Роль образования в развитии малых городов

АВТОР:
Дмитрий Крутов
Forbes Education Contributor
сооснователь и генеральный директор образовательной платформы Skillbox
Малые города — специфическое явление в российской истории. С одной стороны, их основание было связано с укреплением государства на новых территориях. С другой — их перепрофилировали, основываясь на экономических и общественных целях. К примеру, Арзамас и его промышленное значение, город Саров и разработка ядерного оружия, всем известные наукограды — Фрязино, Обнинск, Мичуринск. Большинство исследований в этих городах были направлены на развитие промышленности, в частности, военной. Поскольку государственная экономическая политика была направлена на интенсивную индустриализацию, в XX веке центральными пунктами малых городов, как правило, были некие градообразующие предприятия. Отсюда и название «промышленный городок». Эти процессы не могли не затронуть культурный ландшафт — ведь индустриализация и построение нового общества базировались на убеждении о радикальном разрыве с прошлым. Так, аутентичный культурный облик городов постепенно уходил на второй план. А после распада Советского Союза и перехода к рыночной экономике эти города и вовсе оказались в упадке — без рабочих мест, культурных пространств, образовательных учреждений и досуговых центров. Согласно исследованиям, основная причина для миграции молодых людей из малых городов — учеба в мегаполисах, после которой они, как правило, не возвращаются, поскольку хотят строить карьеру в крупных городах. По данным нескольких исследований, в некоторых населенных пунктах отток молодежи после окончания школы может численно составлять до половины всего населения.

Решение проблемы малых городов, которых в России более 70%, требует комплексного подхода, в котором, с моей точки зрения, ведущую роль будут играть цифровые технологии и образование.

На смену индустриальной экономике с характерными ей заводами, промышленными предприятиями и добывающей индустрией приходит цифровая. Это значит, что малые города теперь могут не зависеть от природных ресурсов и промышленности. К примеру, в Канаде вопрос оттока молодых специалистов из маленьких городов иногда решается именно за счет прихода технологических компаний и создания ими рабочих мест.
Какую роль должно играть образование?

Университеты — экономические якоря во многих городах Европы и США. С одной стороны, благодаря им развивается малый бизнес — кафе, рестораны, развлекательные и культурные площадки. Что, в свою очередь, обеспечивает прирост рабочих мест. С другой стороны, университеты, сотрудничающие с компаниями, интегрируют студентов и выпускников в глобальную экономику внутри региона, поэтому уезжать из него не нужно. Города, в которых находится крупный вуз, становятся или изначально строятся как города-университеты, жизнь в которых довольно сильно отличается высоким качеством, безопасностью и крепким сообществом.

Опыт США демонстрирует, что есть принципиальная разница между университетскими городами и другими типами городов. Профессор географии Блейк Гумпрехт в своем исследовании об американских городах-университетах ссылается на данные, которые демонстрируют, что:

  • города-университеты идеальны для молодежи;
  • их население имеет хороший уровень образования;
  • семейные доходы здесь высоки, а уровень безработицы низок;
  • жители предпочитают арендовать жилье;
  • города-университеты не конвенциональны: в них живут прогрессивные люди, заботящиеся об окружающей среде и создающие кооперативы;
  • в них процветает космополитизм, так как большинство людей приехали из разных регионов и представляют разные культуры.
Какие примеры городов-университетов нам известны?

Существует две сложившиеся традиции в создании таких городов — европейская и американская. В Европе университеты приходили в уже существующие города и встраивались в их среду, в США — ввиду наличия обширных незаселенных территорий — наоборот, города строились вокруг университетов. В наши дни это уже сложившиеся сообщества с богатой историей.

Интересен кейс кампуса Калифорнийского университета в Ирвайне (University of California, Irvine; UCI или UC Irvine; США). В нем сочетается высокий уровень образования абсолютно разной направленности — 12 школ от биологических наук до бизнеса — с развитой инфраструктурой для проживания в городе. Он находится между Лос-Анджелесом и Сан-Диего, то есть не изолирован от других городов и сохраняет с ними связь. Ирвайн отличается высоким уровнем медицины, благодаря университетскому медицинскому центру, в котором проводятся исследования и оказывается медпомощь, вплоть до самых базовых услуг. В городе есть рекреационный центр, где жители могут заниматься фитнесом и киберспортом, кулинарией, кататься на лодках и т.д. Около 500 крупных компаний имеют офисы в Ирвайне. Прекрасный пример того, каким должен быть город-университет — когда образовательная организация разворачивает жизнь вокруг себя и делится ресурсами с городом.

Другой пример — Делфтский технический университет (Delft University of Technology; TU Delft; Нидерланды). Его считают одним из лучших университетов мира в области технологий и инженерии. По площади кампус вуза больше, чем сам город, ежедневно его посещает 27 тысяч человек, среди них: студенты, преподаватели, работники кампуса и компаний, офисы которых там находятся. Дорожная сеть обеспечивает высокую мобильность — здесь можно передвигаться и на велосипедах, и на общественном транспорте. В Делфте точно так же, как и в Ирвайне, созданы комфортные условия для жизни.

Часто при создании городов-университетов возникает проблема неэффективного использования городского пространства. Это усложняет отношения между университетской корпорацией и городским населением. У этой проблемы даже есть название "town-gown relations" и несколько измерений, важнейшие из которых — дизайн физического пространства города и экономическое партнерство между городским населением и университетом. Яркий пример создания гармоничных отношений с точки зрения географии — Государственный Университет Кента (Kent State University, Огайо, США). Изначальный дизайн города предполагал физическое разделение университетского и городского сообществ, что привело к оттоку населения — в дневное время город напоминал пустыню. В 2009 году начался редевелопинг, основанный на создании большого количества аллей, пеших зон и парков, соединяющих части города. Такой подход исправил ситуацию с изоляцией и соединил кампус с городом.

В сфере делового сотрудничества приведу пример бизнес-акселератора LaUNCH Incubator. Его цель — рост высокоэффективных стартапов и компаний в сообществе города Чапел-Хилл, в котором находится Университет Северной Каролины (University of North Carolina at Chapel Hill, США). Менторство, офисные помещения, возможности для обучения, технические ресурсы и нетворкинг — то, что получают участники программы акселератора. Финансирование проекта осуществляется совместно с округом Ориндж, городом Чапел-Хилл и Университетом.

В случае России, кампусы, как правило, автономны и имеют изолированную среду — то есть, вынесены за пределы городов. Сколково, Иннополис, Кольцово — все эти города, хоть и формально входят в городские агломерации, экономически и культурно существуют отдельно от них. Они практически не влияют на городскую жизнь, развитие инфраструктуры и городского сообщества.
Зачем Skillbox cобственный кампус?

Мы задумались о том, как создать для студентов Skillbox среду, в которой они смогут не только устраиваться на работу, но и вести собственные исследования, проверять гипотезы, преподавать и сотрудничать с другими академическими институциями. По сути, наша следующая большая цель — создание полноценного университета в малом городе со смешанным форматом обучения, где акцент будет не только на ДПО (прим.ред. дополнительное профессиональное образование), но и на более глубоких академических программах. Одна из задач — дать возможность молодым ученым и специалистам делать карьеру в родном городе.

Кампус будет строиться в Вышнем Волочке. Мы выбрали этот город, так как он является связующим звеном между Москвой и Санкт-Петербургом. Это город с богатой и интересной историей, о которой мало кто знает. Мы же стремимся возрождать культурную идентификацию городов. Если рассматривать строительство кампуса с экономической точки зрения, то, по нашим предварительным оценкам, оно обойдется примерно в 10 млрд рублей. Часть средств будет выделена из государственного бюджета, также предполагается привлечение инвестиций от крупного бизнеса. В университете планируется вести обучение по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также организовать исследовательские лаборатории.
Вышний Волочек — город (с 1770 года) в Тверской области России. Население — 45 481 человек (2020). Расположен на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Цне в 119 км к северо-западу от Твери.

Здесь находится старейшее искусственное водохранилище России — Вышневолоцкая водная система, благодаря которой Вышний Волочек стал экономически важным путем, обеспечивавшим Петербург продовольствием.

Город сохраняет многовековой статус исторического пути, соединявшего Москву и Петербург. В 2021 году Вышний Волочек будет включен в туристический межрегиональный маршрут и станет конечной точкой «Государевой дороги»
    Вышний Волочек — город (с 1770 года) в Тверской области России. Население — 45 481 человек (2020). Расположен на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Цне в 119 км к северо-западу от Твери.

    Здесь находится старейшее искусственное водохранилище России — Вышневолоцкая водная система, благодаря которой Вышний Волочек стал экономически важным путем, обеспечивавшим Петербург продовольствием.

    Город сохраняет многовековой статус исторического пути, соединявшего Москву и Петербург. В 2021 году Вышний Волочек будет включен в туристический межрегиональный маршрут и станет конечной точкой «Государевой дороги»
    Население нашего города меньше 46 000 человек, и с каждым годом эта цифра только уменьшается. Молодые люди уезжают из Вышнего Волочка в крупные города, потому что не видят здесь условий и перспектив для развития в современных профессиях. Университетский кампус станет для нашей молодёжи новой точкой притяжения и возможностью для самореализации в родном городе. Такой город-университет изменит жизнь не только наших студентов, но и взрослого поколения, ведь строительство кампуса поспособствует развитию экономики в нашем регионе. Времена меняются, и теперь не обязательно строить крупное предприятие для обеспечения занятости населения, а достаточно открыть город-университет с возможностью изучения цифровых профессий
    Ольга Калинина, первый заместитель главы администрации Вышневолоцкого городского округа
    Сейчас в России порядка 2 млн разработчиков — но, чтобы поддерживать текущие темпы цифровизации, по нашим оценкам, нужно еще, как минимум, 1,5 млн специалистов этого направления. На базе только смешанного формата получить такое количество профессионалов невозможно, так как для полноценного развития и обучения им необходима соответствующая среда, которая сможет обеспечивать совместную работу специалистов и экспертов, крупных исследователей и молодых ученых. Только так мы сможем достичь качественного и системного образовательного результата с прогрессивным подходом к индустрии.

    Среда также важна и для сотрудничества образования с бизнесом. На кампусе будет создан технопарк — место встречи студентов и компаний-работодателей, которые предоставят рабочие места, в том числе, и местным жителям. Это совершенно новая ветвь развития для Skillbox, а также большая возможность для города, в котором будет находиться кампус.

    За образец мы взяли кампусы, которые встроены в среду и выводят город на новый уровень развития, то есть становятся центрами перепрофилирования. Учитывая специфику развития российских регионов, мы понимаем, что использовать город исключительно как землю, на которой будет выстроен кампус, — неверное решение. Мы стремимся к тому, чтобы восстанавливать культурную идентичность и сохранять историческое наследие путем реставрации архитектурных памятников и, в целом, воссоздания аутентичного вида города. С нашей точки зрения, развитие городской инфраструктуры — важнейшая задача, с которой мы должны работать. К ней относится создание удобной дорожной сети, рекреационных зон, библиотек, привлечение строительных компаний, развитие качества медицинского обслуживания. Такой амбициозный проект возможно осуществить только в условиях сотрудничества большого бизнеса, у которого есть опыт работы с рыночными кейсами, и государства, имеющего административный ресурс.
      Сейчас происходит трансформация в просветительской и урбанистической сферах. Образование покидает стены учебных заведений и становится частью «городской ткани» – город без него уже не может развиваться. Поэтому проект города-университета очень своевременный. Skillbox разбирается в форматах нового образования. Такой игрок действительно может помочь целому городу трансформироваться, а людям – самореализоваться внутри него на всех жизненных этапах. В этом масштабном проекте важна синхронизация образовательных решений и региональных потребностей, так как экономика растет постепенно, важно настраивать содержание образования под каждый шаг развития. Также важно, чтобы все, кто влияет на жизнь города, а именно ключевые бизнесы, городские власти и местные сообщества, приняли участие в данной инициативе. Только объединение усилий разных заинтересованных сторон позволит добиться успеха в строительстве и совершенствовании университетского кампуса.
      Павел Лукша, российский футуролог, эксперт Центра развития образования бизнес-школы СКОЛКОВО (SEDeC), основатель инициативы Global Education Futures.
      Посредством реализации проекта мы нацелены решить несколько проблем Вышнего Волочка: отток молодых специалистов, отсутствие интеграции города в цифровую экономику и обновления социальной инфраструктуры, а также утрату его культурной идентичности.
        10 сентября / 2021
        МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ