Как получить грант на обучение, если не прошел на бюджет?

Личный опыт

АВТОР:
Редакция Forbes Education
Студенты Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) поделились своими историями: как они готовились к поступлению в Московский физико-технический институт (МФТИ).

Некоторые из них не прошли на бюджет из-за нехватки баллов, но благодаря своим достижениям, смогли получить грант на оплату обучения. Как им это удалось, а также где они учились и в каких мероприятиях участвовали, рассказываем в этой статье.

Студенты Физтех-школы прикладной математики и информатики, организующие и проводящие кружки, олимпиады и сборы для школьников, получили стипендию по программе «Наставник будущих физтехов», другие — гранты на оплату обучения.
Студенты Физтех-школы прикладной математики и информатики, организующие и проводящие кружки, олимпиады и сборы для школьников, получили стипендию по программе «Наставник будущих физтехов», другие — гранты на оплату обучения.
Лиза Неустроева, стипендиатка программы «Наставник будущих физтехов»
г. Москва


Когда появилось увлечение математикой?
Математика начала мне нравиться с пятого класса. Решая задачи, я обнаружила, что интереснее всего мне кажутся задачи по комбинаторике. Напрасно этому разделу математики уделяют мало внимания в школе, он очень естественный, наглядный, красивый и полезный.


Кто оказал влияние на выбор?
Наша учительница обязательно один урок в неделю посвящала «занимательной математике»: решению нестандартных и очень интересных задач. Мне очень нравилось (и сейчас нравится!) решать задачи и общаться со столь же увлеченными целеустремленными ребятами. Мной всегда руководило желание не отстать от них, а в чем-то даже хотелось опередить.

Образовательная стратегия
В восьмом классе я поступила в маткласс, а в девятом стала заниматься в кружке, которым руководил тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) по математике. С этого же возраста я начала участвовать в олимпиадах. Сначала получалось плохо, но это только раззадоривало. В итоге мне удалось стать призером ВсОШ, победителем устного Турнира городов и победителем Европейской олимпиады по математике для девушек. Важной частью подготовки были сборы московской команды по математике, где можно было целиком погрузиться в то, что действительно нравится, получать удовольствие от каждого занятия.
Почему именно Физтех?
Летом я поехала в школу «Комбинаторика и алгоритмы», организованную ФПМИ. Мне настолько понравились лекции и атмосфера, что я решила поступать на Физтех, а зимняя сессия той же школы только укрепила мое желание. Конечно, у меня были сомнения, поступление на Физтех казалось безбашенной авантюрой, потому что здесь ждала напряженная учеба и жизнь в общаге, но я ни разу не пожалела.

В процессе поступления очень помогли студенты, которые общались с абитуриентами на Дне открытых дверей. Им так нравилась Физтех-школа, что и мне захотелось здесь учиться. Они отвечали на все вопросы, развеивали сомнения и убеждали, что лучше ничего не будет. Убедили.
Советы абитуриентам
Ребята, у которых я вела кружки, в большинстве своем очень сильные, им сложно не столько сдать экзамены, сколько определиться с будущим местом учебы. Решиться пойти именно на Физтех очень тяжело, есть много более легких и доступных вариантов. Но бросить себе вызов тоже хочется, поэтому ребята планируют поступать сюда, а пока готовятся к олимпиадам и получают удовольствие от математики.
Константин Каиров, стипендиат программы «Наставник будущих физтехов»
(г. Курган)


Когда появилось увлечение математикой?
Я заинтересовался олимпиадной математикой в пятом классе.


Кто оказал влияние на выбор?
Интерес был связан больше с влиянием друзей, ведь на кружок по математике ходил мой лучший друг, и именно он пригласил меня присоединиться.


Образовательная стратегия
Учился олимпиадной математике я, главным образом, в местном курганском кружке. Также я ездил в курганские летние математические школы, где можно было в короткие сроки пройти большой объем программы. Немалую лепту внесли и поездки в образовательный центр «Сириус», в котором я был целых восемь раз! В старших классах я стал добавлять ежедневное самостоятельное прорешивание математических книг.

Самые крупные мои достижения в области математики — это, пожалуй, диплом победителя ВсОШ в 9 классе и призера в 10,11-ом, а также участие в сборах к Международной математической олимпиаде (ММО).
Почему именно Физтех?
Идея поступать на Физтех родилась после того, как до меня дошли слухи, что там сложно учиться. После этого я загорелся сильным желанием самому испытать на себе это. Также помогла агитация директора ФПМИ Андрея Райгородского, на чьих лекциях я много раз присутствовал.

Проблем при поступлении не возникло, ведь у меня был диплом призера ВсОШ. Реальные сложности начались уже в процессе обучения, когда я понял, что мой уровень математики не покрывает отсутствия знаний программирования. Но сейчас это уже не такая большая проблема, ведь за прошедшие несколько месяцев я успел освоиться и влиться в процесс обучения.
Советы абитуриентам
Я преподавал в Курганских летних/зимних школах у 6-7 класса. Не думаю, что чего-то конкретного им не хватало, может, разве что, желания дорешивать задачи дома, ведь в таком возрасте слишком велик соблазн отдыхать все свое внеучебное время.

А в кружке Tinkoff Generation, где я веду занятия у 10-11 классов, школьники сталкиваются в первую очередь с тем, что им нужно выделять значительную часть своего времени на подготовку к ЕГЭ, это не дает нормально сосредоточиться на олимпиадной математике.

Также одна из трудностей у всех школьников — это избегание какой-то одной темы в математике, например, геометрии и теории чисел. Зачастую навыки по темам распределены очень неравномерно, и тема, которую сложнее всего решать, просто не тренируется школьником. Надо перебороть себя и упорно заняться западающей темой, тогда успехи ощутимо вырастут.
Иван Строгальщиков, стипендиат программы «Наставник будущих физтехов»
(г. Тюмень)


Когда появилось увлечение математикой?
Интерес к математике был с детства, даже не помню конкретного момента, когда он появился. Я участвовал в различных олимпиадах еще с начальной школы, затем начал заниматься математикой более углубленно.


Кто оказал влияние на выбор?
Мне очень повезло с учительницей в начальной школе, она заметила мои способности к математике, помогала мне делать «первые шаги».
Моя семья всегда поддерживала меня, именно родители помогли мне решиться на поступление в Физико-математическую школу. Меня вдохновлял спортивный интерес — когда вокруг много талантливых ребят, конкуренция подстегивает к развитию, также хотелось проверить свои способности.


Образовательная стратегия
Мне очень помогла Физико-математическая школа, в которой я учился, она предоставила все возможности для развития. До 9 класса я учился в общеобразовательной школе Тюмени, участвовал в городских олимпиадах, ездил в математические лагеря в Тюменской области. В 8 классе я выиграл региональный этап олимпиады Эйлера и поехал на финал. Чтобы развиваться дальше, я поступил в Физико-математическую школу Тюменской области.

С 9 по 11 класс я с головой погрузился в олимпиадное движение, посвящал этому все свое время. Я нашел единомышленников в лице моих одноклассников, мы сдружились. Вместе с ними я усердно трудился, главной моей целью был диплом Всероссийской олимпиады школьников по математике. В 9 классе мне не хватило 2-х баллов до призера, но в 10 классе я получил заветный диплом.
Помимо этого, я участвовал во множестве турниров и олимпиад. Например, вместе с ребятами из своей школы мы успешно выступали на турнире им. А.Н. Колмогорова.

Особых высот я достиг в изучении геометрии: я стал призером международной олимпиады им. И.Ф. Шарыгина, а также золотым медалистом Иранской олимпиады.

Кроме того, я побывал во многих математических лагерях и выездных школах - необходимо было постоянно тренироваться и поддерживать себя в форме. Благодаря этому я приобрел множество друзей и знакомых по всей стране.
Почему именно Физтех?
Хотел поступить на Физтех с того момента, как узнал о его существовании. Это было уже на подсознательном уровне, поэтому другие варианты я не рассматривал. Сложностей не было, потому что я поступал по диплому Всероссийской олимпиады школьников по математике. Мне все понравилось: часть людей я уже знал - много моих одноклассников, знакомых по олимпиадному движению поступило в МФТИ, поэтому легко было влиться в коллектив и студенческую жизнь. Атмосфера на Физтехе очень дружеская и уютная.

Я точно знал, что поступлю именно сюда, а вот в какую Физтех-школу - нет, об этом я думал действительно много, потому что на Физтехе много пересекающихся направлений и все они достаточно интересные для изучения. Этот выбор очень важный, такие вещи стоит хорошо обдумывать, я доволен своим выбором.
Советы абитуриентам
Когда я поступал, я совсем не умел программировать, поэтому мне было очень сложно влиться в учебный процесс. Обучение на Физтехе очень серьезное, и, если вы решили поступать, то следует не только тщательно подготовиться к ЕГЭ или вступительным экзаменам, но и немного разобраться в новых предметах.
Яна Поднебеснова, получила грант на оплату обучения
(г. Нижний Новгород)


Когда появилось увлечение математикой?
Математика нравилась с детства, еще до школы.


Кто оказал влияние на выбор?
В школе предложили сделать научную работу, с помощью этой работы получилось поехать в «Сириус» на программу «Большие Вызовы». На этой программе я познакомилась с преподавателями и студентами Физтеха, эти люди вдохновили меня продолжать заниматься математикой, а позже — и поступать на Физтех.


Образовательная стратегия
Я перешла в специальную школу, занималась в кружке по математике и информатике, участвовала в разных перечневых олимпиадах по математике и информатике, ездила в Летние и Зимние олимпиадные школы Физтеха, участвовала в различных школьных научных конференциях (Сахаровские чтения, Харитоновские чтения, Балтийский научно-инженерный конкурс и т.д.), общалась с людьми, с которыми познакомилась на разных конференциях, школах, проходила курсы на Stepic (C++), алгоритмы и структуры данных, нейронные сети и другие, проходила курс на algoprog в 9 классе.
Как поступить?
В 11 классе не получилось взять диплом олимпиады, на ЕГЭ по математике не дали дополнительный бланк. В поступлении помогли предыдущие работы, выступления на конференциях. Весенний День открытых дверей помог не сдаваться и продолжить делать все, чтобы поступить.
Советы абитуриентам
Важно понимать в какой вуз и зачем вы идете, что хотите от этого получить. Это поможет не разочароваться потом и не бросить попытки поступить на середине пути.
Михаил Колтаков, получил грант на оплату обучения
(г. Воронеж)



Когда появилось увлечение математикой?
Математику я любил с самого детства, но очень сильный интерес к математике и физике появился в классе седьмом-восьмом, тогда мне стало нравиться решать нестандартные задачки. Больше всего я полюбил дискретную математику.


Кто оказал влияние на выбор?
У меня была просто необыкновенная учительница физики. Она в предмете разбиралась замечательно и давала кое-что даже сверх школьной программы. По любому вопросу к ней можно было подойти, и она на все могла ответить.


Образовательная стратегия
По физике и математике у нас был достаточно сильный класс, и мы общались друг с другом. По этим предметам я на протяжении 9-11 класса участвовал почти во всех перечневых олимпиадах 1-2 уровней. Почти всегда брал призера или победителя, но в 11 классе, к сожалению, победителя нигде не взял (на «Физтехе» по физике не хватило одного балла, на «Курчатове» — двух), однако в 11 классе взял победителя Московской олимпиады школьников (МОШ) по физике.
Как поступить?
Где-то в 9 классе я задумался о поступлении, и почти сразу, когда начал узнавать о вузах-кандидатах, я узнал об МФТИ. Другие варианты поступления тоже рассматривались, например, я думал о ФКН ВШЭ или Мехмате МГУ.

У меня были не очень хорошо написаны ЕГЭ по русскому и информатике — ровно те, по которым у меня не было олимпиад. Однако я смог поступить на грант, так как хорошо показал себя на собеседовании с приемной комиссией. При заполнении карточки грантовика и последующем отборе очень пригодилось то, что я участвовал в очень большом числе олимпиад за 9-11 класс, а также то, что я занимался робототехникой и смог рассказать про свои проекты там. То, что я окончил школу на одни пятерки, тоже поспособствовало, я думаю.
Советы абитуриентам
Никогда не сдавайтесь, если вы уверены, что сможете поступить - вы поступите, не совсем на бюджет — так на грант. Например, я уже думал, что все, никак на бюджет уже не прохожу, и на собеседование на грант пошел просто, чтобы все возможности испробовать, и оказалось, что не зря!

Очень полезно выиграть ВсОШ по математике. Обязательно нужно изучать перечень, когда вы в 11 классе, и стремиться получить право на поступление без экзаменов по олимпиаде, но даже если это удалось, не стоит забрасывать учебу в школе: в нашем году был конкурс на поступление среди тех, кто поступал без экзаменов, и тогда отбор проводился и по среднему баллу в аттестате и по многим другим вещам.
Как стипендиальная, так и грантовая программы частично финансируются из Фонда целевого капитала МФТИ (целевой капитал №6 для развития математики и информатики), который собран выпускниками и друзьями Физтеха. Его создание инициировал директор ФПМИ Андрей Райгородский в 2019 году при поддержке выпускников: Андрея Гаека — управляющего партнера группы Ronin Partners, выпускника ФУПМ'93, Сергея Гуза — председателя совета директоров НПО «ЛИТ», выпускника ФУПМ'78, и Дмитрия Чихачева — управляющего партнера венчурного фонда Runa Capital, выпускника ФМХФ'94.

Сейчас размер целевого капитала — 23,7 млн. руб. В 2020 году из инвестиционного дохода были выплачены 10 из 44 грантов на оплату контрактного обучения в ФПМИ и 10 студентов получили стипендии «Наставник будущих физтехов» с ежемесячной выплатой по 15 тысяч рублей на пять месяцев. Также ФПМИ выделяет дополнительные ресурсы на гранты для способных абитуриентов.


Андрей Райгородский
Директор ФПМИ
«Эти средства помогли нам взять талантливых абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ и яркими результатами в математике, программировании, анализе данных и computer science. В течение первого года обучения многие ребята ожидаемо показывают большие успехи: они заканчивают учебный год на «хорошо» и «отлично», средний балл обучающихся за счет гранта выше на один балл по десятибалльной шкале, чем средний балл среди студентов всего первого курса ФПМИ. Мы очень любим наших абитуриентов и студентов, и мы сделаем все, чтобы никого не потерять!»


29 июля / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ