Альма-матер для айтишников: 5 причин получить IT-образование в России

АВТОР:
Алексей Малеев
Forbes Education Contributor
директор по дистанционным программам МФТИ, руководитель тренерского штаба сборной России по информатике и инициатор фестиваля RuCode
В последние годы представление, что российская IT-индустрия уступает западной, начинает уходить в прошлое. Речь, конечно, не об объеме рынка, а о развитии технологий, общем уровне специалистов, качестве продуктов и, пожалуй, главным образом об образовании. Российские студенты уже восемь лет подряд берут «золото» на крупнейшей международной олимпиаде по программированию ICPC, отечественные IT-вузы регулярно попадают в мировые рейтинги, а их выпускники работают в компаниях по всему миру и запускают собственные проекты в Кремниевой долине. Вот несколько основных доводов в пользу того, чтобы получить IT-образование в России.

1
Высокий уровень образования

Чтобы стать сильным специалистом, не обязательно всеми правдами и неправдами пытаться получить грант в зарубежный вуз. В России существует своя сильная образовательная IT-среда, уходящая корнями в советскую математическую школу: этот предмет наши школьники изучают намного глубже, чем на Западе. Самое показательное подтверждение этого тезиса — победы российских студентов на международных IT-чемпионатах. За 20 лет Россия 14 раз подряд выигрывала ICPC, а в медальном зачете Facebook Hacker Cup за всю историю проведения соревнований наша страна занимает первую строчку с пятью медалями. Российские олимпиадники устраиваются в крупнейшие технологические компании или запускают собственные проекты: так, в 2015 году Snapchat купил за $150 млн российский стартап Looksery Inc, разработанный командой участников международных чемпионатов. А в прошлом году Snapchat приобрел AI Factory, у истоков которого, в том числе, стоял многократный финалист IT-конкурсов Александр Машрабов. Кроме того, Россия — страна с самым развитым в мире соревновательным движением в сфере IT. Существует еще и множество конкурсов, которые регулярно проводят крупные компании и вузы: Чемпионат Урала (УрФУ, УГАТУ), «Технокубок» (Mail.ru Group, МФТИ, МГТУ им. Баумана), Yandex Cup, VK Cup и многие другие. В последнее время набирают популярность учебные программы, завершающиеся соревнованиями, например, RuCode festival (15 ведущих университетов России), Moscow Workshops Juniors (МФТИ), ЛКШ (ИТМО+), которые помогают прокачать навыки и освоить новые для себя области.

Такие фестивали открывают и новые возможности для карьерного роста, поскольку их организаторами и партнерами выступают крупные корпорации, которые постоянно ищут новых специалистов. Для молодежи это настоящий социальный лифт.

Помимо побед на олимпиадах, о качестве российского IT-образования свидетельствуют международные рейтинги. Один из самых авторитетных, британский Times Higher Education (THE), в прошлом году включил в сотню лучших вузов в области «Компьютерные науки» сразу два отечественных университета — МФТИ и ИТМО, а МГУ, СПбГУ и НГУ возглавили новый список QS (британской компании Quacquarelli Symonds), объединяющий вузы развивающейся Европы и Центральной Азии. Не случайно самым популярным направлением обучения у иностранных студентов, которые поступают в российские учебные заведения, стали именно информатика и естественные науки: эти специальности выбирают 24,3% зарубежных студентов.

2
Развитая технологическая экосистема

В последние годы в России активно развивается экосистема, связанная с IT и инновационными технологиями — причем не только в Москве и Петербурге, но и в регионах. Казань, Новосибирск, Якутск, Самара и ряд других городов превратились в настоящие IT-хабы с технопарками, инновационными кластерами и полноценной инфраструктурой для развития науки и образования. Самый яркий пример — казанский Иннополис, с современным университетом и Технопарком на 2,2 тысячи рабочих мест.

Активно развиваются инновационные научно-технологические центры (ИНТЦ), в концепции которых лежит тесная связь технологического бизнеса, науки и образования. В основе таких площадок обычно стоит крупный вуз (МГУ (ИНТЦ «Воробьевы горы»), ИТМО (ИТМО Хайпарк), МФТИ (Физтехпарк), НГУ (Академгородок 2.0)), студенты которого получают доступ ко всей инновационной инфраструктуре: технопаркам, современным лабораториям, научным центрам, акселераторам и бизнес-инкубаторам. Преподают в таких университетах как опытные профессора — доктора наук, члены РАН, так и представители бизнеса: сотрудники крупных корпораций, действующие практики.

3
Тесная связь с бизнесом

Поскольку на рынке IT спрос растет намного быстрее предложения, отрасль постоянно испытывает кадровый голод. Это вынуждает крупные технологические компании постоянно вкладываться в инициативы, которые помогают им вырастить для себя новых специалистов. Так, у «Яндекса» работает проект «Яндекс.Лицей» по обучению старших школьников программированию и «Яндекс ШАД» (Школа анализа данных) — двухгодичная программа в области Data Science, архитектуры данных и машинного обучения. Обе программы бесплатные, но требуют активного участия: так, в ШАД учебе придется уделять около 30 часов в неделю, а для поступления нужно пройти вступительные испытания — зато студенты получают огромный объем знаний и после окончания учебы могут устроиться на работу в «Яндекс» или другие крупные компании. Собственные бесплатные образовательные инициативы, посвященные IT-специальностям, есть у «Сбербанка» («Школа 21») и Mail.ru Group («Технотрек»). А этой осенью Газпромбанк запускает проект «ТехноКэмп» — программу обучения, рассчитанную на 6-9 месяцев, лучшие выпускники которой получат предложение о работе в компании.

В последнее время начинают появляться совместные программы технологических компаний с ведущими вузами: так, в прошлом году МФТИ вместе с Huawei запустили курс по компьютерному зрению «Huawei Share» для студентов 3–4 курсов бакалавриата и магистратуры. А в этом году появились новости сразу о двух таких совместных инициативах: МИСиС со «Сбербанком» и Skillbox с «РАНХиГС».

Вузам союз с бизнесом помогает быстро откликаться на актуальные запросы рынка и корректировать в соответствии с ними свои учебные программы. Для студентов же такое сотрудничество дает возможность погрузиться в реальные задачи, с которыми они могут столкнуться после трудоустройства, и получить опыт работы в компании во время практики и стажировок. Есть еще одно преимущество — как правило, компании, которые сотрудничают с вузами, предоставляют студентам возможность трудоустройства. Для выпускников — это отличный старт: сразу после учебы они могут приобрести опыт работы в большой компании, заметно «вырасти» как специалист и улучшить резюме.

4
Возможность получить инвестиции

Еще одна причина получать IT-образование в России — здесь намного легче запустить свой проект, привлечь инвестиции на его развитие и выйти с ним на международный рынок. Так, например, произошло с международным сервисом перевозок InDriver, который сейчас охватывает более 50 млн пользователей в 31 стране, или с разработчиком знаменитых на весь мир мобильных игр MyTona.

По данным Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов России, еще в 2018 году в нашей стране работало 260 бизнес-инкубаторов и 103 акселератора, многие из которых заточены на технологические проекты. Самые крупные из них — акселератор ФРИИ, Стартап-академия «Сколково», GenerationS, «Финтех лаб», Акселератор Сбербанка и 500 Startups, которые вкладываются в перспективные начинания, в том числе, студенческие. Так, только в прошлом году ФРИИ инвестировал 31,1 млн рублей в 13 технологических проектов. А со следующего года студенты 40 российских вузов смогут вместо дипломной работы защитить собственный бизнес-проект и привлечь на него инвестиции — это часть инициативы Минобрнауки «Стартап вместо диплома», которая должна помочь развитию предпринимательства в нашей стране.

5
Условия поступления и стоимость

Наконец, получить IT-образование в России проще, чем за рубежом. Российские программы намного дешевле зарубежных, а поступить на бюджет несравнимо легче, чем получить грант. Кроме того, на проживание придется тратить не менее 10 тысяч евро в год — если речь идет о Европе, в США эти цифры еще выше. Стоимость самого образования, если грант получить не получится, может быть разной: так, без учета дополнительных сборов, в Швеции за год обучения можно отдать от 7 до 18 тысяч евро, в Нидерландах и Дании — от 6 до 16 тысяч евро, в Великобритании — от 11 тысяч евро и выше. В России эта сумма существенно ниже: в среднем от 1 до 4 тысяч евро — и, разумеется, расходы на жизнь далеко не столь высокие (конечно, все зависит от запросов студента).

Также при учебе в России отсутствует такой фактор, как языковой барьер: как правило, для поступления в зарубежный вуз нужно сдать TOEFL или IELTS — причем оба экзамена платные, как и все попытки их пересдачи. Если же обучение ведется на национальном языке, придется учить еще и его, а это потраченный год и деньги на репетиторов. Кроме того, в знание языка, действительно, придется вкладываться, поскольку от этого зависят не только академические успехи, но и профессиональное развитие в целом. Без уверенного разговорного уровня студент вряд ли может рассчитывать на участие в конференциях, хорошую стажировку или перспективное трудоустройство — весь тот опыт, который можно получить и в России. При этом, конечно, понятно, что иностранные языки нужны и важны, и международный опыт тоже, - но их можно осваивать без излишнего стресса.


7 октября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ