Цена вопроса Британский композитор и бывший директор Национального театр в Лондоне
Доминик Малдауни как-то написал, размышляя об опере: «Если я не разбираю пения, зачем вообще петь?».
Адаптируем вопрос к теме образования — он бы звучал так: если я не понимаю, как применить свое образование, зачем его получать?
Малдауни своим вопросом возвращает нас к истокам зарождения жанра — искусству, которое создавалось в Италии как идеальный баланс текста и музыки. Два разных вида искусства существуют не раздельно, а обогащая и поддерживая друг друга. В биологии есть подходящий пример для описания такого баланса — мутуализм, то есть, форма взаимополезного сожительства двух видов. Иногда речь идет даже не о сожительстве, а о модели, когда два вида полностью полагаются друг на друга для эффективного функционирования, иными словами — выживания (примеров масса: насекомые-опылители и растения, грибы и водоросли и т.д.). Никаких издержек, никаких излишков — максимальная эффективность. Именно такая модель мутуализма и баланса подходит больше всего для того, чтобы объяснить, как работает образование в Канаде, и почему оно стоит сравнительно небольших денег.
Почти все образование в этой стране — государственное (частному тяжело с ним конкурировать). Образовательный «конвейер» настроен весьма успешно:
· ВУЗы выпускают квалифицированных, прокачанных специалистов;
· Благодаря работе этих специалистов, бизнес растет;
· Растет бизнес – растут налоговые отчисления, пополняя экономику;
· Экономика развивается, у государства становится больше возможностей инвестировать в ВУЗы;
цикл замкнулся, как мы видим.
Более того, в образование активно инвестирует и сам бизнес — в виде оборудования, лабораторий, материалов, распространения знаний (конференции, семинары, лекции, преподавали из индустрии). Государство, по сути, выступает как посредник, получая вливания от бизнеса и распределяя ресурсы так, чтобы и дальше поддерживать образование на высочайшем уровне. В итоге система работает как часы. Именно поэтому удается удерживать стоимость образования на весьма доступном уровне.