Какие примеры городов-университетов нам известны? Существует две сложившиеся традиции в создании таких городов — европейская и американская. В Европе университеты приходили в уже существующие города и встраивались в их среду, в США — ввиду наличия обширных незаселенных территорий — наоборот, города строились вокруг университетов. В наши дни это уже сложившиеся сообщества с богатой историей.
Интересен кейс кампуса
Калифорнийского университета в Ирвайне (University of California, Irvine; UCI или UC Irvine; США). В нем сочетается высокий уровень образования абсолютно разной направленности — 12 школ от биологических наук до бизнеса — с развитой инфраструктурой для проживания в городе. Он находится между Лос-Анджелесом и Сан-Диего, то есть не изолирован от других городов и сохраняет с ними связь. Ирвайн отличается высоким уровнем медицины, благодаря университетскому медицинскому центру, в котором проводятся исследования и оказывается медпомощь, вплоть до самых базовых услуг. В городе есть рекреационный центр, где жители могут заниматься фитнесом и киберспортом, кулинарией, кататься на лодках и т.д. Около 500 крупных компаний имеют офисы в Ирвайне. Прекрасный пример того, каким должен быть город-университет — когда образовательная организация разворачивает жизнь вокруг себя и делится ресурсами с городом.
Другой пример —
Делфтский технический университет (Delft University of Technology; TU Delft; Нидерланды). Его считают одним из лучших университетов мира в области технологий и инженерии. По площади кампус вуза больше, чем сам город, ежедневно его посещает 27 тысяч человек, среди них: студенты, преподаватели, работники кампуса и компаний, офисы которых там находятся. Дорожная сеть обеспечивает высокую мобильность — здесь можно передвигаться и на велосипедах, и на общественном транспорте. В Делфте точно так же, как и в Ирвайне, созданы комфортные условия для жизни.
Часто при создании городов-университетов возникает проблема неэффективного использования городского пространства. Это усложняет отношения между университетской корпорацией и городским населением. У этой проблемы даже есть название "
town-gown relations" и несколько измерений, важнейшие из которых — дизайн физического пространства города и экономическое партнерство между городским населением и университетом. Яркий
пример создания гармоничных отношений с точки зрения географии —
Государственный Университет Кента (Kent State University, Огайо, США). Изначальный дизайн города предполагал физическое разделение университетского и городского сообществ, что привело к оттоку населения — в дневное время город напоминал пустыню. В 2009 году начался редевелопинг, основанный на создании большого количества аллей, пеших зон и парков, соединяющих части города. Такой подход исправил ситуацию с изоляцией и соединил кампус с городом.
В сфере делового сотрудничества приведу пример бизнес-акселератора
LaUNCH Incubator. Его цель — рост высокоэффективных стартапов и компаний в сообществе города Чапел-Хилл, в котором находится
Университет Северной Каролины (University of North Carolina at Chapel Hill, США). Менторство, офисные помещения, возможности для обучения, технические ресурсы и нетворкинг — то, что получают участники программы акселератора. Финансирование проекта осуществляется совместно с округом Ориндж, городом Чапел-Хилл и Университетом.
В случае России, кампусы, как правило, автономны и имеют изолированную среду — то есть, вынесены за пределы городов.
Сколково,
Иннополис,
Кольцово — все эти города, хоть и формально входят в городские агломерации, экономически и культурно существуют отдельно от них. Они практически не влияют на городскую жизнь, развитие инфраструктуры и городского сообщества.