокупности куда больше, чем американцев. Однако если сравнивать не общее количество выпускников, а тех, чей уровень знаний примерно равноценен, то не-американцев, способных конкурировать с американцами, оказывается сильно меньше, и все они — выпускники престижных вузов. Так, на 65 тысяч выпускников американских колледжей приходится не 417 тысяч программистов из Индии, Китая и России, а всего 45 тысяч.

Для России же эти показатели указывают на то, что несмотря на высокий уровень преподавания в нескольких топовых вузах, среднее качество по стране все еще отстает от американского. Даже крепкая научно-техническая база, получаемая учениками в школе, не дает им преимущества перед западными сверстниками, так как те быстро восполняют недостаток знаний за годы учебы в колледже.

В статье команда ученых акцентирует внимание на недостатке исследований качества IT-образования в разных странах, сравнений различных программ, методик и международных подходов к образованию. Возможно, рано делать окончательные выводы, исходя из результатов одного исследования, но обратить на них внимание действительно стоит.



28 ноября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ