Особый путь: почему отсутствие стандартов оборачивается хаосом

Автор Forbes Russia Education
Сооснователь Coursalytics.com
Мы уже выяснили, что на бумаге российский рынок бизнес-образования не сильно отличается от мирового, но в реальности он устроен совершенно иначе. Продолжим изучение его довольно специфичных правил.

Мировой тренд: обучение в течение всей жизни развивается быстрее, чем программы МВА. Но на русскоязычном рынке подобное утверждение было бы некорректно, потому что в России программы МВА и есть один из наиболее известных форматов обучения в течение всей жизни. Более того, есть люди, считающие эти понятия синонимичными, т.е. утверждающие, что любое бизнес-образование в течение всей жизни это «какое-то МВА». В отсутствие эталона фултайм МВА даже в лучших российских школах, потенциальным студентам объективно трудно проанализировать сходства и различия парт-тайм программ. В этой ситуации конкурентные преимущества качественного продукта сложнее анализировать, чем такие параметры, как стоимость и продолжительность, что сразу толкает покупателя в сторону побыстрее и подешевле.



Вольное отношение

Не упрощает ситуацию и многообразие дипломов и сертификатов, в том числе международных, которые выпускники получают по итогам. Судя по вольности трактовок, различия между удостоверениями о повышении квалификации, дипломами о профессиональной переподготовке, дипломами о втором высшем образовании и т.д. понятны, кажется, только методистам образовательных учреждений. В результате даже выпускники программ имеют порой весьма смутное представление, как правильно интерпретировать полученные ими сертификаты.

Еще одной особенностью российского рынка бизнес-образования является отсутствие структурированной информации о существующих предложениях. Любой скепсис в отношении рейтингов образования оправдан, и все они далеки от идеала, однако хуже неидеальных рейтингов может быть только полное их отсутствие, и именно в такой ситуации мы находимся. Существующие попытки имитации рейтингов, основанные только на «народном» опросе удовлетворенности выпускников, в лучшем случае можно рассматривать как дезинформацию, потому что они никак не приближают читателя к пониманию уровня качества и реального содержания образовательного продукта. В результате наша осведомленность о том, что качественно, а что нет, основывается на слухах, рассказах друзей и агрессивной рекламе в Интернете.

Характерны результата опроса, который бизнес-школа Сколково провела в середине 2019 года среди руководителей компаний и глав корпоративного обучения на российском рынке. В частности, второе место по узнаваемости после Сколково (респонденты знали, что опрос проводится именно этой школой) занял университет Синергия, который знали 66% участников исследования. О существовании Стэнфордской бизнес-школы или INSEAD знали почти вдвое меньше: 37% и 34% соответственно.

Спецификой России в сфере бизнес-образования является и довольно вольное отношение университетов к своей репутации. В мировой практике довольно трудно представить себе существование нескольких не связанных между собой программ МВА в одном университете. Разумеется, исключения встречаются, например, в системе университетов штата Калифорния есть несколько бизнес-школ, в том числе всемирно известные Хаас на базе кампуса в Беркли и Андерсен на базе кампуса в Лос-Анджелесе. И в случае таких исключений университеты стараются максимально разделить бренды школ и программ. В России мы сталкиваемся с прямо противоположной ситуацией. На базе нескольких больших университетов с развитой научной школой и богатой инфраструктурой могут одновременно существовать десятки программ «МВА» или даже отдельных бизнес-школ. Подавляющее большинство из таких программ откровенно девальвирует качество образовательного продукта, чтобы за счет демпинга паразитировать на узнаваемости самой успешной программы МВА или бренда всего университета в целом. В уже упоминавшемся исследовании Сколково это привело к появлению «братских могил»: «бизнес-школы при НИУ ВШЭ», «бизнес-школы при РАНХиГС», «бизнес-школы при МГУ».


Бизнес-образование в России: куда дальше?

Как следствие неразберихи с типами программ, школами и рейтингами, в России за пределами нескольких лидеров с аккредитациями, репутацией и международными партнерствами практически сразу начинается бездонная пропасть, в которой обитают игроки всех мастей от университетов и квалифицированных тренинговых компаний до откровенных шарлатанов, торгующих дипломами. Вдобавок из-за фактически случившегося смешения понятий «МВА» и «обучение в течение всей жизни» участники рынка стали совсем уж вольно обращаться с трехбуквенной аббревиатурой. На сайте одного из российских университетов среди 29 (!) программ МВА есть в том числе «Mini MBA Государственное и муниципальное управление», что кажется совершенным абсурдом, потому что МВА — это как раз деловое управление, а управление в государстве преподают на программах MPA — Master of Public Administration.

Таким образом, российский рынок бизнес-образования отличается от мирового. Если во всем остальном мире традиционные программы МВА уступают место облегченным и сокращенным версиям, а также открытым коротким очным или онлайн программам, то в России первых фактически не было. Необразованность и неорганизованность национального рынка привели к тому, что между несколькими островками бизнес-образования мирового качества плещется море низкокачественной имитации. Самое обидное в этой ситуации, что часть воды в этом море вполне можно было бы использовать, достаточно правильно их позиционировать именно как обучение в течение всей жизни, а не как получаемый раз в жизни диплом МВА.

Дальнейшее развитие российского рынка бизнес-образования в течение всей жизни возможно по нескольким сценариям.

Консолидация. Ведущие российские бизнес-школы уже вполне достигли того уровня развития, в том числе с точки зрения выстраивания международных партнерств и получения аккредитаций, чтобы создать и свою собственную внутрироссийскую ассоциацию. Национальный стандарт качества бизнес-образования позволил бы сертифицировать те программы МВА, которые соответствуют своему названию, и в перспективе мог бы стать основой и для внутринационального рейтинга школ и программ. От бизнес-школ потребуется воля к сотрудничеству и открытость, а от больших университетов — готовность объединять и сокращать программы, не доказавшие свой уровень качества. Такой процесс не может быть простым, но ничего невозможного в нем тоже нет.

Интернационализация. Русскоязычный рынок пока не настолько привлекателен для международных игроков, как Ближний Восток, Китай или Юго-Восточная Азия, но сами россияне продолжают стремиться к качественному образованию. В ближайшие годы количество обучающихся за рубежом в различных учреждениях студентов-россиян приблизится к 100 000 человек. Помимо студентов, все больше россиян проходит краткосрочные программы в ведущих международных бизнес-школах, а также все активнее проходят обучение в таких школах онлайн. Конкурентоспособные игроки на рынке российского бизнес-образования продолжат дифференцироваться от остальных, привлекая в качестве преподавателей профессоров и практиков международных бизнес-школ. Вполне возможно, следующим этапом станет приход в том или ином виде и ведущих зарубежных бизнес-школ на российских рынок.

Деградация. Нельзя исключать и сценария, при котором ничего не изменится, т.е. существующие лидеры продолжат наращивать свое влияние, но большинство игроков продолжат называть короткие программы бизнес-образования «МВА», чем продолжат подрывать доверие к аббревиатуре.

В принципе качественное образование ничем не отличается от правильного питания: возможны различные варианты, и все они так или иначе давно известны. И результат тоже в целом известен и предсказуем. Надо просто приложить усилие и перестать питаться фастфудом.

Компания Coursalytics.com сервис поиска и бронирования образования для менеджеров и предпринимателей. Платформа позволяет находить, сравнивать и покупать тысячи коротких программ уровня executive во всех ведущих центрах мирового образования, а также привлекать к сотрудничеству десятки тысяч ведущих преподавателей со всего мира.

20 апреля / 2020

Понравилась статья? Первая часть здесь.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ