Существуют различные модели управления высшими учебными заведениями, базирующиеся на частном капитале. Если посмотреть на мировой опыт, то необходимо обратить особое внимание на лидеров сферы образования и науки – университеты США, большинство из которых частные.
Есть два основных отличия ведущих американских вузов от российских. Во-первых, практически вся наука в США как фундаментальная, так и прикладная сосредоточена в университетах. В России же она, в основном, сконцентрирована в научно-исследовательских институтах и центрах Российской академии наук (РАН) или отраслевых ведомств. Во-вторых, уровень финансирования образования и науки нельзя даже сравнивать. Если первое отличие постепенно нивелируется путем интеграции вузовской и академической науки через повсеместно создаваемые консорциумы или слияния (присоединения), то второе характеризуется стабильным отставанием как по объему, так и в динамике.
В 2018 году ученые Сибирского федерального университета провели исследование под общим названием:
«Становление университетов – лидеров: мировая практика и российские перспективы», в рамках которого особое внимание было уделено действующим моделям развития и факторам успеха двух всемирно известных американских частных университетов: Гарвардского (Harvard University) и Стэндфордского (Stanford University). Представляется, что некоторые аспекты моделей управления этих вузов могут быть в той или иной степени использованы при создании государственно-частных университетов в России.
В середине XIX века в Harvard University была проведена реформа управления, которая передала контроль над университетом от Государственного совета Штата Попечительскому совету, состоящему из выпускников. С того времени Гарвард позиционирует себя как университет профессионального сообщества, опирающийся, прежде всего, не на административный ресурс, а на соответствующие профессиональные ассоциации. Такой подход позволил Гарвардскому университету провести успешные реформы, которые впоследствии вывели его на первые строчки глобальных рейтингов и создали уникальное сообщество выпускников. Попечительский совет Гарварда регулярно выбирается голосованием выпускников из кандидатов, представленных Ассоциацией выпускников. Данный способ управления зарекомендовал себя настолько, что его переняли многие другие университеты и организации США и мира.
Stanford University – университет предпринимательского типа. Фактором его успеха стала стратегия развития, включающая интеграцию с высокотехнологичным бизнесом, предоставление условий для развития инновационных компаний, выстраивание образовательной среды в сотрудничестве с крупными компаниями, ориентацию образовательной и научной деятельности на практические проекты, а также междисциплинарные исследования, использование групповых форм работы, выведение результатов проектов на рынок студентами уже во время обучения. Формируя вокруг себя высокотехнологичную предпринимательскую среду, университет способствует приобретению практического опыта и востребованных компетенций как у студентов, так и у преподавателей.