О настоящем и будущем онлайн-образования

Интервью с Генеральным директором Coursera Джеффом Маджионкальдой

Директор Forbes Russia Education
Forbes Russia Contributor
Генеральный директор Coursera Джефф Маджионкальда рассказал руководителю Forbes Education Юлии Черепановой о ценности диплома, эффективности онлайн-обучения, правилах для преподавателей, возможностях университетов и будущем платформы.
Образование изменится, но ценность диплома не снизится.

Существует мнение, что высшее образование устарело и в будущем на смену ему придут другие формы обучения – более короткие и емкие. Что вы думаете по этому поводу?

У меня предвзятое отношение к этому вопросу: я учился в университете, у меня есть магистерская степень, у моей жены магистерская и докторская степени, все мои дочери тоже получили высшее образование. Я согласен, что высшее образование переживает период очень серьезных изменений. И эти изменения абсолютно необходимы.

Во-первых, из-за развития технологий и глобализации набор того, что важно знать, меняется очень быстро. Многие учебные заведения сегодня задаются вопросом: чему следует учить современных студентов, чтобы повысить их шансы получить работу в будущем.

Во-вторых, мы видим, как разные отрасли одна за другой проходят через цифровую трансформацию. При этом, до недавнего времени, высшее образование оставалось неизменным. Я думаю, из-за пандемии 2020 год станет началом цифровой трансформации высшего образования.

Образование изменится, но ценность диплома не снизится.

Что такого ценного в дипломе? Почему нельзя получить необходимые знания без университета?

Есть много вещей, которым можно научиться онлайн, без университета. Но диплом – это доказательство. Это подтверждение того, что конкретный человек поступил в университет, изучил достаточно материала и успешно сдал экзамен. И мы можем с уверенностью сказать, что он обладает определенным набором знаний.

Например, если говорить об анализе данных (Data Science) - его можно освоить полностью самостоятельно. В то же время у нас на Coursera есть магистерская программа по анализу данных от Высшей школы экономики. Эта программа очень популярна не только в России, но и в некоторых других странах. С одной стороны, такой интерес к программе связан с тем, что ВШЭ – выдающийся, востребованный университет, а онлайн-программа более доступна, чем классическое образование: она гибкая, ради нее не нужно бросать работу. С другой стороны, когда у вас есть сокурсники, с которыми можно делать групповые проекты, когда у вас есть доступ к экспертам из отрасли, с которыми можно поговорить, ваше обучение становится намного более структурным. В результате, вероятность того, что вы приобретете необходимые знания, несопоставимо выше.

Кроме того, вы получите документальное подтверждение, которое поможет получить работу. Если на собеседовании один человек говорит: «Я знаю Data Science, я научился по роликам в Youtube», - а второй соискатель говорит: «Я закончил дипломную онлайн программу ВШЭ по анализу данных», - то, думаю, у второго человека больше шансов получить работу.


Большинство дипломных программ на Coursera магистерские. Почему нет бакалаврских программ?

У нас есть пара бакалаврских программ. Но вопрос отличный. Мы начали с магистерских программ по двум основным причинам.

Люди, которые учатся на магистратуре старше, у них часто есть семьи и работа. Для работающего человека цена классического образования возрастает: он должен бросить работу, поехать на кампус. Онлайн-программы для них - оптимальное решение. Студенты бакалавриата обычно не работают, им не нужно жертвовать чем-либо ради образования. К тому же, для них важна университетская жизнь - развлечения, новые друзья, возможность встретить будущего партнера. Социальная составляющая для бакалавриата намного более значима, чем для магистратуры.

Второй важный аспект: если вы посмотрите на дипломные программы на Coursera, то увидите, что многие из них фокусируются на продвинутых темах, по которым обычно нет классических бакалаврских программ.

Тем не менее, мы предполагаем, что в скором времени у нас появится намного больше бакалаврских программ. У нас уже есть бакалавриат по Data Science от Лондонского университета (University of London). Это очень популярная программа, которую уже прошли порядка 2000 студентов. У нас есть программа от Университета Северного Техаса (University of North Texas) – Bachelor of Applied Arts and Sciences.


Давайте вернемся к социальной составляющей обучения. На Coursera есть несколько программ МВА. Считается, что ценность MBA не только, и не столько, в приобретаемых знаниях, сколько в нетворкинге. У многих есть ощущение, что онлайн-программы МВА уступают очным, т.к. не предлагают достаточных возможностей для построения связей.

У Иллинойсского Университета (University of Illinois) была программа Executive Education (EMBA), которая проводилась очно в Чикаго и входила в топ-50 лучших программ в США. В какой-то момент университет открыл эту же программу в онлайн-формате на Coursera. И она оказалась настолько успешной, что университет принял решение закрыть свою очную программу в Чикаго и полностью сфокусироваться на онлайн-программе. На сегодняшний день ее закончили уже порядка 4000 человек. И, как вы понимаете, на программах EMBA нетворкингу уделяется огромное значение.

Иллинойсский Университет создает великолепные условия для нетворкинга: вы общаетесь через Zoom, в групповых проектах, в Slack и онлайн. Заканчивая программу, вы знаете всех своих однокурсников, так как постоянно делали с ними групповые проекты. Вы такой же выпускник Иллинойсского Университета, как те, кто учился очно.

Мы получали комментарии, что экспертиза и мнения участников онлайн-программ более ценны и разнообразны, поскольку все студенты продолжают работать во время обучения, больше национальное разнообразие, а значит - больше интересных кейсов. Другое наблюдение: большинство людей сегодня работают онлайн, и студенты часто отмечают, что обучение онлайн, на самом деле, дает более реалистичный опыт.


Недавно вышла обновленная версия Coursera for Campus – платформы для университетов, которые хотят перейти на смешанное или онлайн-обучение. Как вы помогаете вузам организовать дистанционное обучение при помощи Coursera for Campus?

Мы запустили Coursera for Campus в октябре 2019 года и не знали, что начнется пандемия. Как оказалось, мы выбрали подходящее время.

В феврале 2020 года сервис использовали 30 университетов. Когда началась пандемия, мы совместно с этими университетами задумались о том, как можно помочь системе образования. Наши партнеры проявили огромную щедрость и предложили сделать все свои курсы доступными для других вузов до 30 сентября 2020 года. В итоге, число университетов, использующих Coursera for Campus, выросло с 30 до 3700! У большинства присоединившихся к нам вузов не было никакого опыта работы онлайн.

Первое, что может сделать университет, использующий Coursera for Campus, это начать использовать уже существующие курсы, созданные лучшими университетами мира. Это даст преподавателям вуза представление о том, каким может быть онлайн-образование, увидеть лучшие практики, на реальном примере понять, как лучше разбивать видео, как использовать тесты, как давать задания на чтение.

14 октября 2020 года мы анонсировали специальное предложение. Как только университет начинает использовать существующие курсы в Coursera for Campus, он может создавать собственные курсы бесплатно, используя тот же самый набор инструментов, которым пользовались наши партнеры последние 7 лет. То есть, вы можете посмотреть курс и, используя его как пример, начать создавать собственные программы.

Кроме того, у нас есть специальный ресурс, который называется Online Teaching Center. Это специальный сайт для преподавателей, где мы рассказываем, как создавать курсы, а некоторые из наших университетов-партнеров делятся готовыми ресурсами. У нас есть курсы о том, как создавать курсы на Coursera!


Насколько глубоко нужно переосмыслить подход к обучению, чтобы он был эффективен онлайн? Речь о принципиально других методах обучения или классические принципы продолжают работать?

Я думаю, с онлайн-образованием такая же история, что и с дистанционной работой. Сейчас мы все начали работать из дома. Нужно ли изменить подход к работе? Ответ: и да, и нет. Для работы по-прежнему нужно быть дисциплинированным, уметь общаться с людьми, обладать нужными навыками, нужно планировать и укладываться в сроки. Все это не изменилось. Но то, как мы общаемся через видеоконференции, как используем совместные документы и чаты – это новое. Появились новые возможности, но суть не изменилась.

Такая же ситуация с подходом к обучению. Есть научные модели, которые показывают, как человеческий мозг учится. Наш мозг не стал работать по-другому из-за коронавируса: мы сначала видим и копируем, потом понимаем принципы, и, в итоге, применяем их. Мы лучше учимся, если применяем идеи на практике. Также известно, что если вы сталкиваетесь с практической необходимостью вспомнить факт или цифру, то запоминаете этот факт или цифру лучше, чем если бы просто заучили их. Все эти научные принципы одинаково работают в реальном и цифровом мирах. Но в онлайн-обучении есть дополнительные возможности, которых нет в лекционном зале. Можно начать лекцию, прерваться на практическое задание, продолжить лекцию, перейти в персональные комнаты для группового обсуждения с однокурсниками. Раньше это было невозможно.


Вы однажды упомянули, что онлайн-лекции должны строиться иначе, не так, как офлайн. Что вы имели в виду?

У меня есть любимая метафора: если вы возьмете видеокамеру и сделаете запись спектакля, у вас не получится кино. У вас получится видеозапись спектакля.

Многие преподаватели были вынуждены перейти в онлайн из-за пандемии. Они включили камеры и начали читать свои стандартные полуторачасовые лекции. Вот только их студенты свои камеры выключили, и в конечном итоге складывалось ощущение, что лекция идет в огромном пустом зале.

Мы недавно опубликовали большое исследование "The drivers of quality report", в котором рассказали о характеристиках онлайн-курсов, которые нравятся студентам.

За время существования Coursera у нас было порядка 200 миллионов регистраций на курсы. У каждого студента есть возможность оценить курс и лектора, написать отзыв.

Так вот, для нашего исследования мы изучили все эти отзывы и сопоставили их со структурой курсов. И оказалось, что есть определенные вещи, которые может сделать преподаватель, чтобы ученики были довольны своим онлайн-курсом.

Первое правило – лекции нужно разбивать на маленькие отрезки по 5-10 минут, чтобы можно было остановиться, пересмотреть отрывок или отдохнуть. Второе – это практические проекты, когда вы можете послушать, а потом сделать: создать проект или применить знания. Это очень важные правила для создания успешного опыта онлайн-обучения.


Каждый день появляются новые онлайн-курсы и образовательные платформы. Зачастую они создаются людьми без экспертизы в сфере образования. На ваш взгляд, нужно ли профессионально разбираться в педагогике, чтобы разработать хороший онлайн-курс?

Если мы посмотрим на число людей во всем мире, которые учат друг друга, то увидим, что оно колоссально. На Youtube загружены сотни миллионов видеороликов, которые учат всему, что только можно представить. И часть этого контента, конечно, не очень качественная.

Мне кажется, есть важная закономерность: чем больше времени и усилий человек планирует потратить на обучение, тем важнее для него качество курса. Для изучения простых, маленьких вещей подойдет непрофессиональный учитель, любой человек. Но как только тема становится более сложной, экспертиза выходит на первый план. Это не значит, что автор курса обязательно должен быть профессором. На Coursera есть великолепные курсы, разработанные Mail.ru и Яндексом. Эти курсы были созданы людьми, которые не являются профессиональными преподавателями, но они абсолютные эксперты в своей области.


Согласны ли вы с тем, что какие-то дисциплины преподавать онлайн сложнее, а какие-то проще? Например, IT более органично вписывается в онлайн-формат, чем обучение гибким навыкам?

Да, я абсолютно согласен.

Компьютерные науки легко изучать онлайн, поскольку вы учитесь программировать компьютер, сидя перед компьютером – и это очень логично. То же самое с анализом данных: вы обычно используете статистику на компьютере, а значит, и изучать ее при помощи компьютера удобно.

С гибкими навыками всё, действительно, сложнее. Мы можем разложить навык на две части: это теоретическое знание и практика. Возьмем для примера курс по публичным выступлениям. Теоретические принципы не сложно выучить онлайн: как правильно стоять, как подготовить речь, как репетировать, как работать с голосом. Но нельзя научиться без практики. И для публичных выступлений практические тренировки играют огромную роль. Во время выступлений вы нервничаете не потому, что не знаете теорию, а потому что находитесь перед большой аудиторией. Возможно ли научиться выступлениям, если вы тренируетесь перед зрителями онлайн? Может быть… Но сидеть перед камерой не то же самое, что сидеть перед пятьюдесятью живыми людьми. Я надеюсь, что в будущем VR поможет решить эту проблему и мы сможем создать ощущение присутствия, чтобы упростить обучение гибким навыкам.


По статистике большинство людей, зарегистрировавшихся на онлайн-курсы, не доходят до конца обучения. Почему это происходит?

Если говорить о людях, которые регистрируются на бесплатные онлайн курсы на Coursera, то только 10% проходят курс полностью. Вы скажете: «Ого! Это не очень хороший показатель». Но каждый бесплатный курс состоит из 5-7-минутных лекций. И если посмотреть на статистику того, какая доля людей, начавших смотреть лекцию, досматривает ее до конца, мы увидим, что это 86%. У многих людей просто нет цели пройти курс целиком, также как иногда люди пролистывают видео на Youtube или читают выборочные главы из книги.

Если посмотреть на платные курсы, то их заканчивают 60% от зарегистрировавшихся, а лекции досматривают до конца 98% студентов. То есть, люди, которые заплатили за курс, закончат его с намного большей степенью вероятности, чем те, кто учится бесплатно.

Если же посмотреть на тех, кто учится на дипломных программах на Coursera, например, на программах ВШЭ, то успешно до конца программу проходят 98% студентов – почти все! Потому что они хотят получить диплом. Мотивация имеет огромное значение.

Некоторые люди естественным образом более мотивированы, чем другие. И здесь важную роль имеет работа. Работа дает стимул учиться. Если вы учитесь для карьерного роста или повышения зарплаты, если вы рискуете потерять работу без обучения, у вас появляется сильная мотивация. Среди людей, которые не платят за свое обучение, но учатся в рамках корпоративной программы, процент прошедших курс до конца – 50%.


Есть ли прямая связь между продолжительностью курса и показателем завершения?

У коротких курсов показатели завершения немного лучше, чем у более продолжительных. Но намного большее значение имеет уровень сложности курса. Для платных курсов на начальном уровне показатель 62%, а вот для продвинутых курсов – всего 48%. Некоторые люди переоценивают свой уровень знаний и начинают продвинутый курс, а затем понимают, что курс слишком сложный.


Почему Coursera не делает курсы для детей?

Это вопрос фокуса. Есть много компаний, которые предлагают курсы для детей. Если компания пытается делать слишком много всего, она не делает это хорошо. В лучшем случае, она будет делать это «нормально», но не хорошо. Мы стараемся сохранить фокус. Мы понимаем, что наше главное преимущество – работа с некоторыми из самых престижных университетов мира. В России мы сотрудничаем со многими ведущими компаниями и университетами: Яндексом, Копроративным Университетом Сбербанка, Томским Национальным Исследовательским Университетом, Высшей Школой Экономики, Новосибирским Государственным университетом, Санкт-Петербургским Государственным Университетом. И нам хорошо удается поддерживать университеты и компании. Обучение детей – это совсем другая история. В первую очередь, детям нужно научиться социальным навыкам, им нужна помощь взрослых, им нужна любовь и эмоциональная поддержка. Взрослым все это нужно в значительно меньшей степени. Кроме того, взрослые могут сами выбрать программу обучения и заплатить за нее. Нам кажется, что бизнес-модель в обучении взрослых проще, чем в детском образовании.


В каких направлениях Coursera планирует развиваться в будущем?

В ближайшие годы мы планируем сконцентрироваться на развитии Coursera for Campus и практических проектов в Coursera Lab.

Мы отметили первую годовщину Coursera for Campus сразу несколькими новостями.

Во-первых, теперь есть бесплатная версия (Basic Plan) Coursera for Campus для всех университетов, которые хотят ее попробовать, но еще не приняли решение. Эта бесплатная версия будет доступна бессрочно. Мы также улучшили многие функции Coursera for Campus, особенно те из них, которые связаны с «академической честностью», то есть не позволяют студентам жульничать: антиплагиат, прокторинг, частное оценивание (когда преподаватели могут использовать готовые курсы или писать собственные тесты).


Чему, на ваш взгляд, нужно учиться, чтобы быть востребованным на рынке труда?

Я думаю, что в первую очередь нужно учиться тому, что вам интересно!


Можете ли вы порекомендовать курсы на Coursera, которые будут полезны каждому?

Вот самые популярные курсы за всю историю Coursera:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О COURSERA
Число пользователей в мире и в России
  • Пользователи
    72 млн зарегистрированных пользователей в мире, средний возраст – 30 лет

    1.98 млн в России (входит в топ-10 стран по количеству студентов на Coursera), средний возраст в России - 30 лет
  • 4,500+ курсов
    630 курируемых проектов, 476+ специальностей, 28 свидетельств профессиональной квалификации, 17 сертификатов MasterTracks, 20 дипломов

    300+ курсов на русском языке (включая курсы с субтитрами)
  • 200 университетов и отраслевых партнеров
    (150 университетов, более 50 отраслевых партнеров)

    Coursera сотрудничает с 14 партнерами в России (10 университетов, 4 отраслевых партнера).

    Среди партнеров в России: НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, ТГУ, Яндекс.
  • Способ
    обучения
    Использование мобильного телефона для обучения

    52% в мире
    50% в России
Топ-5 популярных курсов среди российских пользователей за все время
1
(Learning How to Learn)
Университет Макмастер, Калифорнийский университет в Сан-Диего
2
(Python Programming)
Высшая Школа Экономики
3
(Introduction to Machine Learning)
Высшая Школа Экономики, Школа анализа данных Яндекса
4
(Mathematics and Python for Data Analysis)
Московский физико-технический институт, Яндекс, E-Learning Development Fund
5
(Machine Learning)
Стэнфордский университет
44K+
студентов из России обучаются через Coursera for Campus
230K+
регистраций в России через Coursera for Campus
$400/студент по Institution plan
cтоимость для университетов; также есть бесплатный тариф


19 ноября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ