Бизнес-образование в России: куда дальше?
Как следствие неразберихи с типами программ, школами и рейтингами, в России за пределами нескольких лидеров с аккредитациями, репутацией и международными партнерствами практически сразу начинается бездонная пропасть, в которой обитают игроки всех мастей от университетов и квалифицированных тренинговых компаний до откровенных шарлатанов, торгующих дипломами. Вдобавок из-за фактически случившегося смешения понятий «МВА» и «обучение в течение всей жизни» участники рынка стали совсем уж вольно обращаться с трехбуквенной аббревиатурой. На сайте одного из российских университетов среди 29 (!) программ МВА есть в том числе «Mini MBA Государственное и муниципальное управление», что кажется совершенным абсурдом, потому что МВА — это как раз деловое управление, а управление в государстве преподают на программах MPA — Master of Public Administration.
Таким образом, российский рынок бизнес-образования отличается от мирового. Если во всем остальном мире традиционные программы МВА уступают место облегченным и сокращенным версиям, а также открытым коротким очным или онлайн программам, то в России первых фактически не было. Необразованность и неорганизованность национального рынка привели к тому, что между несколькими островками бизнес-образования мирового качества плещется море низкокачественной имитации. Самое обидное в этой ситуации, что часть воды в этом море вполне можно было бы использовать, достаточно правильно их позиционировать именно как обучение в течение всей жизни, а не как получаемый раз в жизни диплом МВА.
Дальнейшее развитие российского рынка бизнес-образования в течение всей жизни возможно по нескольким сценариям.
Консолидация. Ведущие российские бизнес-школы уже вполне достигли того уровня развития, в том числе с точки зрения выстраивания международных партнерств и получения аккредитаций, чтобы создать и свою собственную внутрироссийскую ассоциацию. Национальный стандарт качества бизнес-образования позволил бы сертифицировать те программы МВА, которые соответствуют своему названию, и в перспективе мог бы стать основой и для внутринационального рейтинга школ и программ. От бизнес-школ потребуется воля к сотрудничеству и открытость, а от больших университетов — готовность объединять и сокращать программы, не доказавшие свой уровень качества. Такой процесс не может быть простым, но ничего невозможного в нем тоже нет.
Интернационализация. Русскоязычный рынок пока не настолько привлекателен для международных игроков, как Ближний Восток, Китай или Юго-Восточная Азия, но сами россияне продолжают стремиться к качественному образованию. В ближайшие годы количество обучающихся за рубежом в различных учреждениях студентов-россиян приблизится к 100 000 человек. Помимо студентов, все больше россиян проходит краткосрочные программы в ведущих международных бизнес-школах, а также все активнее проходят обучение в таких школах онлайн. Конкурентоспособные игроки на рынке российского бизнес-образования продолжат дифференцироваться от остальных, привлекая в качестве преподавателей профессоров и практиков международных бизнес-школ. Вполне возможно, следующим этапом станет приход в том или ином виде и ведущих зарубежных бизнес-школ на российских рынок.
Деградация. Нельзя исключать и сценария, при котором ничего не изменится, т.е. существующие лидеры продолжат наращивать свое влияние, но большинство игроков продолжат называть короткие программы бизнес-образования «МВА», чем продолжат подрывать доверие к аббревиатуре.
В принципе качественное образование ничем не отличается от правильного питания: возможны различные варианты, и все они так или иначе давно известны. И результат тоже в целом известен и предсказуем. Надо просто приложить усилие и перестать питаться фастфудом.