Через знания к звездам: почему канадская модель образования одна из самых эффективных в мире

АВТОР:
Николай Сыров
Forbes Education Contributor
журналист, эксперт в сфере международного образования
Образование в Канаде - одно из лучших в мире. Наиболее наглядно этот факт демонстрирует количество международных студентов, ежегодно отправляющихся учиться в Канаду. За период с 2014 по 2018 годы количество студентов из других стран здесь выросло на 68%, и сейчас составляет уже более 720 тысяч человек.

На ум приходят очевидные мировые показатели:
· Топ-9 по свободе экономики (1-е место среди обеих Америк),
· Топ-10 богатейших стран,
· Топ-6 самых безопасных стран,
· Топ-9 самых счастливых стран.

Но как канадцам удалось достичь такого процветания, будучи страной, созданной иммигрантами из разных концов света, и имея за плечами чуть более 150 лет истории?

Ответ на этот вопрос — предмет целого исследования.

В этой же небольшой статье я постараюсь ответить на другой вопрос: почему канадская модель образования одна из самых успешных и эффективных в мире.

58 крытых мостов

Как ни парадоксально, но самое качественное образование — самое экспериментальное, самое гибкое и, в некотором смысле, самое рискованное. Образование — приключение, вызов, исследование нового, выход за границы знакомого и освоенного, разрыв шаблонов.
В 2018 году, во время своего второго путешествия по Канаде, я посетил маленькую восточную провинцию Нью-Брансуик. Как-то, по пути из одного города в другой, мы проезжали мимо крытого деревянного моста. Он выглядел старым. Казалось, что он вот-вот развалится. Внешне конструкция походила скорее на амбар, чем на мост. Водитель указал на него рукой и с максимально уважительно-серьезным выражением лица поведал историю: этот мост — один из 58 деревянных крытых мостов, построенных еще в начале XX века и сохранившихся по сей день. Сейчас они историческое достояние Канады. Все деревянные, с крышей, их никто и никогда не красил. Зачем строить мосты в виде амбаров? Оказалось, что провинция в начале ХХ века жила преимущественно скотоводством, а наличие множества рек и водоемов вынуждало пастухов возводить мосты для переправы скота. Животные боялись переходить по открытым мостам, поэтому их стали строить похожими на реальные хлева: животные думали, что это дом родной, и спокойно переходили по замаскированному мосту.
Если продолжить аналогию, то канадцы видят образование не как мост, а сразу как другой берег. Вместо закостенелой системы, где весь упор идет на поддержание моста и прохождение оного, образование в канадском университете — непрерывное и интенсивное исследование, постоянный поиск ответа на вопрос «Как попасть на другой берег?». То есть, сам процесс обучения строится, как одно большое исследование:
Как улучшить мост?
Как построить следующий более эффективно?
Чем еще воспользоваться для переправы, кроме моста?

В канадских университетах студентов учат самому главному: думать и быть свободными. Так рождаются и культивируются ответственность и инновации, а общество собирает богатый урожай в виде стремительного прогресса.

Конечно, это не единственная причина нахождения Канады на 3-ей позиции в рейтинге лучших систем образования в мире, но, безусловно, фундамент ее успеха.


Мёд в египетских гробницах

Есть легенда: археологи, вскрывая древнеегипетские гробницы, находили в них полностью сохранившиеся горшки с медом – предметы, которые, казалось бы, трудно было ожидать увидеть в тысячелетнем захоронении. Говорят, за прошедшие века тот мед не испортился, – получается, что речь идет о продукте, который способен храниться практически вечно.

Причем тут мед, спросите вы? А при том, что канадцы понимают, что образование — это продукт, который не должен портиться. И даже если сейчас тому или иному знанию нет очевидного практического применения, когда-то в будущем оно найдется для совершения экономического прорыва, осуществления технической революции или спасения чьей-то жизни.

Государство тратит огромные деньги (больше, чем любая из стран участниц G7) на создание лабораторий в вузах, оснащение классов, накопление и практическое применение знаний.

За время своих путешествий по Канаде я посетил более 30 высших учебных заведений, и могу с уверенностью сказать, что студентам обычных государственных колледжей доступны такие ресурсы и оснащение, какие редко встретишь в ВУЗах других стран.

Канада вкладывается и в исследования на базе университетов. При сравнительно небольшом населении (37,5 миллионов человек) и поистине крошечном количестве университетов (96 университетов против 4 500 в США), Канада входит в Топ-7 стран по количеству исследований на базе высших учебных заведений.


2000 путешествий пчелы

Чтобы добыть ложку меда (в одной ложке 30 г меда = 60 г нектара), пчела должна совершить 2000 вылетов, а ведь в день она способна совершать только 10 путешествий. Делайте выводы, как говорится.

Подобный принцип постоянной и непрерывной работы применителен и к системе обучения в канадских вузах. Если говорить максимально просто: у студентов нет опции ничего не делать, а потом за пару бессонных ночей вызубрить учебник и успешно сдать экзамены. «Закрыть» предмет, то есть успешно его сдать, можно только если студент работает с первого дня и в течение всего семестра. Это контролируется процентной системой успеваемости. Изначально каждый предмет это 100% (стандартно в семестр студенты изучают 5 предметов, можно взять и 6), эти 100% состоят из семинаров, лекций, мероприятий, стажировок, письменных работ, экзаменов и посещаемости. На деле, все регулируется системой credits.

1 предмет = 3 credits, а каждый credit = 45-48 контактных (учебных) часов.

Задача студента набрать больше минимального количества, требуемого для зачета — обычно от 70% и выше. Если ничего не делал в течение семестра, экзамен не спасет, credit не будет зачтен, студент, в лучшем случае, отправится на пересдачу в следующем семестре, а в худшем (если провалил несколько предметов) — придется повторять год, может быть, даже попрощаться с ВУЗом.


Один за всех, все за одного

Бейсбол, фанатом которого я являюсь, — удивительный вид спорта. Прелесть его заключается в том, что достижения одного игрока в команде несопоставимо меньше достижений всей команды целиком. Приведу конкретный пример. Каждый игрок может мощно взмахнуть битой и отбить мяч на трибуны: так он забьет гол, а точнее заработает solo homerun, и на табло появится единичка. Но если до него еще трое игроков также мощно взмахнули битами и вместо сольного гола (рана) захватили базы, то наш герой обеспечит тем же самым удачным взмахом не единичку на табло, а четверку (по-бейсбольному — grand slam), то есть, он не только сам забьет условный гол, но и закрепит успех предыдущих игроков.

Мы подошли к еще одной причине, по которой я считаю канадское образование лучшим в мире: в среднем, 50% работы и обучения вне лекций проходит в группах. Студентов приучают к работе в команде, но не в ущерб индивидуальным достижениям. Принцип, которым пронизан весь учебный процесс: индивидуальные достижения максимально эффективны, когда они подкреплены достижениями других. Такой подход, с одной стороны, позволяет воспитать настоящих лидеров, а с другой - не авторитарно, а абсолютно естественно формирует социальную ответственность. Образование нужно, в первую очередь, как мне кажется, именно для этого, а не только для прокачки скиллов. Впрочем, и с последним в канадских ВУЗах все на высочайшем уровне.


Теория и практика

В японском кукольном театре бунраку каждой куклой управляют три артиста. По традиции, минимальный срок обучения — 10 лет. Но главный мастер должен учиться и практиковаться не менее 30 лет. И вот что примечательно — главный мастер (оми-дзукай) управляет не только головой, но и туловищем, и правой рукой. Важно не только думать, но и делать. Теория и практика: одно неотделимо от другого.

В Канаде — культ практического образования. Такого количества практик и стажировок, встроенных в учебный план, вы точно не найдете ни в одной другой стране мира. Стандартная стажировка длится от 3 до 6 месяцев, и, чаще всего, оплачивается. Если практика обязательна, то не отработав, вы не получите диплом. Студент на выходе получает важную для канадских работодателей строчку в резюме и опыт реальной full-time работы в индустрии. По статистике, каждый пятый студент в Канаде проходит долгосрочную стажировку.

Посещая ВУЗы Канады, я общался с их представителями и директорами учебных программ. Все как один обращали мое внимание на то, что правительство провинции минимум раз в год изымает у ВУЗа учебные программы и показывает их представителям бизнеса. Те, в свою очередь, банально сверяют программы с тем, что реально требуется для работы в той или иной индустрии. Выявленные несоответствия и необходимые изменения моментально вносятся в программу.

Здесь существует важный для высших учебных заведений показатель — graduate employment rate. Это процент студентов, которые находят работу по специальности(!) в течение 3-6 месяцев после окончания программы обучения. Например, в государственных колледжах Канады этот показатель колеблется от 80% до 90%. В университетах он немного ниже — в среднем, 75%. Большинству стран мира о таких цифрах приходится только мечтать, тут Канада опережает даже США и Великобританию.


Цена вопроса

Британский композитор и бывший директор Национального театр в Лондоне Доминик Малдауни как-то написал, размышляя об опере: «Если я не разбираю пения, зачем вообще петь?».

Адаптируем вопрос к теме образования — он бы звучал так: если я не понимаю, как применить свое образование, зачем его получать?

Малдауни своим вопросом возвращает нас к истокам зарождения жанра — искусству, которое создавалось в Италии как идеальный баланс текста и музыки. Два разных вида искусства существуют не раздельно, а обогащая и поддерживая друг друга. В биологии есть подходящий пример для описания такого баланса — мутуализм, то есть, форма взаимополезного сожительства двух видов. Иногда речь идет даже не о сожительстве, а о модели, когда два вида полностью полагаются друг на друга для эффективного функционирования, иными словами — выживания (примеров масса: насекомые-опылители и растения, грибы и водоросли и т.д.). Никаких издержек, никаких излишков — максимальная эффективность. Именно такая модель мутуализма и баланса подходит больше всего для того, чтобы объяснить, как работает образование в Канаде, и почему оно стоит сравнительно небольших денег.

Почти все образование в этой стране — государственное (частному тяжело с ним конкурировать). Образовательный «конвейер» настроен весьма успешно:
· ВУЗы выпускают квалифицированных, прокачанных специалистов;
· Благодаря работе этих специалистов, бизнес растет;
· Растет бизнес – растут налоговые отчисления, пополняя экономику;
· Экономика развивается, у государства становится больше возможностей инвестировать в ВУЗы;
цикл замкнулся, как мы видим.

Более того, в образование активно инвестирует и сам бизнес — в виде оборудования, лабораторий, материалов, распространения знаний (конференции, семинары, лекции, преподавали из индустрии). Государство, по сути, выступает как посредник, получая вливания от бизнеса и распределяя ресурсы так, чтобы и дальше поддерживать образование на высочайшем уровне. В итоге система работает как часы. Именно поэтому удается удерживать стоимость образования на весьма доступном уровне.
Несмотря на то, что для международных студентов стоимость обучения все же выше, чем для самих канадцев, вы можете получить степень бакалавра в государственном колледже (напоминаю про рейтинг трудоустройства по специальности от 80% и выше) за C$15-17 000 в год ($11-12 000). Это на порядок меньше, чем платят международные студенты в Австралии, Великобритании и США. При этом канадские колледжи предлагают не только программы бакалавриата, но и 2-3-годичные дипломные программы, 1 семестр из которых, зачастую, студент может посвятить полноценной практике. Стоимость образования в университетах выше, чем в колледжах, но все равно вполне бюджетна по сравнению с США: в среднем за год придется заплатить C$25-40 000 ($17-28 000). Такой порядок цен характерен для провинций Онтарио, Квебек и Британской Колумбии (всего их в Канаде 10, не считая 3 территорий). Стоит направить свой взор в сторону, например, Альберты или Манитобы, и вы уже можете рассчитывать на ценник в 1.5 раза меньше. Так, например, бакалавриат в одном из лучших ВУЗов мира University of Alberta (113-й в мире) можно получить за C$30 000 ($20 000) в год, а колледж NBCC в провинции Нью-Брансуик (та самая провинция с мостами) обойдется в C$12 000 ($8 000) за год. На проживание и питание можно смело закладывать ежегодные расходы в размере C$12-15 000 ($8-10 000).

И, внимание, вишенка на торте: Канада предоставляет каждому выпускнику государственного ВУЗа (при длительности программы от 2-х и более лет) право остаться в стране и работать до 3-х лет.
Безусловно, у любой системы есть свои недостатки. Очевидно также и то, что независимо от крутости системы образования, в конечном счете, все зависит от самого студента. Но, тем не менее, на сегодняшний день, взвешивая все за и против при выборе будущей альма-матер, канадское образование объективно должно быть, если не first choice, то точно в тройке лидеров списка рассмотрения.

17 апреля / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ